100 дней правительства Тимошенко: экономический аспект
Первую часть читайте здесь 100 дней правительства Тимошенко: премьер выходит в лидеры
На первый взгляд Юлии Тимошенко есть что предъявить избирателям в качестве своих достижений в социально-экономической сфере. Так, на 10-14% вырос размер прожиточного минимума, реальная заработная плата в январе 2008 года сравнительно с январем 2007 года выросла на 14%, показатель роста реальных доходов повысился до "традиционных" для помаранчевых правительств 23%.
И, разумеется, исполняются предвыборные обязательства относительно выплат сбербанковских вкладов и повышения помощи при рождении ребенка.
Продолжается реализация программы "Контрабанда стоп", что уже привело к рекордным платежам в бюджет. К общему достижению власти (прежде всего Виктора Ющенко, правительств Юлии Тимошенко, Юрия Еханурова и Виктора Януковича) можно занести вступление в ВТО.
Все эти факты и цифры украинское общество еще неоднократно услышит, когда члены правительства будут отчитываться в своих стодневных достижениях. Вместе с тем, первые сто дней нового правительства засвидетельствовали, что в его работе чувствуется недостаток системности.
Складывается впечатление, что существенные прорывы происходят только в тех направлениях, которыми лично занимается премьер.
Особенно ярко это проявилось, когда Юлия Тимошенко персонально сопровождала начало выплаты обесцененных сбережений Ощадбанка. В сухом остатке она получила реальный электоральный прирост, который равномерно распределяется по всей территории Украины.
Однако, финансовый ресурс выплат почти исчерпан: живых денег в бюджете на эти компенсации предусмотрено 6 миллиардов гривен. То есть "Юлину тысячу", как ее называют в народе, могут получить, соответственно, только 6 миллионов граждан (именно столько было зарегистрировано в Ощадбанке состоянием на 14 марта). Всего же вкладчиков около 22-24 миллиона.
Разницу между имеющимся и необходимыми бюджетными средствами планируется получить за счет приватизации. Но всем понятно, что пока на должности председателя ФГИ остается Валентина Семенюк, эти планы, скорее всего, из разряда виртуальной реальности.
Несомненной победой лидера БЮТ, по крайней мере, информационной, является окончание газовой войны между Украиной и Россией. На первых порах президенту удалось переиграть премьера и договориться с Путиным об основных параметрах газовых соглашений. Но в дальнейшем Юлия Тимошенко смогла перехватить инициативу, получив серьезные политические и информационные дивиденды.
В результате Украина получила, во-первых, газ в 2008 году по цене по 179,5 долларов за тысячу кубометров, что в свой актив справедливо может записать Виктор Ющенко, во-вторых, вытеснение посредника "УкрГазЭнерго" из украинского газового рынка, о чем смело может отчитываться Юлия Тимошенко.
Во всей этой, временами опереточной, газовой войне просто необходимо обратить внимание на несколько моментов. Первый – отсутствие координации между власть имущими, открытый конфликт между ними существенно усложняет защиту национальных интересов во внешнем направлении.
Второй – отечественные ведущие политики – Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и Виктор Янукович должны разделить электоральные риски и заявить о неизбежности постепенного (на протяжении 3-5 лет) перехода к мировым ценам в расчетах за российский газ (об этом уже писали Юлия Мостовая и Алла Єременко в "Зеркале недели").
Дешевый газ – это постепенная потеря независимости, это политическая и экономическая зависимость от России.
Тревожным уже не звонком, а набатом звучит проблема инфляции: в январе она составляла 2,9%, в феврале – 2,7%.
Анализируя инфляционные процессы следует максимально снизить политический градус дискуссий, отделить, как говорится, мухи от котлет, политику от экономики, аргументы от голого популизма.
Несомненно, есть объективные факторы, которые стимулировали рост цен. Речь идет прежде всего о существенном инфляционном заделе почти в 17% годовых, который оставило в наследство Юлии Тимошенко правительство Януковича. Еще одним серьезным фактором влияния, безусловно, является рост цен на мировых рынках, прежде всего, на нефть и продовольственные товары.
На раскручивание инфляционной спирали влияет увеличения в январе 2008 года номинальных доходов населения на 47,2%, по сравнению с январем 2007 года. Аналогичный показатель роста номинальных доходов в прошлом году по сравнению с январем-февралем 2006 года составлял только 28,8%.
Требует особого внимания агропромышленный комплекс, где наблюдается снижение прироста объемов производства сельскохозяйственной продукции. Это, в свою очередь, приводит к росту цен на продукты питания.
Национальный банк и правительство смогли скоординировать свои действия. За последние 3 месяца НБУ уменьшил монетарную базу почти на 4%. Однако, за счет ускорения денежного оборота, существенных последствий для подавления инфляции наблюдать не приходится, а денежная масса с начала года наоборот увеличились на 3,1%.
С другой стороны, остатки правительства на казначейских счетах составляют больше чем 20 миллиардов гривен, растут ставки по гривневым кредитам, чувствуется дефицит гривны. Все эти отрицательные тенденции могут привести к кризису ликвидности и к кризису в банковской системе Украины.
Важно как можно скорее найти компромисс между повышением социальных выплат и политикой сдерживания инфляции. Ведь правительство должно компенсировать инфляционные потери с помощью перерасчета уровня прожиточного минимума и минимальной заработной платы.
Иначе существует серьезный риск попасть в "заколдованный круг": когда инфляция съедает доходы граждан, их нужно надлежащим образом компенсировать, а повышение любых социальных выплат, в свою очередь, стимулирует инфляционные процессы.
Правительство будет просто вынуждено проводить политику жесткого ограничения государственных расходов, в частности сокращать инвестиционные программы и средства на содержание государственного аппарата. Кстати, автор рискнет предложить инициативу в стиле Тимошенко: в проекте изменений в бюджет-2008 можно предусмотреть на 30% сокращение расходов на содержание секретариатов президента, правительства и парламента.
Не время повышать тарифы государственными монополиями, как это сделала "Укрзализныця". В кризисный период не до развития, необходимо удержать ситуацию.
Ключевым моментом для демонстрации профессионализма правительства Юлии Тимошенко будут март и апрель месяц этого года. Именно показатели инфляции за эти месяцы продемонстрируют как собственно правительство Тимошенко может влиять на инфляционные процессы.
Из обещанных реформ правительство также может отчитаться о продолжении пенсионной реформы и внедрении единой тарифной сетки, что сделает более справедливыми размеры заработной платы.
Однако, пока не слышно, чтобы правительство предметно занималось структурными изменениями в экономике, бюджетной и налоговой реформой, расширением прав местного самоуправления, надлежащего финансового обеспечения его функций.
Остаются невыполненными предвыборные обещания об отмене призыва уже с 1 января 2008 года (что с учетом национальной безопасности не так уж и плохо).
Итак, украинский прорыв, который не для людей, а для политиков, пока осуществляется не так гладко, как планировалось.
В отличие от политики, где Юлия Тимошенко сработала на твердую пятерку, в социально-экономической сфере она, пока может рассчитывать только на четверку с риском.
Сможет ли она повысить свою успеваемость?
Игорь Жданов, политолог, для УП