Есть ли в Украине расовая нетерпимость и ксенофобия?

Среда, 26 марта 2008, 13:46

С начала 2008 года в Украине было зафиксировано 29 инцидентов с совершением насилия над иностранцами, которые, по мнению международных экспертов, могут квалифицироваться как расовая нетерпимость или ксенофобия.

Количество подобных проявлений сегодня превышает аналогичную статистику за весь 2007 год. Мониторинги правозащитных организаций фиксируют большие данные, однако некоторые инциденты не получают официального продолжения, ведь их жертвы просто не обращаются к правоохранительным структурам за помощью.

По материалами Конгресса национальных общин Украины в 2007 году жертвами насильнических действий на основании расовой, национальной и религиозной ненависти стало 70 человек (соответствующие цифры касаются не только иностранцев, но и представителей национальных меньшинств). Такие данные были приведены в письме председателя комитета ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Шарова к премьеру, где речь шла о "неудовлетворительном патриотичном и мировоззренческом воспитании нашей молодежи".

Есть и другие цифры. Так, по данным представителя омбудсмена Василия Терещука, "вследствие нетерпимости на национальной почве за 2006-2007 года в Украине зафиксировано около 100 случаев вражды из-за ксенофобского настроя, и его результатом стали 20 смертей людей другой национальности".

Вопросы межэтнических взаимоотношений в обществе в Европе актуализируются через вопрос миграционной политики. Больше 40% всех иммигрантов в странах Европейского Союза не являются европейцами по своему происхождению, и эта цифра только будет увеличиваться.

Голландия, Швеция, Великобритания, Германия ориентированы на приток к себе иностранцев. При этом каждая страна пытается искать хоть и похожие, но свои формы и модели политики относительно интеграции новейших миграционных сообществ, а политика интеграции не подменяется путем ассимиляции.

Понятно, что сложные процессы интеграции мигрантов в общество стран ЕС не проходят одинаково безоблачно, но там пытаются предотвращать высказывания вражды в СМИ, и вводить целенаправленные государственные программы для мигрантов и самого общества, которые бы потенциально способствовали согласию.

В Украине ситуация отличается. В частности актуальным является риторический вопрос относительно наличия четко определенной составляющей отечественной миграционной политики, видение модели интеграции и адаптации новейших сообществ "нетрадиционных мигрантов" в украинское общество.

С одной стороны это можно объяснить тем, что Украина небогатая страна и не имеет достаточного опыта в этой сфере, с другой и тем, что в стране эти вопросы в сфере миграционной политики вообще не входят хоть в какой-то перечень приоритетов.

Например, в указе президента о направлениях государственной миграционной политики Украины и неотложных мероприятиях по повышению ее эффективности, проблемы адаптации и интеграции мигрантов вообще не стоят в повестке дня.

Основные направления государственной политики в основном касаются мероприятий и шагов относительно противодействия нелегальной миграции, для того, чтобы Украина не превратилась в буферную зону и отстойник для нелегальных мигрантов, ищущих лучшей судьбы в странах ЕС.

Такие опасения и риски вполне справедливы. Тем не менее, кроме потребности в комплексном противодействии нелегальной миграции, борьбе с "криминальным сопровождением" этого явления, законодательными проблемами относительно договора о реадмиссии с РФ, существует еще и такая сторона дела как вопрос отношения со стороны общества к тем мигрантам, которые уже находятся в Украине.

Кстати, еще в 2001 году по данным всеукраинской переписи населения было определено, что постоянно в Украине проживает 168 тысяч граждан других стран. Лиц без гражданства насчитывалось около 83 тысяч, а тех, кто не указал гражданства - 40 тысяч.

Постепенно в Украине формируются этнические диаспоры, которые еще во времена советского прошлого не были присущими для этнического состава страны. Например, эксперты отмечают, что в Киеве растут этнические общины китайцев и азербайджанцев, в Харькове увеличивается этническое сообщество вьетнамцев.

В то же время количество лиц, которые легально и официально регистрируются после своего приезда в Украину для трудовой деятельности, в среднем составляет 10 тысяч лиц в год. Сегодня почти 40 тысяч студентов со 129 стран мира учатся в 209 украинских высших учебных заведениях и проживают преимущественно в больших городах, таких, как Киев, Харьков и Одесса.

Сколько иностранцев фактически находится в Украине доподлинно определить очень сложно, хотя некоторые эксперты указывают на цифру, которая равняется почти миллиону ежегодно.

В 2006 году появились и другие красноречивые данные. Так, в отчете тогдашнего генерального секретаря ООН Кофи Аннана, представленному на рассмотрение участников 39-ой сессии Комиссии по народонаселению и развитию, отмечалось, что Украина входит в первую пятерку стран, где живут международные мигранты, и занимает 4-е место в этом списке.

Но в основном об этих новейших этнических сообществах и общинах становится известно в связи с криминальными подтекстами - нелегальная миграция, наркотрафики, торговля людьми. Сколько иностранцев оседает в Украине, доподлинно неизвестно, так же как и то, какие последствия для общества это будет иметь в дальнейшем. Как это, например через 5 лет отразится на этническом составе страны, и какие шаги будет предпринимать власть в этом контексте.

Эти вопросы преимущественно сегодня риторические и остаются без ответа. Например, в проекте отечественной государственной этнополитики, направленном 14 марта 2008 в Кабинет Министров и представленном для общественного обсуждения, даже не говорится о новейших миграционных сообществах, нетрадиционных мигрантах и возможной специальной политике относительно них.

Пока ни одного слова о соответствующих проблемах не фигурирует и в проекте программы деятельности нынешнего правительства, которая до сих пор ждет своего принятия в парламенте.

Ведь вопрос о действиях государства относительно новейших миграционных сообществ в Украине рассматриваются со стороны государства преимущественно в контексте миграционной политики, которая к тому же сама четко не сформулирована в стране и нескоординирована надлежащим образом.

Один из рисков невнимания к тенденциям увеличения количества нетрадиционных миграционных сообществ в Украине - отсутствие специальных образовательных мероприятий, например, в сфере социальной и молодежной политики, в будущем может вылиться в увеличение радикальных интолерантных молодежных течений относительно иностранцев.

На подобные тенденции сегодня постоянно указывают представители международных учреждений. В одном из пунктов Третьего доклада по Украине Европейской комиссии против расизма и нетерпимости говорится, что иностранные студенты "становятся мишенью нападений расистского характера, совершаемых членами групп скинхедов как в пределах, так и за пределами университетских городков (в метро, клубах, ресторанах и т.п.)".

21 марта 2008 года состоялась встреча послов стран-членов ЕС в Украине и украинских министров юстиции Онищука, внутренних дел Луценко, во время которой представителями Евросоюза было выражена обеспокоенность увеличением инцидентов в Украине с насилием над иностранцами, которые могут квалифицироваться как расовая нетерпимость или ксенофобия.

Кроме того, высказывается обеспокоенность по поводу реакции на подобные инциденты со стороны правоохранительных органов Украины, которые в основном квалифицируют подобные случаи насилия как обычное хулиганство.

Еще 14 марта аналогичные вопросы поднимались при подписании протокола к Меморандуму о взаимопонимании относительно предоставления технической помощи украинским правоохранительным органам между правительствами Украины и США. Посол США в Украине Вильям Тейлор отметил, что считает малоэффективной работу Министерства внутренних дел Украины в расследовании преступлений против иностранцев. В ООН отмечают, что в Украине растет количество нападений по расовым признакам.

Украинская власть ищет формы институционных ответов на подобные обвинения. В 2007 году Минобразования признало факт дискриминации иностранных студентов в ВУЗ и призывало к толерантному отношению студентов друг к другу.

13 ноября 2007 года МИД ввело должность посла по особым поручениям по вопросам противодействия проявлениям расизма, ксенофобии и дискриминации, основной задачей которого является "работа, направленная на предупреждение и принятие соответствующих мер по борьбе с антисемитизмом, недопущение разжигания межнациональных и межконфессионных конфликтов в Украине и координация мероприятий и действий в этом контексте с другими министерствами и ведомствами".

Еще в мае 2007 года МВД разработало и утвердило план мероприятий по противодействию расизму на период до 2009 года. В Департаменте уголовного розыска Министерства создан отдельный отдел по наработке и реализации стратегии борьбы с этнической преступностью, а сам Луценко заявил, что инициирует создание межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия ксенофобии и расизма.

Впрочем, представители украинской власти в основном сдержанно комментируют подобные обвинения в бездеятельности относительно проявлений ксенофобии. По словам министра юстиции Николая Онищука, заявления о существовании в Украине расизма как явления некорректны и преждевременны: "Сегодня можно говорить только об отдельных эпизодах, каждый из которых государство тщательно расследует", - отмечал он в начале февраля, отвечая на обеспокоенность международных учреждений по поводу роста количества нападений на иностранцев.

Но, после резонансных убийств иностранцев в начале года Луценко обнародовал довольно угрожающие цифры, отметив, что эти случаи не такие уж одиночные: "За последние два месяца правоохранительные органы определили,что "только в столице свыше 500 членов организации "Скинхед", из них 30 - ранее судимые".

Министр внутренних дел заявил также, что милиция "массово возбуждает уголовные дела", если в действиях членов этой организации присутствует состав преступления, чтобы остановить акты насилия на улицах Киева.

Впрочем, 28 февраля 2008 года заместитель министра внутренних дел Владимир Евдокимов заявил, что МВД Украины осуществило ряд шагов против оживления деятельности радикальных общественных образований и отметил, что "среди тысяч совершенных против гостей из-за границы преступлений - а там были и убийства (в 2007-м - 22, а с начала 2008-го - 5), практически почти отсутствуют расистские или ксенофобские мотивы, кроме, разве что убийства гражданина Конго в Киеве".

По мнению заместителя министра, в основном причиной подобных инцидентов "становились хулиганские проявления или обычные воровские намерения и тривиальная бытовая причина".

Кстати, одним из оснований именно таким образом трактовать соответствующие ситуации, является несовершенное криминальное законодательство относительно преступлений, совершенных на основании расовой ненависти.

Статья 161 Уголовного кодекса как и раньше предусматривает уголовную ответственность за умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями.

Однако эта норма редко применяется судами, поскольку для осуждения на основании этого положения надо доказать умышленность действий правонарушителя, а это не всегда просто сделать. Кроме того, статья 161 продолжает ссылаться только на граждан, но не апатридов и иностранцев. И это только один из неодиночных примеров, который иллюстрирует последствия невнимания к вопросам противодействия ксенофобии и расизма.

Конечно, соответствующие вопросы являются весьма многомерными. Это и деятельность внутри общества, развитие экономики, социальной, образовательной политики, разработка и внедрение политики для интеграции мигрантов.

Эти мероприятия должны быть комплексными и взаимосвязанными, ведь если вопросом противодействия ксенофобии не уделять внимание уже сегодня, завтра эта проблема может стать еще одним фактором, который будет характеризовать укоренившиеся болезни украинского общества, на которые оно еще не выработало действенного иммунитета.

Юлия Киселева, аналитик УНЦПИ, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде