Настанет ли конец информационному пацифизму?
Последнее заседание СНБО, на котором рассматривался вопрос обеспечения информационной безопасности страны, можно считать одним из самых резонансных.
Ведь впервые, за много лет существования Украины как независимого государства, власть пытается упорядочить свое информационное пространство, определить приоритеты своей информационной политики, гарантировать информационный суверенитет нации.
Бросается в глаза, что комментируя выступление президента Ющенко на заседании СНБО, большинство медиа-экспертов обвиняют его в попытках вернуться к тоталитарному прошлому, когда власть контролировала все и вся.
И в любом случае, власть, так или иначе, отреагировала на одну из острых проблем – обеспечение информационной безопасности страны.
В связи с этим возникает два вопроса: насколько реальной является угроза потери информационного суверенитета и что должна делать власть, чтобы этого не произошло?
Прежде всего, сегодня информационная сфера приобретает все признаки ключевого звена общественно-политической жизни. Все понимают, что пренебрежение этой проблематикой может привести к фактической потере независимости и исключению Украины из числа развитых стран.
В то же время все кто осознает, что Украина и до сих пор балансирует на грани возможного развития событий именно в направлении потерь и поражений. Ведь не секрет: у государства фактически никогда не было полноценного информационного суверенитета. И до сих пор оно находится под мощным информационным влиянием соседних стран.
В этом контексте можно определить такие приоритетные национальные интересы в информационной сфере:
- обеспечение конституционных прав граждан на получение и использование информации, свободу слова, укрепление нравственно-культурных ценностей общества;
- утверждение единого национального информационного пространства, которое будет укреплять целостность и незыблемость страны;
- надлежащее информационное сопровождение государственной политики, а именно – доведение к украинской и международной общественности объективной информации о внутренней и внешней политике Украины.
Среди других заданий – гарантирование свободного и беспрепятственного функционирования СМИ, развитие честной и ответственной журналистики. Кроме того, реформирование коммунальных и государственных печатных СМИ, организация общественного вещания и переход на современный цифровой формат.
Еще одним существенным заданием является создание благоприятных условий для развития отечественного книгоиздания и книгораспространения.
Все эти позиции находятся в плоскости интересов национальной информационной безопасности.
(К сожалению, государственная политика не учитывает значения информационно-коммуникационного аспекта в процессе развития государства, консолидации общества, европейской и евроатлантической интеграции).
В то же время развитие информационного пространства характеризуется рядом отрицательных тенденций, которые составляют реальную или потенциальную угрозу национальной безопасности.
Происходит ползучая монополизация теле- и радиоинформационного пространства олигархическими структурами.
Тревогу вызывает и ситуация в теле-радио-эфире пограничных территорий. Сейчас Украина оказалась под мощным информационным влиянием стран-соседов.
На книжном рынке и по сей день доминирует иностранная печатная продукция.
В телевизионный эфир постоянно прорывается продукция сомнительного содержания и качества, которое не отвечает духовности и морали украинцев.
Не удается расширить сферу применения украинского языка.
Отмеченные отрицательные тенденции указывают, что государственная информационная политика не направлена на защиту национального информационного пространства.
Эти проблемы возникли не вчера, тем не менее, годами не решаются, а, значит, препятствуют защите информационных интересов Украины. И виновато в этом прежде всего государство.
А теперь относительно конкретных фактов, отображающих, насколько эффективно ведется государственная информационная политика и формируется информационная безопасность.
Значительный количественный рост вещательных организаций обусловил серьезную проблему – обеспечение отечественных телерадиокомпаний радиочастотным ресурсом.
Надо констатировать: радиочастотный ресурс для аналогового вещания практически исчерпан. При этом его распределение между Украиной и странами-соседями сформировался не в пользу первой. Фактически украинская радиочастотная территория стала значительно меньше чем географическая.
Украина – открытая страна, но это не значит, что она должна уступать собственные интересы.
Выход из такой ситуации усматривается в ускоренном внедрении новейших, в частности, многоканальных технологий, развитии цифрового вещания, освоении новых радиочастотных диапазонов, конверсии радиочастотного ресурса.
Существует неотложная проблема переведения на цифровой формат отечественной системы телевидения и радиовещания. Сделать это нужно до 2011-го года, то есть еще до начала финальной части чемпионата Европы 2012.
Напомним, что прошлогодний чемпионат мира по футболу, который происходил в Германии, транслировался в цифровом стандарте высокой четкости. В 2012 году это требование станет минимальной нормой.
Другое неотложное задание – внедрение общественного вещания, о чем не один год идет речь.
Как известно, глава государства недавно подписал соответствующий указ, который покончил с дискуссиями на тему его целесообразности.
При наличии соответствующей политической воли и слаженной работы разных веток власти, общественных учреждений проект под названием "общественное телерадиовещание" можно ввести уже до конца этого года.
Хронической проблемой остается крайне неудовлетворительное бюджетное финансирование трансляции теле- и радиопрограмм, разработанных для государственных потребностей.
Вместо необходимых 194,17 миллионов гривен в государственном бюджете на этот год предусмотрено только 77,66 миллионов. В связи с этим значительная часть передающих средств, которые должны были транслировать программы Национальной радиокомпании, сегодня отключены.
Телепрограммы Национальной телекомпании транслируются в долг. Нередки случаи отключений от сетей электроснабжения технических средств передающих центров Концерна РРТ.
В результате – немало жителей страны лишены возможности реализовывать свое конституционное право на получение информации. В первую очередь это касается сельского населения, пограничных и горных регионов, а также АР Крым, в информационном пространстве которых активно работают вещатели соседних стран.
Если финансирование трансляции телерадиопрограмм не будет обеспечено в полном объеме, украинское государство рискует утратить какое-либо влияние на информационные процессы в стране.
На повестке дня – реформирование государственных и коммунальных печатных СМИ. Здравый смысл и интересы государства подтверждают необходимость взвешенного подхода к разгосударствлению, создание необходимой организационной, правовой и материально-технической базы этой реформы.
Ведь существует угроза, что процесс разгосударствления может привести к уничтожению общественно-ориентированной местной периодики.
Поспешность и невзвешенность действий некоторых местных чиновников относительно выхода из состава соучредителей и отчуждения имущества редакций, дискредитируют саму идею реформирования государственных и коммунальных СМИ.
Состояние книгоиздательской области тоже вызывает беспокойство в связи с отказом от льготного налогообложения издателей украинской книги.
Безусловно, следует продолжить действие режима льготного налогообложения отечественных субъектов издательского дела, увеличить расходы на финансирование бюджетной программы "Украинская книга", восстановить книготорговую сеть.
Наверное, стоит даже обеспечить преобладающее право на аренду помещений, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, для субъектов издательского дела и книготорговых организаций по льготным ставкам.
Несомненно, государству необходим соответствующий медиаресурс для обеспечения публичности власти, формирования положительного имиджа страны в глазах мирового сообщества.
Итак, необходимо существенно обновить информационно-коммуникативный аспект информационной политики. Он предусматривает системное противодействие антиукраинским медиа-операциям и политико-психологическим манипуляциям в информационной сфере.
Опоздание с проведением государством соответствующих контрмер может привести к ухудшению репутации государства, а это отрицательно скажется на темпах и качестве социально-экономического развития Украины.
Мощными информационными ресурсами, работающими в защиту национальных интересов, являются государственная телерадиокомпания "Всемирная служба "Украинское телевидение и радиовещание" (УТР), Украинское национальное информационное агентство "Укринформ", Всемирная служба иновещания Национальной радиокомпании Украины.
Для того, чтобы УТР могла стать полноценным "осветителем" украинского бытия за границей, ее следует реформировать в отдельную специализированную структуру иновещания, которая включает каналы телевидения, радиовещание, Интернет-вещание.
Речь идет, прежде всего, о внедрении дублирования и титрования передач на иностранные языки, создании на базе УТР и государственных телерадиокомпаний пограничных областей специальных редакций вещания на иностранных языках на пограничных зонах.
Вместе с тем финансирование на уровне 10-11 миллионов гривен в год отнюдь не отвечает тем важным заданиям, которые возлагаются на УТР. Обычно такие структуры в передовых странах мира получают намного большее государственное финансирование.
Так в США для радио и телевидения выделено 620 миллионов долларов, на публичную дипломатию и международные информационные программы за рубежом – 340 миллионов и плюс еще 410 миллионов на культурный обмен.
Россия – собственно Russia Tоdау – финансирует на уровне 90 миллионов долларов и плюс 50 миллионов долларов от государственных компаний на манер "Газпрома". Это в 5-7 раз больше, чем в Украине ассигнований на международное телерадиовещание в Польше, Румынии, Венгрии, Белоруссии.
Современным, конкурентоспособным на информационном мировом рынке должен стать Укринформ. Для этого необходимо расширить заграничную корреспондентскую сеть за счет открытия корреспондентских пунктов в Сирии, Франции, Великой Британии и доведения их общего количества хотя бы до 12.
Сегодня Всемирная служба радиовещания Украины, у которой есть большой опыт пропагандистской работы, фактически сведена к третьестепенному подразделу, в котором отсутствуют возможности для практического влияния на зарубежную аудиторию.
Самая главная задача украинского иновещания – создание имиджа новой Украины. Цель – на равных говорить с миром на своем языке, а не в интерпретации украинских конкурентов.
Итак, первоочередным заданием власти должна стать активизация усилий относительно послабления асимметрии в обмене информационными потоками между Украиной и другими странами, усовершенствование механизма объективного и привлекательного представления ее в мире.
Уже стало банальным утверждение, что против Украины ведутся разные информационные войны. Настало время, когда необходимо избавиться информационного пацифизма и сделать первые реальные шаги, которые бы подтвердили, что Украина решительно настроена освободиться от информационной оккупации.
Авторы: Игорь Радзиевский, кандидат наук по государственному управлению, Богдан Червак, директор департамента Держкомтелерадио, специально для УП