Тимошенко начинает зачистку Ахметова
Юлия Тимошенко приступает к выполнению своего самого скандального избирательного обещания – реприватизации "Днепроэнерго". При том, насколько некорректно с политической точки зрения Ахметов забирал "Днепроэнерго" под свой контроль, настолько же юридически некорректно Тимошенко инициирует его повторную продажу.
На протяжении избирательной кампании Тимошенко неоднократно клялась отменить схему дополнительной эмиссии "Днепроэнерго", благословенной Януковичем. Тогда вследствие согласия "донецкого правительства" государство потеряло, а Ахметов получил контроль над предприятием, аккумулировав около 44%.
Делалось это, применяя методы процедуры банкротства. Ради справедливости следует признать, что банкротство не было инициировано Ахметовим, а как раз группой "Приват" – его нынешним главным конкурентом за энергетический объект.
Став премьером, Тимошенко изменила поведение. О возвращение "Днепроэнерго" она начала говорить отстраненно: мол, дело рассматривается в суде по искам связанных с "Приватом" структур, и правительство этого вообще не касается.
Но теперь Тимошенко начинает активные действия. Цена вопроса – несколько миллиардов долларов и новый конфликт с Банковой. Ведь заместитель Виктора Балоги по юридическим вопросам Игорь Пукшин летом 2007 года сделал много полезного для Ахметова, который защищался в судах от атак "Привата".
По иронии судьбы, секретариат президента одновременно является оппонентом Игоря Коломойского в истории "Днепроэнерго" и вместе с тем союзником "Привата" в истории Кременчугского нефтеперерабатывающего завода.
Итак, неделю назад Тимошенко вплотную приблизилась к провозглашению войны Ахметову. В повестку дня заседания Кабмина, состоявшегося в прошлую среду, был включен вопрос об утверждении планов размещения акций четырех энергогенерирующих компаний, одна из которых – "Днепроэнерго".
Проект предусматривает продажу 60% акций "Днепроэнерго". Хотя, по убеждению Ахметова, часть этого пакета принадлежит ему.
Вопрос перенесли на следующее заседание Кабмина, которое должно состояться 26 марта. Произошло это по просьбе... Виктора Ющенко. В прошлый понедельник на традиционной встрече с премьером и спикером президент попросил Тимошенко отложить рассмотрение, чтобы "концептуально определиться с развитием украинской энергетики".
Тимошенко согласилась – на Кабмине было принято только одно постановление, содержащее политическое решение о продаже генерирующей четверки, в том числе и "Днепроэнерго".
В распоряжение "Украинской правды" попали проекты решения, которые планировали рассмотреть на прошлом Кабмине.
Как видно с документа, Тимошенко предусматривает продажу 60% "Днепроэнерго" на открытом аукционе, который должен состояться до 31 октября 2008 года.
При этом еще 16% акций правительство предлагает оставить в государственной собственности. То есть, вынося на свое заседание этот вопрос, Кабмин исходил из того, что сейчас в государственной собственности находится 76% акций.
Ахметов же считает, что государство не может продать 60%, поскольку 44% акций "Днепроэнерго" принадлежит его компаниям, а у государства после дополнительной эмиссии остался только 51%. Судебное разбирательство продолжается. Вердикт Верховного суда запланирован на 8 апреля.
Намерения Тимошенко форсировать вопрос с продажей "Днепроэнерго" вызвали несогласие также у части министров ее правительства.
Так, Минюст в своих выводах сообщил, что "проект распоряжения Кабинета министров не отвечает актам законодательства, которые имеют высшую юридическую силу".
"На сегодняшний день в производстве находятся судебные дела, связанные с проведенной в 2007 году дополнительной эмиссией "Днепроэнерго". Учитывая это, регулятивное значение распоряжения может быть нивелировано", - предупреждает в своем письме министр юстиции Николай Онищук.
Министерство экономики также отмечает, что "приватизация пакета 60% возможна после отмены дополнительной эмиссии "Днепроэнерго".
В свою очередь, Фонд государственного имущества в материалах, поданных в правительство, сообщил, что "не учитывает замечание Министерства экономики и Министерства юстиции".
В письме за подписью заместителя председателя Фонда Потимкова сказано, что у них "отсутствует другая информация относительно размера государственного пакета" – кроме той, по которой государство и до сих пор владеет 76% "Днепроэнерго".
Итак, ключевое звено этого конфликта – это регистратор "Днепроэнерго", компания "Укрнефтегаз", которая контролируется группой "Приват".
Регистратором не было внесено изменения в реестр "Днепроэнерго", и там и до сих пор значится, что 76% акций "Днепроэнерго" числятся за государственными структурами.
Как объяснил "Украинской правде" главный "юридический мозг" "Привата" Тимур Новиков, акции Ахметова, которые он получил вследствие дополнительной эмиссии, "не были введены в системы реестра, поскольку продолжаются судебные споры относительно законности сделки".
В пресс-службе холдинга Ахметова "Украинской правде" также по сути подтвердили, что решение о дополнительной эмиссии не было внесено в реестр.
На сегодняшний день отраслевой энергетический холдинг Группы СКМ является владельцем свыше 44% акций "Днепроэнерго". Это подтверждено решением суда, которое вступило в законную силу и было передано регистратору, который должен внести изменения в систему реестра. Но существует ли реестр, где он и в каком состоянии – нам не известно".
Другое измерение проблемы "Днепроэнерго" – это лишение приватовского регистратора "Укрнефтегаз" лицензии.
"Насколько нам известно, - утверждают в СКМ - на данный момент не существует реестра акционеров, который бы велся легитимным регистратором: договор с бывшим регистратором – "Укрнефтегазом" – на основании того, что они были лишены лицензии – уже расторгнут. Компанией "Днепроэнерго" заключен договор с новым регистратором – Проминвестбанком. Однако "Укрнефтегаз" саботирует передачу реестра. Представители нового регистратора несколько дней подряд пытаются связаться с "Укрнефтегазом" и не могут".
"Так что у нас нет информации, внесены ли необходимые изменения в систему реестра. Но если реестр "Днепроэнерго" существует и в него не внесены соответствующие изменения, то такой реестр содержит в себе недостоверную информацию и, как следствие, он – недостоверный", - утверждают в пресс-службе Ахметова.
Каждая со сторон считает, что именно их регистратор является легитимным в истории с "Днепроэнерго".
Опираясь на своего нового регистратора, сторона Ахметова заявила, что собрание акционеров в прошлую пятницу не состоялось – они ссылались на протокол Госкомиссии ценных бумаг и фондового рынка, где сказано, что "в установленное время реестр не был предоставлен, регистрация не происходила и собрание не начинались".
В свою очередь, Тимур Новиков из группы "Приват" заявил "Украинской правде", что регистратором "Днепроэнерго" к моменту проведения собрания в прошлую пятницу оставался "Укрнефтегаз".
"Насколько мне известно, "Укрнефтегаз" продолжал вести реестр "Днепроэнерго". Суд вынес постановление, которым остановил решение об отмене лицензии "Укрнефтегаза", - отметил Новиков.
Геннадий Корбан также назвал безосновательными утверждения СКМ о том, что они заключили соглашение с новым регистратором. "Договор со старым регистратором можно разорвать при двух обстоятельствах – если есть судебное решение по этому поводу или просто по инициативе регистратора. То, что сейчас происходит, называется "удвоение реестра". У меня вопрос – где Проминвестбанк (избранный регистратором по инициативе СКМ) возьмет систему реестра? Это не просто список акционеров, это целая система электронных журналов".
"У Донбасской топливно-энергетической компании (энергетический холдинг Ахметова) было желание не допустить проведение собрания акционеров, поскольку это приводит к изменению менеджмента "Днепроэнерго". Однако нам известно, что собрание акционеров в пятницу все-таки состоялось – в непосредственной близости к "Днепроэнерго", поскольку акционеры не были допущены на территорию предприятия", - сообщил Новиков.
Кроме государственной стороны, прямое участие в подпольном проведении собрания акционеров принимала участие инвесткомпания "Бизнес-инвест", владеющая меньше 0,1% "Днепроэнерго" и среди основателей которой - Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов и прочие владельцы "Приватбанка".
Союзником "Привата" является Фонд госимущества, который выступает против промедлений с продажей 60% акций "Днепроэнерго".
"Перенесение начала размещения акций на более поздний срок не будет способствовать выполнению Фондом госимущества задач по поступлению средств в бюджет от приватизации в 2008 году", - разъяснил Потимков.
В свою очередь, в СКМ считают, что продажа государственной части акций "Днепроэнерго" возможна только, если правительство признает правомерность действий Ахметова.
В другом случае, если инициированные им процессы будут отменены, то "Днепроэнерго" вернется в состояние банкротства. А предприятие, которое проходит процедуру банкротства, до ее завершения не может быть приватизировано.
Источники "Украинской правды" в Кабмине сообщили, что на заседании правительства 26 марта вторично попробуют утвердить план размещения акций "Днепроэнерго".
"Вопрос стоит на повестке дня. Перед этим мы планируем рассмотреть изменения в энергетическую стратегию Украины. Но повестка дня заседания в эту среду перегружена в связи со ста днями правительства Тимошенко, поэтому "Днепроэнерго" могут и перенести", - отметил собеседник в секретариате правительства.
Кстати, нынешние события вокруг "Днепроэнерго" – на самом деле не первый случай наступления Тимошенко на позиции Ахметова за свои 100 дней при власти.
Несколько недель назад правительство отменило распоряжение Януковича от 26 июня 2007 года, по которому структуры Ахметова получили в аренду на 50 лет самый глубоководный участок акватории Севастопольской бухты.