Тимошенко против Балоги. Приватизационный фронт
Тимошенко должна быть признательна Балоге. Когда-то из писем главы секретариата президента она сможет составить сборник под названием "История взаимной ненависти", издав который, действующий премьер получила бы легальные статьи доходов для обновления своего гардероба.
Итак, новая конфликтная тема отношений правительства и секретариата президента - приватизация. Виктор Балога отправил письмо Юлии Тимошенко, в котором поставил требование остановить продажу ряда предприятий.
Тимошенко восприняла это как попытки сорвать выполнение бюджета, и, вследствие, остановить осуществление своей главной электоральной операции - компенсации вкладов в Ощадбанк.
На заседании правительства в прошлую среду Тимошенко посвятила конец выступления анонимной критике представителей власти, которые ломают ее планы.
"Сегодня приватизация остановлена. Придумывают препятствия, которые иногда смешно выглядят. Я не хочу говорить, какие люди разрушают приватизацию. Но если процесс продолжится, я как премьер назову фамилии, покажу документы и назову интересы людей, которые саботируют приватизацию", - пообещала премьер.
В распоряжение "Украинской правды" попал документ, о котором упоминала Тимошенко.
Балога поставил перед Тимошенко требование вычеркнуть несколько "голубых фишек" из числа предприятий, запланированных для приватизации в 2008 году.
К перечню объектов, наложить вето на продажу которых стремится Банковая, входит скандально известное "Днепроэнерго", харьковский "Турбоатом", борьба за который сопровождалась немного меньшим резонансом, и Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд, который вообще тихо планировали передать консорциуму в составе Алишера Усманова, Вадима Новинского и Рината Ахметова.
Хотя в письме Балоги упоминаются несколько других предприятий, однако по-настоящему Банковую интересуют эти три объекта. Именно они фигурируют в других обращениях Балоги к правительству, датированных раньше.
В частности, ситуация с "Турбоатомом" серьезно обеспокоила Банковую - харьковскому машиностроительному предприятию посвящено по меньшей мере три письма Балоги.
Так, 26 марта Балога сообщает Тимошенко, что продажа "Турбоатома" "усложнит реализацию Энергетической стратегии Украины до 2030 года и может привести к потере Украиной статуса ведущего государства в сфере энергетического машиностроения".
В двух других письмах, датированных 21 марта, глава секретариата президента также затронул "Турбоатом".
"Присылая по доверенности главы государства письма трудового коллектива "Турбоатома" и Харьковского областного совета, просим учесть их во время подготовки решения относительно приватизации предприятия", - просит Балога в одном из них.
Как рассказывают источники, в упомянутых обращениях трудовой коллектив "Турбоатома" и Харьковский облсовет просят не допустить продажи предприятия.
Однако, как пишет Балога, "задание не было выполнено в установленный срок", поэтому во время встречи Ющенко и Тимошенко 18 февраля было повторно поручено "срочно подготовить выводы и предложения" относительно продажи этих двух объектов.
Во-первых, это может быть ценой лояльности Валентины Семенюк к Банковой.
В последние годы данное предприятие перешло под патронат социалистов. На выборах 2006 года многолетний директор "Турбоатома" Анатолий Бугаец был избран в парламент по списку СПУ. Вместо него руководителем стал Виктор Субботин, возглавлявший харьковскую ячейку социалистов.
При чем, Субботин стал руководителем вследствие приказа Семенюк, хотя "Турбоатом" является открытым акционерным обществом, руководство которого назначается собранием акционеров.
В интервью газете "Дело" Субботин заявил, что старался убедить Тимошенко в уникальности предприятия.
"Турбоатом" занимает 13-тое место в мире по производству атомных турбин. Мы хотим показать, что государство в любом случае будет экономически связано с "Турбоатомом". Сегодня у нас самые большие заказы от предприятий Минтопливэнерго. В прошлом году мы сделали восемь турбин, на этот год у нас пять турбин. Это все бюджетные деньги, и в следующие годы государство будет размещать заказ на "Турбоатоме". Сейчас за "Турбоатом" можно получить, по нашим оценкам, 300-500 миллионов долларов. Но динамика наших показателей очень высокая. Уже по итогам 2008 года у нас будет более серьезная рыночная стоимость", - заявил Субботин.
Вместе с тем Контрольно-ревизионное управление предъявило претензии к деятельности Субботина - он размещал оборотные средства "Турбоатома" в родственном себе банке по заниженным процентным ставкам.
Во-вторых, защищая "Турбоатом" от продажи, Банковая старается сломать игру Тимошенко.
Желание приобрести "Турбоатом", включив его в свой энергетический холдинг, декларировал российский бизнесмен Константин Григоришин.
Григоришин, в свою очередь, находится в очень тесных отношениях с украинскими коммунистами вообще и Петром Симоненко в частности.
Потребность Тимошенко в благосклонности Григоришина становится особенно острой в период, когда группа Балоги объявляет бойкот и демократической коалиции не хватает голосов для принятия решений. Тогда дефицит голосов для Тимошенко покрывают коммунисты.
Именно КПУ нетрадиционно для себя синхронно с БЮТ голосовала "за" объявление досрочных выборов мэра Киева, принятие нужного Тимошенко бюджета-2008. На самом деле именно коммунисты стоят возле истоков премьерства Тимошенко - КПУ поддержала ее в решающий момент, когда нажала "за" переход к избранию премьер-министра поднятием рук.
Наличие дополнительной опоры в лице коммунистов делает Тимошенко неуязвимой перед сценариями Балоги, когда из игры выходит до десяти депутатов НУНС, ориентированных на главу секретариата президента.
***
Не совпали взгляды Тимошенко и Балоги относительно планов продажи четырех энергогенерирующих компаний, в том числе и "Днепроэнерго". Об этом также говорится в свежем письме главы секретариата президента к правительству.
С самого начала в истории с "Днепроэнерго" Банковая заняла позицию публичного невмешательства, порождая таким образом подозрения в скрытой благосклонности к Ринату Ахметову.
Так, Ющенко в разгар кризиса отношений с Януковичем не заставлял себя ждать с тем, чтобы остановить любое решение предыдущего правительства с одновременным его обжалованием в Конституционном суде. Однако президент пренебрег этим своим правом, когда Янукович дал добро на дополнительную эмиссию энергокомпании.
Сейчас, по мнению Балоги, продажа "Днепроэнерго" и трех других генерирующих компаний, которые пока включены в уставный фонд Национальной акционерной компании "Энергетическая компания Украины", опасна.
По словам Балоги, это приведет "к недополучению указанной компанией экономических выгод, ухудшению ее платежеспособности, сделает невозможным выполнение взятых ею обязательств, в частности перед своими кредиторами, что может иметь следствием возбуждение дела о ее банкротстве".
В принципе, под такую аргументацию можно подвести запрет продавать любой объект.
Однако в случае с "Энергетической компанией Украины" приведенные объяснения не очень срабатывают. В свое время Леонид Кучма создал компанию, чтобы трудоустроить Олега Дубину, но за годы своего существования эта НАК так и не доказала свою эффективность и вообще не оправдала свое существование.
Самые рентабельные энергетические активы управляются частными менеджерами.
Показательно, что в прошлом году дополнительная эмиссия, благодаря которой Ахметов получил контроль над "Днепроэнерго", не вызвала реакции в секретариате президента с негодованием от "недополученной экономической выгоды".
***
В случае с Криворожским горно-обогатительным комбинатом окисленных руд другая история. Еще во времена Еханурова было принято создание общего предприятия при участии Усманова, Ахметова и Новинского, которое бы привело это предприятие, которое находилось в недостроенном состоянии еще из советских времен, в порядок.
Усилиями Сергея Таруты и других конкурентов Ахметова удалось убедить Ющенко в неправильности такого подхода. Создание общего предприятия было отменено.
Теперь Балога требует вычеркнуть Криворожский ГОК окисленных руд со списка на продажу, поскольку "у Украины сейчас нет согласованной позиции с государствами-участниками строительства относительно дальнейшего распоряжения имуществом этого предприятия".
"Принятие в одностороннем порядке решения относительно его приватизации может стать причиной претензий соответствующих государств относительно нарушения Украиной взятых на себя обязательств. Это может привести к потере государственных активов и отрицательно обозначиться на инвестиционном климате Украины, что также является угрозой экономической безопасности Украины", - предупреждает Балога Тимошенко.
В конце письма Балога напоминает Тимошенко о решении Совета нацбезопасности относительно "необходимости осуществления разгосударствления стратегических областей экономики по программному принципу".
В том решении СНБОУ заключается указание Кабинета министров - продажа стратегических предприятий "должна осуществляться согласно утвержденным в установленном порядке программам развития таких областей", поэтому правительство должно "не допускать приватизацию объектов государственной собственности до утверждения указанных программ".
Источники в Кабмине отметили, что утверждение "программ развития областей", чего требует Балога, займет несколько лет, и таким образом бюджет не получит деньги для выплаты компенсаций Ощадбанка.
В последнем предложении своего письма Балога рекомендует Тимошенко "изъять указанные предприятия из перечня объектов государственной собственности, подлежащих приватизации в 2008 году, и проинформировать о результатах секретариат президента".
В правительстве считают, что в ближайшее время их ожидает срыв приватизации, поскольку после отказа подчиниться Балоге указом Ющенко будет остановлено действие актов Кабмина по продаже этих объектов.
Секретариат президента, останавливая приватизационные планы Тимошенко, нашел единомышленника в лице главы Фонда госимущества Валентины Семенюк.
Собирая комментарии для этой публикации, нам удалось разыскать Семенюк... в Индонезии. Глава Фонда госимущества на неделю (!) уехала в Джакарту для участия, как она сказала, в Международном женском форуме.
"Я вышла к президенту с предложением остановить приватизацию, основываясь на выводах Антимонопольного комитета", - заявила Семенюк в телефонном интервью "Украинской правде".
Как известно, в марте Фонд госимущества получил еще один аргумент против Тимошенко. Антимонопольный комитет предоставил вывод, что продажа запланированных в 2008 году объектов, в том числе "Укртелекома", "Одесского припортового завода" и упомянутого уже "Турбоатома", может привести к "монополизации рынков".
А этот вердикт как раз укладывается в решение Совбеза от февраля 2008, где содержится запрет, до утверждения Государственной программы приватизации, продавать стратегические предприятия, "если это будет иметь последствие монополизации соответствующего рынка товаров".
Кстати, по законам абсурда, Антимонопольный комитет уже полгода возглавляет депутат-совместитель от Партии регионов Алексей Костусев.
И в этой конкретной истории дуэт Костусев-Семенюк доказали свою пользу Банковой, вместе с тем в который раз выведя из равновесия Тимошенко. Она понимает, что без лояльных руководителей Фонда госимущества и Антимонопольного комитета будет заложником чужой игры.
В интервью "Украинской правде" Семенюк также отметила, что поддерживает аргументы, изложенные в письмах Балоги к Тимошенко. "Есть решение Совета нацбезопасности - для того, чтобы проводить приватизацию, надо принять новое законодательство о приватизации. Поэтому сейчас все зависит от парламента: продажу стратегических объектов проводить нельзя, пока не поменяется законодательство".
Семенюк пообещала из далекой Джакарты, что не допустит продажи "Днепроэнерго", уточненный план размещения акций которого был принят в прошлую среду.
"Я написала одну визу - пока не изменено законодательство, то проводить приватизацию "Днепроэнерго" и всей тепловой генерации нельзя . Поскольку нельзя продавать такие объекты на условиях продажи киосков".
Между тем, в Фонде госимущества сейчас сложился период ползучего бунта. Часть руководителей уже негласно перешла на сторону Тимошенко, а часть продолжает подчиняться Валентине Семенюк.
Один из заместителей главы Фонда прямо признался "Украинской правде", что для отмены приватизации самих лишь указаний Балоги мало: "Если правительство примет решение, то мы его будем выполнять", - отметил собеседник.
Поэтому провести свою линию Семенюк также будет нелегко, но и заменить своих заместителей она не сможет, поскольку должна получить на это благословение от Кабмина. Понимая, что ее влияние на Фонд уменьшается, Семенюк провела перераспределение обязанностей среди руководства ФГИ.
"Украинской правде" при подготовке данной публикации не удалось получить комментарий Виктора Балоги. Он пообещал обнародовать свое мнение 3 апреля - когда пройдет недельный срок, который глава секретариата дал Тимошенко для того, чтобы она изъяла со списка приватизации ключевые объекты. Очевидно, к тому времени Банковая уже применит другие средства влияния на премьер-министра.