Тимошенко: Заявления секретариата президента – для меня это белый шум
Юлия Тимошенко переходит в атаку в политической войне, которая развернулась между Кабинетом министров и секретариатом президента. В среду в Страсбурге премьер сделала сенсационное заявление – о намерении добиваться преобразования Украины в парламентскую республику.
На самом деле последствия этой инициативы идут очень далеко. Учитывая способность Тимошенко концентрироваться на идеях, теперь парламентская республика станет новым проектом, на который будут брошены все ее силы, а имеющиеся в распоряжении Тимошенко ресурсы станут разменной монетой в этой игре на длинную дистанцию.
Понятно, что переход к парламентской республике будет делаться путем уменьшения полномочий президента, тогда как на Банковой продолжают писать новую редакцию Конституции, наоборот, с усилением роли главы государства.
Сказав о своей инициативе на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, Тимошенко предоставила ей особый статус легитимности – международный. Это свидетельствует о серьезности намерений Тимошенко. И в новой матрице Ющенко будет сложно бороться с новацией, предложенной "заклятой союзницей".
В промежутках между встречами в Страсбурге "Украинской правде" удалось записать короткое интервью с Тимошенко, в котором она разъяснила свою позицию.
– Ваше заявление о том, что вы выступаете за преобразование Украины в парламентскую республику – это было ваше домашнее задание перед поездкой с тем, чтобы объявить именно в Страсбурге?
– Парламентская республика, учитывая сегодняшние политические реалии в Украине – это адекватная позиция.
– Когда вы для себя решили, что поддерживаете парламентскую республику? Накануне вечером перед выступлением?
– Когда внимательно выучила все "за" и "против" парламентской формы правления.
– Но ведь вспомните, как три года назад после принятия политреформы вы называли это отклонением!
– Это правда. Несбалансированность сегодняшней Конституции ведет к перманентным политическим кризисам. Я и сейчас считаю, что тогда было адекватным действием не голосовать за политреформу. Поскольку она принесла в Украину хаос.
– А теперь, значит, вы хотите углубить этот хаос?
– Я хочу провести нормальную сбалансированную конституционную реформу. Она будет коренным образом отличаться от того хаоса, который был начат в 2004 году.
– Учитывая, что вы предлагаете парламентскую республику, полноту власти сконцентрирует в своих руках премьер?
– Будет очень много власти в оппозиции, будет достаточно власти у президента, и будет абсолютно четкая исполнительная вертикаль у правительства. И самое главное – правительство всегда будет опираться на большинство в парламенте.
– Можно понимать, что в случае внесения изменений в Конституцию Вы окончательно отказываетесь от участия в выборах президента?
– Я давно сказала, что готова поддержать президента.
– Все-таки, может такое произойти, что вы будете принимать участие в выборах президента?
– Я могу сказать только то, что я сказала.
Действительно, сейчас наша команда имеет самые высокие шансы для победы на выборах президента. Именно поэтому мы хотим воспользоваться этим уникальным временем, чтобы на уровне Конституции в Украине была закреплена демократия.
И я верю, что парламентская форма правления – очень сильная форма правления, если ее правильно конституционно построить. Это не значит, что в стране будет отсутствовать президент или он не будет выбираться всенародно. Его полномочия будут определены форматом парламентской республики.
– Вы не думаете, что ваше заявление о парламентской республике будет воспринято как очередной повод для раскола коалиции?
– Нет, это – очередной повод для правильного реформирования страны.
– Сейчас часто и много говорят о том, что коалиция в ближайшее время может быть разрушена...
– Коалиция, если она будет базироваться на настоящей работе на Украину, на настоящих реформах, то она будет крепкой как никогда.
– Сейчас в коалиции нет такой работы "на Украину"?
– Я еще раз говорю, что наша коалиция на этом и держится. И я верю, что наша демократическая коалиция будет работать долго и эффективно. И никто мешать ей не будет.
– Все-таки, по вашему мнению, сегодня существует риск развала коалиции?
– Категорически никакого риска развала демократической коалиции нет, я это утверждаю ответственно и искренне. Я как руководитель нашей фракции могу дать гарантии, что демократическая коалиция будет работать, и с нашей стороны будут только шаги на укрепление коалиции.
– Хорошо, тогда скажите, будет ли создана конституционная комиссия в Верховной Раде?
– Обязательно!
– Но ведь президент Ющенко сказал, что против конституционной комиссии в парламенте!
– Это неверное трактование. В первую очередь должны быть внесены изменения в Конституцию, которые являются консолидирующими для демократических сил и для парламента. А дальше мы составим временную комиссию по внесению изменений в Конституцию.
– Вас упрекают, что вы не хотите уменьшения собственных полномочий путем принятия изменений в закон о Кабмине. Притом, что коалиционное соглашение это предусматривало, а теперь вы даете задний ход.
– На самом деле в сторону отложены все наши договоренности в рамках коалиции относительно отмены льгот, борьбы с депутатской коррупцией...
Предполагалось, что сначала мы проголосуем 12 законов в первом чтении, а потом все эти же 12 законов во втором чтении.
Сегодня те 12 законов, которые должны были быть проголосованы в первом чтении, не проголосованы, а по некоторым законам перешли ко второму чтению. Это просто нарушение договоренностей! Поскольку в первом чтении должны были быть проголосованы отмены льгот депутатов и закон об ответственности депутатов за коррупцию – лишение мандата.
– Еще один из симптомов приближения политического кризиса – остановка приватизации указами президента. Последнее решение – остановлена продажа Одесского припортового завода, который должен был принести деньги для компенсации долгов по взносам в Ощадбанк.
– Приватизация Одесского припортового – это доходы в бюджет. Сейчас грубо, абсолютно без объяснений, без мотивации и без причин остановили честную приватизацию. Для меня это непонятно. Думаю, эти предприятия сохраняют для того, чтобы в коррупционной сфере отдать их очередным теневым собственникам без каких-либо условий со стороны государства и трудовых коллективов.
Но я уверяю – мы проведем приватизацию Одесского припортового завода в определенные сроки.
– Но ведь сейчас эта приватизация остановлена...
– Никто ничего не отменял. Если кто-то думает, что он что-то отменил, то это не соответствует действительности. Одесский припортовый будет приватизирован чисто, открыто, без каких-либо теневых схем, с учетом всех требований трудового коллектива в те сроки, которые определены постановлением правительства.
– Но ведь сейчас действие этого постановления остановлено указом президента!
– Это не имеет значения.
– Как вы будете действовать, когда сегодня не удалось провести сборы акционеров "Укрнефти", что, опять таки, связано с наполнением бюджета.
– Действительно, есть много препятствий, но мы их будем постепенно героически одолевать. Но я не понимаю, почему нам надо героически одолевать сопротивление части демократической команды.
– То есть вы заявляете, что Банковая к этому причастна?
– Я абсолютно уверена, что они к этому причастны. То, что государство не может нормально управлять Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом, Укрнефтью – это, к сожалению, позиция части власти. Но это временные явления. Наша команда будет становиться все сильнее и сильнее. И все сильнее и сильнее будут защищаться национальные интересы.
– То, что всю неделю Виктор Балога распространял заявления о коррупции правительства в вопросах земельных аукционов, – разве это не признак приближения кризиса коалиции и правительства?
– Вот клянусь, я не читаю подобных заявлений секретариата президента. Я считаю, что это белый шум, на который нормальные политики должны не реагировать.
– Вы сейчас иронизируете. Это позиция президента, который сказал, что Балога – это я.
– Нет, я серьезно говорю. Я считаю, что с такими политическими расстановками, которые существуют в нашем обществе, у всех этих пустых заявлений ничтожно маленькое значение.
– Сейчас распространяется мнение, в частности, было заявление Виктора Балоги, что вы специально готовите общественность, чтобы подать в отставку на этой волне и не нести ответственность за инфляцию.
– Не дождутся!
Я несу ответственность за все, что происходит в стране. Вспомните, в каком состоянии нам отдали Украину, нашему правительству? Это свидетельствует о том, что мы не можем ни при каких обстоятельствах бросить эту работу.
Поэтому, во-первых, я буду держать демократическую коалицию всеми силами единства. Во-вторых, никакие чинуши не дождутся, чтобы я на базе какой-то конъюнктуры пошла в отставку.
Все фото "Фотосервиса Совета Европы"