Перелом эпох
Настоящей причиной больших потрясений, предшествующих смене цивилизаций – как, например: падение Римской империи и поднятие арабов – является кардинальное обновление в мнениях…Все хоть немного значительные исторические события – видимые результаты невидимых сдвигов в человеческом мышлении.
Г. Лебон. Психология толпы
Неспособность украинцев довольствоваться малым ставит жирный крест на идеях использования их в качестве дешевой рабочей силы для процветания доморощенных олигархов. Поэтому сейчас стало модно критиковать украинцев за "неэффективность" и агитировать за трудовое "сознание". Но разве именно в этом заключается проблема?
Фактором, который заставляет человека радоваться малому и жертвовать большим, является его духовная сущность. Ощущение и уверенность в выполнении какой-то великой миссии и причастность к общему благородному делу. Такая великая духовная идея лежит в основе каждой личности и каждого этноса.
Духовная цель этноса формирует его систему ценностей, элита воплощает эту систему ценностей в жизнь. Создается четкое определение Добра и Зла. Наказание зла в обществе находит свое высшее оправдание, потому коррупция и преступность исчезают быстрее, чем о них кто-то узнает.
Без духовного стержня человек становится "немым и подлым" рабом, а народ – вымирает.
Для раба объективными, неподвластными его собственной воле являются его материальные желания. Именно желания, а не потребности. А желания, в отличие от потребностей, - бесконечны. Поэтому раб никогда не может быть полностью довольным своей жизнью, ведь всегда будет оставаться что-то, чего у него еще нет, и он никак не может отказаться от желания этим чем-то обладать.
Автор лично знает семью из четырех взрослых человек, которые ударно работают на полях Гранады и каждые полгода приезжают в Украину. Для того, чтобы восстановиться на бирже труда и получить социальную помощь по безработице и льготы на оплату коммунальных услуг.
На свои "кровно заработанные" в Испании семья уже выстроила целый дворец в Украине стоимостью не в одну сотню тысяч долларов, но ежемесячно получает пару сотен гривен как "малообеспеченные".
И, наоборот, среди знакомых автора есть один 70-летний крестьянин, который наотрез отказывается от государственной помощи, пенсии и тому подобное, поскольку считает, что имеет всего достаточно и сам должен "кормить" Украину, а не она его.
Современный период украинской истории – это распад старого славянского суперэтноса с Москвой во главе.
Как только народ получает свободу, сразу же становятся очевидными индивидуальные качества каждого. То ли это раб, то ли господин. Прирожденного раба сделать господином в принципе невозможно.
Украинский прирожденный раб, получив свободу, сразу же подался на поиски "легкого хлеба". Полез в политику, стал олигархом, но сущности своей не изменил. А главное – навязал свою рабскую идеологию обществу в целом.
Украинское современное общество массово переняло систему ценностей и представление стран "развитого капитализма" эпохи "индустриализации", когда главной задачей каждой нации считался экономический рост.
Это все случилось в момент распада старого этноса, когда традиционные рычаги общественного регулирования упали, а новые еще не успели сформироваться. Идеалом эпохи стало внедрение капиталистических отношений на территории бывшего СССР.
Логика здесь проста. Раб стремится к как можно более глубокому материальному удовлетворению: "хотим бабок, девок и крутые тачки! " А также всего сопутствующего. А где "самые крутые" "бабки, девки и тачки"? В странах рыночной демократии. "Хотим в рыночные страны! "
То, что благополучие стран "золотого миллиарда" создано самоотверженной работой духовно мощных поколений, украинского раба не интересует – нематериальные субстанции он просто не воспринимает. То, что сами эти страны криком кричат о своих проблемах и будущих катастрофах – раб не в упор не замечает, поскольку не видит дальше своего носа.
А население цивилизованных стран находится от украинцев в перманентном шоке и никак не может понять: неужели это те же люди, которые запускали космические корабли и учили Америку высшим наукам?
В 60-70-х годах прошлого века рыночно-демократическая система организации общества достигла своего высочайшего расцвета. В такие моменты людям, которые живут в этой системе, кажется, что законы существования их общества идеальные, природные и вечные, а само общество – венец развития мировой цивилизации.
Но пик развития системы значит начало ее упадка. Упадок рыночного общества начался с констатации очевидного факта: ресурсы Земли - ограничены.
Расширение использования энергетических ресурсов меняет энергетический баланс Земли, что тянет за собой глобальное потепление, а, возможно, – и экологический коллапс, соразмерный с "ядерной зимой". Вселенная ставит для человечества предел материального накопления.
Проблема рыночного общества в том, что оно неспособно к ограничению экономической активности, как армия Наполеона – к остановке.
Современное население стран "золотого миллиарда" поделилось на две неравные части. Одна уверена в вечности принципов своего существования. Другая – совсем немногочисленная – живет в предчувствии будущей катастрофы и лихорадочно ищет возможность ее предотвращения.
Но нации "золотого миллиарда" уже проиграли битву за будущее в "войне колыбелей". Белые американцы прогнозируют, что менее чем за сорок лет они станут меньшинством в своей стране.
Мусульмане уже численно превосходят христиан, китайцы практически заселили российское Зауралье, а арабы гоняют французов по Парижу. Турки ждут на падение стены на пути к Евросоюзу, как голодные пираньи жирного буйвола.
Правительства стран рыночной демократии сделали свои собственные выводы, которые они предпочитают не афишировать. В их основу положен прагматический подход: "Если существует ограниченный ресурс, и его на всех не хватает, то неминуема конкурентная борьба за владение этим ресурсом".
Ресурсов Земли все равно не хватит для всех, поэтому "дикие" народы должны освобождать место для "цивилизованных". Для подкрепления своих "теорий" правительство США приготовило к массовому производству арсенал новейших видов оружия: от генетического и психотропного оружия до космических крейсеров, способных бомбардировать объекты на Земле урановыми цилиндриками.
Если воспринимать законы капитализма как "природные" и "вечные" (что в принципе неправильно, поскольку построенное на них общество эффективно существует всего лишь несколько сотен лет и то – на ограниченной территории), то распад СССР следует трактовать как переход к этой "природной" системе капитализма, а сам СССР – как ошибку истории. Но, как известно, в истории ошибок не бывает.
Говоря о рынке и частной собственности, надо иметь в виду, что они являются основой не только стран "золотого миллиарда". Но и, скажем, Либерии.
Территория Либерии была выкуплена у местных племен американским правительством в 1820 году. В 1822 году сюда начали переселять чернокожих жителей из США, преисполненных желания создать свободное государство по образцу и подобию самих США.
В 1847 году Либерия ("liberty" – свобода) стала республикой. Политическая и социально-экономическая система Либерии была скопирована с американской и такова по сегодняшний день, страна построена с "чистого листа". Основа населения – бывшие американцы, правда, чернокожие. О результатах "эксперимента" можна судить по данным таблицы.
Еще более интересными являются Индия и Китай. Каждая из этих стран по населению превосходит все страны "золотого миллиарда", вместе взятые. Обе они унаследовали чуть ли не самые древние на Земле цивилизации и находятся в приблизительно одинаковых климатических и географических условиях.
Даже современные республики обе создали почти одновременно – в конце 40-х прошлого века. Но Индия последовательно придерживается капитализма английского (классического) типа, а Китай, не менее последовательно – социализма марксовского образца. Результаты конкуренции также видны из таблицы.
В основе каждого этноса и исторического периода лежит своя уникальная политэкономическая модель. Марксовский социализм и смитовский капитализм, который лег в его основу, – это два противоположных способа решения задач эпохи, которую называют "индустриальной".
И страны рыночной демократии ожидает не менее катастрофический упадок, чем СССР, Древний Рим и гитлеровскую Германию.
Теория рыночного хозяйства в том виде, в котором ее подают в Украине как последнее достижение мировой политэкономической мысли, почерпнута из иностранных учебников сорокалетней давности. Поскольку ни одна уважающая себя страна не откроет для широкого рассмотрения свои последние исследования и выводы в данной стратегической сфере.
Особенно это касается США. Каждый день, когда украинским и всем остальным студентам на Земле вдалбливается идея "идеальной универсальности" капитализма, продлевает существование США в роли мирового гегемона.
Смена эпохи неизбежно влечет за собой изменение идеалов, системы "вечных" и "природных" ценностей, а смена системы ценностей – смену страны-лидера.
И новая эпоха придет тогда, когда на мировой арене появятся новые этносы-лидеры, которые предложат мировому сообществу более привлекательные условия для существования. Понятно, что США придется тогда уступить место.
Если согласиться с точкой зрения, что "индустриальная" эпоха заканчивается и должна уступить место эпохе "постиндустриальной" (что прогнозируется на 2015 год), то основным заданием и проблемой настоящего становится не построение рыночной экономики наподобие американской в мировом масштабе, а создание качественно нового общества, которое могло бы эффективно решить непреодолимые для современного мира проблемы и стать примером всему мировому сообществу, начав глобальный переход к новой эпохе.
МИССИЯ УКРАИНЫ
"Нация в рабстве стремится больше к сохранению того, что имеет, чем к получению большего; в противоположность этому, нация свободная стремится к завоеванию, а не к сохранению", – утверждал Монтескье.
У независимости Украины есть свой глубинный смысл: новый славянский суперэтнос должен быть создан под ее руководством. В этом состоит историческая миссия нового украинского этноса.
Этот суперэтнос должен быть качественно новым формированием, на основе ментальности грядущей эпохи. Только в этом случае существование независимого украинского государства будет иметь оправдание и "лицензию" Вселенной.
Народ, от которого требуется осуществить ключевую миссию, так сказать, "избранный", не может надеяться на комфортную жизнь в рамках старого миропорядка, который он должен разрушить.
Более того – такой народ специально поставлен в экстремальные условия, близкие к полному вымиранию, чтобы ликвидировать какую-либо альтернативу для него. Спасение мира является более важной задачей, чем сытое и бездействующее благополучие.
Сама социально-экономическая система общества является алгоритмом выполнения этносом своей уникальной миссии. Стремление построить у себя "успешное" общество методом заимствования общественного порядка у других подобно попытке стать знаменитым композитором путем переписывания рукописей Моцарта.
Поэтому, какие бы "рехвормы" не выдумывали здешние "народные избранники", каких бы усилий не прикладывали правительства для реализации этих реформ, удовлетворенность украинцев и, особенно, их плодовитость и продолжительность жизни не вырастут ни на йоту, пока в основу практической политики не будет положена историческая миссия и высшие духовные ценности.
Увеличение удовлетворения человека является основным заданием социально-экономической системы и основным критерием ее оценки. Но понятно, что ни один социально-экономический порядок удовлетворить требования раба не способен, а ни одно государство в таком состоянии долго существовать не сможет.
Поэтому муссируется образ новейшего Мессии, сверхчеловека, который смог бы обеспечить каждому украинцу довольную и не обремененную лишними заботами жизнь, скажем, на Канарах.
Но лидера ведь создает народ, превращая обычного человека в великого исторического деятеля. Мессия есть в любом из нас, если только каждый из нас способен к духовному совершенствованию.
Автор лично чувствует огромный пиетет к Тимошенко и считает ее единственным на сегодняшний день серьезным государственным деятелем в Украине. Автор бы с радостью доверил ей свое будущее, если бы только не одна проблема: ошибочные представления, положенные в основу формулирования цели, всегда приводят к катастрофе.
В переломные моменты истории, когда время, пространство, материя и энергия сжаты до максимума, у политика, государственного деятеля нет возможности одновременно заниматься самообразованием и решать неотложные практические вопросы. Поэтому он вынужден полагаться на свою "интуицию", которая, в свою очередь, базируется преимущественно на старых представлениях.
Последний "Мессия", который интуитивно вел свой народ, пользуясь ценностями умирающей эпохи, и привел этот народ к катастрофе, покончил жизнь самоубийством в 1945 году. После всестороннего обобщения опыта его деятельности цивилизованные страны пришли к заключению, что вопрос разработки фундаментов национальной политики следует отдать в ведомость университетам, а не политикам.
В Украине сегодня, по большому счету, нет ученых, способных решать поставленные перед ними историей задачи с точки зрения государственнической нации. В этой ситуации можно обвинять СССР, можно клясть "неуклюжий" народ, но картина от этого не изменится.
Более продуктивной кажется работа по созданию в Украине собственной школы национальной политэкономии. Только речь должна идти об украинской национальной политэкономии с уникальным подходом и украинским уникальными задачами.
Рассмотрение простых бытовых проблем "бедные мы или прибедняемся?" привело украинцев к фундаментальной дискуссии на философские темы. Казалось бы – причем здесь историческая миссия Украины и смена эпох, если у Оверко нечем за газ заплатить?
А притом, что особенность текущего момента состоит в необходимости не обезьянничанья "универсальных рецептов успеха", а фундаментального политэкономического осмысления и формулирования путей развития украинского общества на основе его уникальных черт и способностей.
Без решения этой задачи деньги у бедного Оверко никогда не появятся, а сам Оверко никогда себя считать бедным не перестанет. И решать эту задачу должны мы, украинцы, поскольку чужой ум и опыт нам наши проблемы не решит.
Александр Бобик, политэконом, Чикаго, для УП