Переяславский договор: 354 года спустя… дружба, проверенная временем
27 марта 1654 года был заключен Договор о вечном единении и нерушимом союзе между Украинским и Российским государствами, между украинским и российским народами.
Технически все выглядело так, как и сегодня заключаются двусторонние международные договоры.
Сначала органы власти обеих стран дают поручение подготовить новый договор. Нормотворческая и согласительная работа поручается дипломатам. Когда текст будущего договора уже готов, глава одного государства отсылает его главе другого государства за своей подписью и печатью. Получивший текст договора глава второго государства, возвращает его назад, скрепленный уже его согласием.
Три с половиной века назад, 1 октября 1653 года, высший представительский орган власти в России - Всероссийский земский собор принял ответственное решение: ради защиты братского украинского народа в одностороннем порядке расторгнуть мирный договор с Польским королевством, что было равнозначно объявлению войны.
Расторгнутый российско-польский договор обязывал Россию помогать Польше подавлять борьбу украинского народа за независимость и лучшую жизнь, запрещал оказывать украинцам какую-либо помощь.
Одновременно Всероссийский земский собор дал поручение царскому аппарату заключить союзный договор с Украиной и ее народом. 8 января 1654 года всенародное собрание жителей Украины, Переяславская Рада, со своей стороны абсолютным большинством приняло решение перейти "под высокую руку Российского Царя", стать российскими подданными, что скрепить договором.
Текст Договора готовили две группы дипломатов: российская во главе с боярином Василием Бутурлиным, и украинская во главе с генеральным судьей Запорожского Войска Сергеем Зарудным и переяславским полковником Павлом Тетерей.
Сначала проект Договора был изложен в виде челобитной за подписью гетьмана Богдана Хмельницького и казацкой старшины, а затем скреплен указами и грамотами российского царя, Алексея Романова. Окончательный текст договора состоял из 11 пунктов, и в историю вошел под названием "статьи Богдана Хмельницького", "Переяславский" или "Московский" договор.
Договор от 27 марта 1654 года сохранил за Украиной фактическую независимость, позволив содержать 60-тысячную регулярную армию, закрепив нерушимость границ, собственное управление, включая налоговое ведомство, гарантировал свободу вероисповедания неприкосновенность прав, свобод и собственности политической, экономической и военной элиты.
Украина уступила России лишь право вести от ее имени переговоры с польским королем и турецким султаном, - что было вполне естественно, ведь оба эти правителя в то время вели войну против Украины, стремясь поработить ее народ.
Россия же гарантировала Украине военную защиту, и даже собственную армию Украины взяла на содержание царской казны.
И тогда, несколько веков назад, и сегодня этот договор остается своеобразным образцом цивилизованных отношений государств, связанных родством и тесной дружбой. Это выразитель искренних, прочных, братских отношений украинского и российского народов – больших, чем добрососедство, больших, чем стратегический союз.
За всю историю Украинских земель, ни одно другое государство еще не гарантировало Украине и ее народу дружбу и помощь на таких условиях.
Как пример - когда после провозглашения независимости Украины в 1991 году наше государство пошло на беспрецедентный внешнеполитический шаг, полностью отказавшись от одного из самых больших в мире арсеналов ядерного оружия, ни одна из великих ядерных держав Запада, которым была адресована эта жертва, не пожелала в договорной форме гарантировать Украине вооруженную защиту в случае нападения, не взирая на многолетние просьбы украинского руководства.
И это всего один из десятков подобных случаев в истории, которая уже много столетий учит нас: единственная в мире страна, всегда готовая оказать в решающий момент бескорыстную помощь украинскому народу, и "за ценой не постоять" – это Россия. И этими словами все сказано.
Поэтому, если отбросить мишуру политических спекуляций и заказных пиар-компаний, то российско-украинские отношения для большинства украинцев – это непреходящая, вечная ценность.
Это в полной мере справедливо и сегодня, когда Украина и Россия сосуществуют на началах суверенного равенства и межгосударственного сотрудничества. Что бы ни говорили политики, люди уже сказали свое слово.
В России только на заработках практически постоянно находится не менее трех с половиной миллионов украинских граждан - десятая часть всего трудоспособного населения страны.
И наоборот, только по официальным данным почти восемь с половиной миллионов граждан Украины считают себя русскими по национальности, а русские корни имеют более семнадцати миллионов, то есть треть населения Украины. Даже на улицах украинской столицы чаще слышится русская речь.
Объединяет нас и экономика. Взаимозависимость наших стран в плане обеспечения энергоносителями уже давно стала притчей во языцех.
Но это далеко не все. Те внешнеэкономические связи, которые Украина не сегодняшний день смогла построить, - это в большинстве своем каналы экспорта из Украины сырья, примитивных полуфабрикатов, дешевой рабочей силы и генетического материала, да импорта чужеземных товаров, в большинстве своем, не лучшего качества.
Те же немногие внешнеэкономические связи, что обещают развитие в Украине высокотехнологических производств – в приборостроении, самолетостроении, космической деятельности, биомедицине – ведут в Россию. И очень хочется, чтобы эти связи удалось сохранить и развить.
Депутатская группа по межпарламентским связям с Российской Федерацией насчитывает целых 167 депутатов! Для сравнения: с Польшей дружат 65 народных депутатов, а с Грузией – 18.
Ратификация Верховной Радой 2-ого созыва ныне действующего украино-российского Договора о дружбе и сотрудничестве 14 января 1998 года – основного договора между нашими государствами, вокруг которого вот уже десять лет выстраивается сотрудничество по всем направлениям - во многом заслуга этой группы.
Сегодня договорная база украино-российских отношений создана довольно солидная: 941 соглашение, из них более ста – двусторонние.
Здесь и Соглашение 1992 года о стабилизации хозяйственных связей, и 1993 года о свободной торговле, и Договор 1991 года о принципах торгово-экономического сотрудничества, и Договоры 1992-1993 годов о схеме распределения активов, обслуживания внешнего и внутреннего долга бывшего СССР, 1993 года о сотрудничестве в сфере судостроения и судоремонта, авиастроения, космических исследований, атомной энергетики, капитального строительства, всех видов транспорта и связи, в топливно-энергетической и военно-технической сфере,
Соглашение о взаимной социальной защите, пенсионном обеспечении и трудовых правах граждан России и Украины, проживающих, соответственно, в Украине и России, о совместном использовании трансграничных водных объектов, о комплексных связях приграничных территорий, о взаимных безвизовых поездках граждан Украины и России.
Кстати, я был и остаюсь сторонником подписанного в 2003 году украино-российского соглашения о Едином экономическом пространстве – то есть о зоне свободной торговли между Украиной, Россией и Казахстаном и Беларусью.
Это соглашение ничуть не помешало бы Украине приобрести членство во Всемирной торговой организации – а наоборот, помогло бы извлечь больше пользы из такого членства.
Политические лжецы, клеймившие Договор, тогда обманывали общественность.
Если им верить, то они гораздо умнее, скажем, руководителей США, Канады и Мексики, сотрудничающими с ВТО через призму регионального экономического пространства НАФТА (Североамериканскую ассоциацию свободной торговли), или 27 стран-членов Европейского Союза, который тоже представляет из себя аналогичное экономическое пространство, или 10 стран Латинской Америки, работающих с ВТО через региональное экономическое пространство МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок), или таких стран Азии как Япония и Корея, объединившихся в АПЕК (Организацию азиатско-тихоокеанского сотрудничества), Малайзия, Индонезия и Сингапур, объединившихся в АСЕАН (Ассоциацию наций Юго-Восточной Азии).
Все эти государства понимали: нужно извлечь всю пользу из льгот, предоставляемых членством в ВТО, в торговле с дальними странами, и при этом не потерять те выгоды, которые создавались годами в сотрудничестве с собственными соседями.
Иначе тех выгод, ради которых страна вступала в ВТО, извлечь так никогда и не удастся. Украина же поступила не совсем так, как принято в цивилизованном мире, не реализовав мудрую политику, принятую абсолютно всеми странами с растущей экономикой в подобных случаях, и, к сожалению, не воспользовалась открывшейся перед ней возможностью.
Как метко говорит наш народ: "назло кондуктору: куплю билет, но пойду пешком". Впрочем, я оптимист и уверен: на ошибках учатся.
Сергей Кивалов, сопредседатель депутатской группы по межпарламентским связям с Российской Федерацией в украинском парламенте