Исповедь столичного лимитчика

Артем Шевченко, для УП — Четверг, 17 апреля 2008, 12:34

В Киеве никогда не было настолько ярко выраженного понятия "лимитчики" и "лимита".

Это в отстраивающейся после войны Москве существовали ежегодные жёсткие ограничения – лимиты – на приезжих специалистов, сверх которого в столицу старались никого не пускать.

В Киев пускали всех и всегда. Прописывали, правда, не всех. Но таких жёстких лимитов, как в столице СССР, в Киеве никогда не вводили.

При "совке" все более-менее успешные и честолюбивые украинцы стремились в Москву. А уже после обретения Украиной независимости, такой карьерной "землёй обетованной" для многих львовян, днепропетровцев, харьковчан, дончан и жителей других украинских городов и весей стал Киев.

Среди моих друзей и коллег по журналистскому ремеслу таких большинство. Мы ехали в Киев, как покорители "Дикого Запада", бесцеремонно расталкивая локтями сонных и неповоротливых коренных киевлян.

Столица новой Украины стала своеобразным Эльдорадо. Городом возможностей для искателей приключений и авантюристов всех мастей. Именно их, как пылесосом, втягивал в себя древний Киев.

Сколько нас таких: приехавших однажды и оставшихся навсегда? Сотня тысяч? Или несколько сотен тысяч? Самозабвенно полюбивших этот город с его неповторимым вечным очарованием парков и круч, проспектов и переулков.

Но считать в течение ближайшего месяца будут только количество столичных избирателей и проценты их электоральных симпатий.

И когда я наблюдаю за набирающей обороты мэрской гонкой, меня удивляет, как фривольно все кандидаты жонглируют словом "киевляне", превратив его в банальный предвыборный фетиш.

Но многие ли из претендентов на мэрское кресло способны чётко и понятно рассказать, к кому они апеллируют? И что собой представляют нынешние жители города – древнейшего духовного центра славянской православной цивилизации?

Кто из них, рвущихся в высокое кресло столичного градоначальника, сможет нарисовать коллективный портрет нынешнего киевлянина, его сокровенных нужд и чаяний?

Беспринципный Черновецкий? Для которого киевляне – это, главным образом, пожилые люди с левобережных районов, не представляющие себе жизни в столице без денежных подачек с барского плеча и предвыборных коврижек из продуктовых наборов.

Самонадеянный Кличко? Сформировавшийся как великий спортсмен и общественный деятель в Германии и США, лишь в перерывах между боями заглядывавший ненадолго на огонёк в город своей бесшабашной юности, на радость тинэйджерам.

Пресный Турчинов? Днепропетровский аппаратчик, вынужденный послушно исполнять волю Тимошенко, которая свято верит в безгранично-безусловную любовь к себе столичных жителей.

Закостенелый Омельченко? Спешащий напомнить о себе измученным его градостроительными экспериментами киевлянам с упрямством, достойным лучшего применения.

Или публика масштабом помельче: Катеринчук, Пилипишин, Горбаль и прочие?

Кто из них способен чувствовать город настолько, чтобы уметь дышать с ним в унисон. И не только ароматом цветущих каштанов на живописном Крещатике. Но и выхлопными газами столичных пробок где-нибудь в районе разбитой строительством метро Московской площади.

Знать о проблемах самобытных обитателей отдалённой Троещины и о капризах избалованной печерской публики.

Кто из кандидатов отдает себе отчет, а главное осознает, почему в центре, на Пейзажной аллее и возле Октябрьской больницы строить никак нельзя, несмотря на объём заносимых во всевозможные инстанции взяток?

И почему на Левом берегу можно и нужно.

Кто из них задавался вопросом: зачем столице нужны две футбольные команды высшей лиги вместо одной всенародно любимой?

Все ли они знают, что Булгаковский дом № 13 на Андреевском спуске описан в "Белой гвардии", но никак не в "Мастере и Маргарите"?

Да и вообще знать Великих Киевлян и их творчество. Знать историю города, его традиции и культуру.

Таким должен быть новый столичный городской голова. Для тех, кто родился в Киеве. И для тех, кто, приехав однажды, остался с ним уже навсегда.

Но будет ли?

Артем Шевченко, автор и ведущий программы "Агенты Влияния", телеканал "ИНТЕР", для УП