Украина на раздорожье новой международной системы
В последнее время во внешнеполитической сфере Украины отмечается активная турбулентность, обозначенная российско-украинским конфликтом с поставками газа и вступления нашего государства в НАТО, непохожими подходами стран-членов Альянса относительно присоединения Украины к ПДЧ, неопределенностью перспектив членства Украины в Европейском Союзе.
На первый взгляд может показаться, что причиной такого состояния является нестабильность внутриполитических процессов. Но для раскрытия настоящих причин следует посмотреть на Украину с точки зрения будущего мирового порядка, который меняется и трансформируется.
Чтобы понять процессы, которые происходят вокруг Украины, необходимо определить, какой будет мировая система завтра и каким будет место Украины в ней.
Процесс становления многополюсного мира
Исчезновение системы двухполюсного мира привело к тому, что обломки исчезнувшего полюса находятся в состоянии становления на международной арене, а составляющие полюса-победителя, при условии отсутствия объединяющей цели борьбы против единой угрозы, начали искать самостоятельные пути своего дальнейшего развития в мире. На этом фоне возникают и новые мировые центры силы.
Подавляющее большинство мировых ученых и политологов соглашаются в том, что мир находится на пути становления многополярной системы. Вопросу поиска ответа на будущие очертания мира был посвящен семинар "Какой мир в 2040 году?", проведенный в Париже в феврале этого года.
В итоговом докладе семинара сделан вывод, что через 30 лет мир будет иметь многополярную структуру. Сейчас мир находится в состоянии перераспределения сфер влияния, что является болезненным процессом. Об этом свидетельствуют многочисленные конфликты на Балканах, в Северном Кавказе, в Приднестровье, на Ближнем Востоке, в Африке, в Афганистане. Об этом свидетельствуют и процессы вокруг Украины.
Многополярная структура будущего, по выводам Парижского семинара, предвидит, что главными мировыми лидерами будут США, Европейский Союз, Россия, Китай, Япония, Индия, Бразилия, Южно-Африканская Республика и возможно Иран на региональном уровне.
При этом отмечается, что США останутся ведущей страной мира. Они сохранят преимущество во всех сферах – экономической, военной, технологической. США будут обладать до 25% мирового богатства, что обеспечит их доминирование. Все серьезнее будет конкурировать с США Китай, опередив до 2040 года США по уровню ВВП. Но по уровню ВВП на душу населения США будут оставаться лидером.
В Европе будет доминировать Европейский Союз, как один из полюсов мира. Вес ЕС в мире уменьшится из-за появления других мировых центров силы и внутренних факторов: демографические изменения, слабый экономический рост, отсутствие единства, сохранение влияния США на ряд стран-членов.
ЕС безусловно сохранит позиции регионального лидера, но должен будет структурироваться согласно с функциональной логикой, в частности в сфере безопасности и обороны, с опорой на мощное ядро из нескольких стран.
Россия сохранит доминирование в восточной части Европы, в Северной и Центральной Азии. Эволюция этого региона будет характеризоваться сильной неопределенностью, нестабильностью безопасности, тенденциями диверсификации и фрагментации под влиянием внутренних и внешних факторов.
Фактором нестабильности останется уязвимость регионов Северного Кавказа и Центральной Азии. Будущее самой России, по мнению участников Парижского семинара, является неопределенным.
Неблагоприятными показателями являются: катастрофические демографические тенденции (население России уменьшится с 143 миллионов человек до 120 в 2035-м); санитарные проблемы; политический режим, связанный с корпоративными и криминальными системами; персонализация политического режима; сохранение уязвимости российской экономики (базирование экономики на энергетических прибылях, отсутствие восстановления производственной базы).
В этих условиях Россия будет пытаться утвердиться на международной арене и продолжит играть важную роль в регионе.
Таким образом, мир идет к распределению сфер влияния мировых игроков преимущественно по региональным признаком. Украина находится на границе двух главных сфер влияния – России и Европейского Союза. Для полной оценки положения Украины следует также добавить влияние США на мир в целом и учесть их интересы в Восточной Европе.
Украина на раздорожье
Сегодня Украина становится объектом борьбы мировых центров силы, а иногда и картой, которую они разыгрывают для достижения собственных геостратегических целей. Без обретения контроля над Украиной, ни одна сила не может получить контроль над Восточной Европой.
То есть, сохранение позиции нашего государства в нейтральной зоне и становление его в долгосрочной перспективе, как регионального лидера, например в Черноморском регионе, маловероятно.
Украина не сможет стать региональным лидером, поскольку для этого не будет четко очерченного региона. Все восточноевропейские страны или уже стали членами ЕС и НАТО, или определены как страны-кандидаты, кроме Беларуси, Молдовы, Грузии, Азербайджана и Армении.
Беларусь и Армения находятся под влиянием России. Остальные страны уже объединены в организацию ГУАМ, но она не сможет стать отдельным регионом мирового уровня по причине своей слабости и незаинтересованности в этом ведущих стран мира. Украина также не сможет стать независимым объединяющим звеном между Западом и Востоком. В этом не заинтересованы ни Россия, ни Европейский Союз, ни США.
Соединенные Штаты Америки, после исчезновения двухполюсной системы, потенциально сохраняют свое влияние на страны Восточной Европы. Они заинтересованы в том, чтобы Украина невозмутимо шла курсом на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры.
Руководство США недвусмысленно заявляет о поддержке членства Украины в НАТО, даже если на нашу территорию будут нацелены российские ракеты. Госсекретарь США Кондолиза Райс в феврале этого года заявила, что Россия пытается давить на бывшие республики СССР.
Сенат США официально высказал поддержку Украине в резолюции: "Мы высоко ценим значительный вклад Украины в нашу общую безопасность... США должны сыграть ведущую роль в предоставлении Плана действий относительно членства Грузии и Украины как можно скорее.
Восстановление статуса России в Европе и в мире угрожает потерей позиций США, а попадание Украины под влияние России – потерей ключевых позиций в Восточной Европе. Поэтому США будут усиливать свое влияние в Украине для послабления роли России.
Стратегической целью России является восстановление Империи, что предусматривает обязательное вхождение в нее Украины. В противном случае Российская Империя будет оттолкнута от Европы и смещена в сторону Азии. Без Украины и Беларуси Россия постепенно будет превращаться в азиатское государство, которому вдобавок будет угрожать демографическая экспансия азиатских народов.
Но сегодня Россия не готова принять Украину под свое доминирование и прибегает к действиям с целью "вытягивания" украинского государства из зоны влияния США и ЕС. Об этом свидетельствуют и российско-украинские энергетические кризисы и декларации российского президента, направленные против евроатлантической интеграции Украины.
Россия старается держать Украину на такой дистанции, чтобы она не интегрировалась в западные структуры и не смогла выйти из российской тени до того времени, когда последняя укрепит свои международные позиции.
Поэтому Россия и заинтересована в существовании внутри Европы проблемы Косово как источника нестабильности, который бы привлекал внимание ЕС и США и отвлекал его от проблем на постсоветском пространстве.
Белорусский политолог Андрей Ляхович отмечает: "Поддержка Москвой Белграда в вопросе Косово объясняется тем, что Кремль очень заинтересован в белом пятне, источнике конфликта на европейской территории".
России не удалось убедить США вынудить их пойти на компромисс, но удалось побудить ЕС пойти на уступки. Россия и в дальнейшем будет делать все возможное, чтобы вернуть Украину в зону своего влияния.
Почему Европейский Союз, а скорее его ведущие страны-члены, идут на уступки России в распределении сфер влияния в Восточной Европе? Почему он не поддерживает Украину в противостоянии с Россией и действует очень осторожно? Ответ неоднозначен. Он включает ряд факторов.
Во-первых, осторожность ЕС объясняется отсутствием внутреннего консенсуса среди стран-членов. Европейский Союз сегодня является гаммой государств с разными проблемами, подходами и взглядами на будущее. Об этом свидетельствует затянутый процесс институционной реформы и отсутствие единства во многих сферах, в частности в энергетике и безопасности.
Во-вторых, ЕС стремится построить стабильные, долгосрочные и дружеские взаимоотношения с Россией и не хочет заострять вопрос четкого распределения сфер влияния.
Во время своего визита в Москву 8 марта этого года федеральный канцлер Германии Ангела Меркель демонстрировала желание диалога с Россией и даже уступок.
В европейско-российском диалоге доминируют вопросы энергетических поставок и статуса Косово, а вопросам нарушений принципов демократии и соблюдения прав человека в последнее время уделяется меньше внимания.
ЕС старается полностью интегрировать балканские страны, поэтому в ходе заседания "Тройка ЕС – Россия" 13 февраля этого года вопрос Косово был ключевым, а взгляды противоположными. В ЕС уверены, что не следует сердить Россию другими амбициями, пока она не смирится с независимостью Косово.
Россия, понимая это, постоянно поднимает косовскую проблему на двусторонних встречах, приковывая к ней внимание ЕС. Она заставляет ЕС выжидать в действиях по Украине, пока не решится балканский вопрос.
В-третьих, ЕС зависит от поставок российских энергоносителей. Он не желает вмешиваться в энергетические отношения между Украиной и Россией и отдает преимущество прямым контактам с последней. Свидетельством являются проекты газопроводов "Северный поток" и "Южный поток", к которым решила присоединиться уже и Венгрия.
В этом вопросе Украина нужна ЕС только как надежный транспортер российских и азиатских энергоносителей.
В-четвертых, старые страны члены ЕС, то есть его основа, опасаются усиления влияния США на процессы в ЕС, что возможно после вступления Украины. Чтобы уменьшить влияние США в Европе они готовы уступить России в расширении ее полномочий как мирового лидера.
Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер 11 марта этого года в ходе работы Франко-российского совета по вопросам безопасности заявил: "Мы думаем, что Россия, большое государство, должна занять более важное место, не только в отношениях с Францией, но также в мировом порядке".
ЕС одновременно предоставляет нашему государству долгосрочные европейские перспективы, опасаясь окончательно лишиться Украины как партнера на восточной границе. В ходе заседания Совета сотрудничества ЕС-Украина было подтверждено продолжение трехлетнего Плана действий ЕС-Украина на 2008 год.
ЕС приветствовал успехи в проведении переговоров по новому усиленному соглашению и по созданию Зоны свободной торговли между ЕС и Украиной. В новом усиленном соглашении между ЕС и Украиной может быть заложена перспектива ассоциированного членства Украины. ЕС, особенно его новые члены, заинтересованы в том, чтобы Украина присоединилась к европейской семье.
Таким образом, в краткосрочной перспективе внешнеполитическая сфера Украины будет встряхиваться процессами перераспределения сфер влияния мировых лидеров, а в долгосрочной перспективе – должна следовать необратимым европейским и евроатлантическим курсом, чтобы стать составной частью европейских структур и обеспечить свое место в международной системе.
Иначе, Украине угрожает неопределенность и нестабильность, поскольку она может стать ареной геострагической борьбы мировых центров силы в Европе.
Виталий Мартынюк, аналитик УНЦПИ, для УП