Битва за Киев: предвыборные расклады
Кажется, что после 18-го марта перевыборы Киевского главы и горсовета стали реальностью. Если обойти юридические вопросы, которые делают их немного сомнительными в правовом аспекте, то возникает самый главный вопрос: кто же выиграет эти выборы?
Очевидно, что для ответа на эти вопросы, необходимо, прежде всего, обратиться к недалекому прошлому, когда в 2006 году победил Черновецкий.
Тогда он смог стать мэром, набрав всего около 450 тысяч голосов киевлян. Как эти голоса были добыты – это уже другое дело, однако, стоит вопрос: изменилось ли что-то радикально за отведенный период времени?
Да, Черновецкий как и раньше – один из самых одиозных фигур украинской политики. Да, его "ораторские способности" поражают киевлян и "гостей столицы". Действительно, его постоянно преследуют земельные скандалы, но значит ли это что-то для "его" избирателей? Очевидно, мало что.
Черновецкий победил в свое время потому, что очень трезво оценил свои способности и выработал правильную стратегию достижения целей.
Не умеет сложно говорить на публике – значит надо ориентироваться на тех, для кого это не имеет наименьшего значения. Не притворяясь "суперстар" отечественной политики, он постепенно, медленно, но последовательно выискивал "свой электорат", и предоставлял ему постоянную "помощь".
Преимущественно, это люди, которым наименьшей поддержки ждать ни от кого, а потому они дорожат Черновецким и его отлаженным механизмом "благодетельности".
Однажды это сработало, почему не может сработать в следующий раз? Имеющиеся на сегодняшний день рейтинги – это не больше чем условность и фикция.
В 2006 году никто даже приблизительно не угадывал, или прогнозировал результаты выборов и победа Черновецкого стала неожиданностью для всех.
Рейтинги не отображают реальной картины из-за ряда причин: мало кто признается в том, что он поддерживает Черновецкого, а тех, кто готов признаться, часто не спрашивают (речь идет об инвалидах, тяжелобольных, наркозависимых).
Поскольку команда действующего мэра на протяжении двух лет не останавливала работу механизма по обеспечению электоральной поддержки, то нет оснований считать, что этот механизм не сработает на перевыборах.
Реально, в вопросе поддержки Черновецкого, сохранится ситуация 2006 года, без существенного роста количества его симпатиков, но и без заметного падения рейтинга, поскольку ни для первого ни для второго нет никаких оснований.
Если же посмотреть на оппонентов действующего мэра, то там, фактически, тоже заметных изменений не наблюдается. Чем дальше развиваются события, тем более очевидной становится невероятность выдвижения единого кандидата от оппозиции.
И БЮТ, и "Наша Украина", и Виталий Кличко с ПРП не высказывают желания отказываться от "своего места" (как они сам думают). Уверенность БЮТ базируется на высоком рейтинге премьер-министра в Киеве, который должен бы обеспечить победу любому поддержанному премьером кандидату.
Уверенность Кличко имеет под собой самый высокий на данный момент рейтинг кандидата на пост мэра (согласно данным большинства социологических опросов).
Ряд других, менее мощных и авторитетных политиков из числа помаранчевых, тоже не обойдут возможность выставить свою кандидатуру.
Нельзя забывать и парламентские и внепарламентские силы, которые тоже не воспользуются возможностью приобщиться к борьбе.
В конечном счете, будем иметь огромное количество кандидатов, которые поделят между собой драгоценные проценты, обеспечив поддержку тому, у кого будет самый стойкий и монолитный электорат.
Оппозиция же не объединится никогда, поскольку на кону слишком высокий приз – власть в столице. И этот приз каждый будет стремиться завоевать самостоятельно.
Соответственно, не кажется странной готовность самого Леонида Черновецкого к участию в выборах. Очевидно, он прекрасно знает своих оппонентов, и знает, что они, как и в 2006 году, похоронят друг друга.
Понятно почему начались разговоры о внесении изменений в законодательство о выборах столичного председателя с введением второго тура.
Такие нововведения, бесспорно, нанесли бы весомый удар по перспективам действующего городского главы, поскольку бы позволили, в конечном счете, объединиться его оппонентам. Однако, для того, чтобы это все стало реальностью, необходимо принять эти изменения, а сделать будет это нелегко.
18-го марта решение о перевыборах было принято не за счет коалиции, а благодаря поддержке коммунистов и части фракции "Блока Литвина".
Ряд нашеукраинцев тогда не голосовали и нет никаких оснований думать, что они проголосуют за изменение законодательства. В свою очередь, коммунисты и литвиновцы также могут изменить свою позицию, если для этого будут найдены соответствующие "аргументы".
В конце концов, для того, чтобы не дать ход закону, существует множество способов, перечислять которые нет никакой необходимости. Реальность такова, что на сегодняшний день выборы городского главы Киева будут происходить в один тур.
Однако, опасность для Черновецкого кроется в другой области. Речь идет о городском совете, в котором политические силы будут представлены согласно количеству набранных голосов.
Реальной может быть ситуация, при которой мэру может оппонировать оппозиционный совет, который сделает невозможным нормальное функционирование властного механизма.
Однако, имеющийся закон об императивном мандате не позволяет депутатам переходить из фракции во фракцию, однако иск по этому вопросу до сих пор находится в Конституционном суде.
Никто не может сказать, когда будет получено решение, однако, оно вполне может появиться и на протяжении ближайших двух месяцев (то есть до выборов) или в ближайшие дни после выборов.
И решение это, вполне вероятно, отменит этот запрет.
Если события будут развиваться так, то в столице сохранится статус-кво, а оппозиция потерпит серьезное поражение.
Это только один из сценариев развития событий, но он свидетельствует об одном: 18-ое марта это не "день победы" над Черновецким, а только очередной этап борьбы за власть в Киеве.
Петр Олещук, политолог, для УП