100 дней правительства Тимошенко: премьер выходит в лидеры
Юлия Тимошенко может гордиться своими электоральными достижениями. За сто дней деятельности правительства она впервые за свою политическую карьеру возглавила президентский рейтинг.
По данным разных социологических исследований, Тимошенко может рассчитывать на поддержку приблизительно 25% избирателей. Янукович сейчас отстает от лидера на 2-3%. Виктор Ющенко занимает третье место в симпатиях граждан, проигрывая десять пунктов своему союзнику по демократической коалиции.
Такие изменения в настроении граждан объясняются довольно просто. Премьер избрала стратегию электоральной экспансии на юг и восток страны за счет повышения социальных выплат и выдачи тысячи гривен замороженных сбербанковских вкладов. Не меньшее внимание она уделяет шахтерам, рассчитывая на симпатии населения (более детально здесь).
Тем более, что резерв для дальнейшего роста симпатий есть. По отдельным социологическим исследованиям, собственный рейтинг БЮТ, как это не парадоксально, больше чем рейтинг ее лидера приблизительно на 8%. Часть помаранчевых продолжает считать, что самым приемлемым вариантом является пара Виктор Ющенко – президент, Юлия Тимошенко – премьер.
Виктору Ющенко была предложена элитная стратегия продвижения на восточную территорию страны. Проект ГАРТа это не только подготовка штабов к президентским выборам, но и попытки привлечь на сторону действующего президента политическую элиту юго-восточных регионов страны, которая сейчас представлена в Партии регионов.
На достижение этой же цели, направлено и назначение Раисы Богатыревой секретарем СНБО, а также попытки создать широкую коалицию. Но дело в том, что рейтинг регионалов это не яйца, которые можно переложить из одной корзины в другую – президент, теряя на западе, так и ничего не получил на востоке и юге.
В этих регионах не очень любят тех, кто проигрывает. Виктор Янукович умудрился уже два раза проиграть своим политическим оппонентам: в 2004 и в 2007 годах. Без премьерской должности рейтинг главного оппозиционера стремительно сдулся. И хотя он в последнее время пытается демонстрировать публичную активность, это не позволяет ему компенсировать электоральные потери.
Насколько стойкими являются эти избирательные тенденции, увидим в ближайшее время. Практически единственной причиной, которая может отрицательно повлиять на электоральные перспективы главы правительства, является сегодняшний рост цен.
Впрочем, Юлия Тимошенко неоднократно демонстрировала способность выходить из почти безнадежных политических ситуаций без существенных имиджевых и электоральных потерь. Вспомните хотя бы совместные голосования с Партией регионов, когда БЮТ находился в оппозиции.
Вопрос будущего президентства – это главная парадигма, которая определяет формат и характер отношений президента и премьера. Ющенко не верит Тимошенко. Не верит ей не только как управленцу высочайшего ранга. Глава государства не верит в способность премьера отказаться от борьбы за президентскую должность.
Именно это недоверие определяло направления политического процесса в государстве, обусловило серьезные колебания президента по поводу создания помаранчевой коалиции и назначения Юлии Тимошенко на должность премьера. Именно оно стало основной причиной конфликта между двумя власть имущими, который получил остро публичные формы уже через месяц после начала деятельности Кабмина.
Секретариат президента отказался от той тактики, которую он применял год назад, когда "Наша Украина" и БЮТ совместно работали в оппозиции, – демонстрация максимально лояльных отношений, что позволяло "задушить" Юлию Тимошенко в дружеском политическом объятии.
Аналитики и чиновники секретариата предложили президенту совсем другую модель взаимоотношений с правительством. Модель постоянного и публичного обнародования писем, телеграмм о настоящих и выдуманных недостатках в работе членов правительства, что кроме стойкого раздражения граждан ничего не вызвало.
Такая тактика была с самого начала ошибочной. Юлия Тимошенко превращалась в электоральный миф. А с мифом, как известно, невозможно бороться. Миф может только сам себя развенчать.
Это, кстати, продемонстрировала и борьба с Виктором Ющенко образца 2003-2004 годов – как бы его не поливали грязью в полностью подконтрольных тогдашней власти СМИ, как бы его не привязывали к националистам и нацистам, это только консолидировало и мобилизовало его электорат. И Ющенко смог получить победу на президентских выборах.
Тем более, что ситуация сейчас немного другая. Средства массовой информации подают альтернативные точки зрения. У премьера нет проблем с доступом к телевидению и сейчас, на должности, и если она перейдет в оппозицию.
Тем не менее, конфликт между Ющенко и Тимошенко был обусловлен не только субъективными факторами борьбы за будущую президентскую должность. Нынешняя версия Конституции создает объективные предпосылки для такого конфликта, для соревнования за звание "самого главного" в государстве. Конституционно-правовое поле является благоприятной почвой для перманентного политического кризиса, независимо от того, кто из политиков занимает ту или иную должность, состава коалиции или оппозиции.
Вопрос проведения конституционной реформы не только назрел, но уже перезрел. Вместе с тем, понятно, что сугубо по президентскому сценарию она проводиться не будет. В пользу такого прогноза свидетельствует и выход регионалов из состава президентского Национального конституционного совета, и заявления Тимошенко о более высокой вероятности прохождения в Верховную Раду парламентской модели государственного устройства.
Из-за этой политической позиции, Ющенко едва ли удастся добиться парламентского принятия в неизменном виде своего конституционного законопроекта. Голосов не хватит даже на утверждение его в первом чтении, когда для этого достаточно всего лишь 226 голосов.
Проведение всеукраинского референдума, который бы утвердил президентский вариант новой редакции Конституции, выглядит сегодня делом не только малоперспективным, но и просто политически угрожающим.
На такой референдум будут вынесены несколько вариантов основного закона, а политические оппоненты могут использовать его для дальнейшего раскачивания ситуации и выявления воли народа по неудобным для главы государства вопросам, например, по поводу вступления Украины в НАТО.
Главным политическим игрокам необходимо искать компромисс в вопросах изменений в Конституцию. Этот компромисс может максимально снизить напряжение будущих президентских перегонов, а значит, цену победы на них. Возможен вариант, который учтет многовекторные политические интересы – это переход к парламентской республике с почетной должностью главы государства и созданием двухпалатного парламента.
Нижняя палата такого парламента будет избираться по открытым партийными списками, а верхняя – по мажоритарному принципу, например, по два депутата от одного региона. Предложенная модель позволила бы сбалансировать систему власти в Украине и, в принципе, могла бы быть принята ведущими политическими игроками в качестве определенного компромисса.
По такой системе главной была бы должность премьера, за которую в ближайшей перспективе боролись бы Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Вопрос лишь в том, будет ли Виктор Ющенко удовлетворен ролью почетного главы государства?
К сожалению, два месяца бездеятельности Верховной Рады серьезно дискредитировали идею парламентаризма в Украине. Инициаторы блокирования парламентской трибуны – Партия регионов также понесла серьезные электоральные потери. По данным социологии, ее "блокадные" действия поддерживали не больше 19% респондентов, что почти вдвое меньше, чем тот электорат, который проголосовал за регионалов на выборах-2007.
Впрочем, НАТО было лишь поводом. Главный приз, который старались получить Регионы – это создание широкой коалиции и возвращение к власти. Однако, среди нашеукраинцев так и не нашлось 37 депутатов, готовых проголосовать за "ширку". Отправить в отставку правительство Тимошенко было возможно, а создать новую коалицию – нет.
Хотя премьер, как говорят у нее в команде, готова и к такому развитию событий. С ее рейтинговыми показателями борьба за будущее президентство возможна и из оппозиционного лагеря. Тем более, что время и президентских, и парламентских выборов Юлия Тимошенко может приблизить, выдвинув идею досрочного их проведения как один из главных лозунгов для своих симпатиков.
Еще одна из политических побед премьера – это решение о проведении досрочных выборов киевского мэра, что позволило ей создать мощный электоральный и ресурсный плацдарм. На этом политическом поле лидер БЮТ полностью переиграла как своих союзников с НУ, так и секретариат президента.
Разменять принятый в первом чтении закон о Кабинете министров, который ограничивает полномочия главы правительства, на выборы киевского городского главы – это надо уметь. За скобками остался и вопрос "единого кандидата от демократической коалиции".
Юлия Тимошенко, по крайней мере, получила свободу политического маневра и сейчас может настаивать или на выдвижении кандидата от БЮТ, или обсуждать условия для поддержки единого кандидата. Ситуация по Киеву должна была логически разрешиться, тот земельный "беспредел", который происходил в столице, не мог продолжаться бесконечно.
Но оправдывает ли цель средства ее достижение?
Во-первых, из процесса принятия решения о проведение досрочных выборов была полностью исключена киевская община. К сожалению, провести местный референдум по вопросу доверия городскому председателю по действующему закону образца 1991 года невозможно.
Новый закон наши депутаты так и не приняли. Попытки в прошлом году зарегистрировать инициативные группы по проведению такого референдума закончились ничем, поскольку такие действия осуществляет сам киевский мэр.
Во-вторых, проведение досрочных выборов в Киеве – это серьезный сигнал региональным политическим элитам, особенно мэрам. Имея большинство в Верховной Раде, правящая коалиция может существенно влиять на деятельность городских председателей, держать их на крючке. Что является, в свою очередь, серьезным прецедентом и угрозой правам местного самоуправления и отрицательным сигналом для европейского сообщества, которое особенно ценит эти права.
В-третьих, очень агрессивные действия БЮТ на киевском поле могут стимулировать антибютовское настроение среди ее союзников по демократической коалиции. Бескомпромиссная позиция Юлии Тимошенко в вопросе единого кандидата приведет к выдвижению нескольких политиков от помаранчевых, что распылит электорат и повысит шансы Леонида Черновецкого на победу.
Юлия Тимошенко демонстрировала мощную активность и за границами нашего государства.
Лидер БЮТ смогла создать определенные точки своей поддержки в Европейском Союзе. Приметно, что именно после разговора с верховным комиссаром ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьером Соланой, Ющенко заявил о долгосрочности существования правительства и демократической коалиции.
После февральских переговоров в Москве российская власть воспринимает Юлию Тимошенко как данность украинских политических реалий, как политика, с которым необходимо работать, независимо от того, какую должность она будет занимать.
Вопрос деятельности нынешней коалиции и будущих президентских перегонов, без сомнения, будет обсуждаться и во время визита Джорджа Буша в Украину. И хотя действующий президент США является "хромой уткой" в американской политике, его советы будут восприняты, по крайней мере, республиканским кандидатом для формирования его взглядов на украинские реалии.
В общем, политические итоги первых ста дней нового правительства для Юлии Владимировны отрадны: она вышла на лидирующие позиции в президентских перегонах, плодотворно поработала над созданием электорального мифа о себе и отвоевала серьезный политический плацдарм в Киеве.
В политической элите начались серьезные процессы переформатирования и переориентации на потенциального победителя будущих президентских выборов.
Продолжение следует...
Игорь Жданов, политолог, для УП