Антикоррупционный потенциал независимого тестирования
Введение обязательного независимого внешнего тестирования порождает в обществе предубеждения, опасения и мифы. Как, в конце концов, и любая масштабная реформа.
Поэтому дискуссия не удивляет. Не случайны попытки коррумпированных групп посеять панику среди родителей и навязать свои интересы сотням тысяч абитуриентов, жизненный успех которых будет зависеть от способности конкурировать в условиях европейской экономики знаний, а не постсовковой экономики блата.
Граждане страны, которые пережили травматический опыт "шока без терапии" 90-х годов, глубоко уверены – любые изменения непременно ухудшают жизнь. Именно отсюда походит пресловутая формула "Украина не готова к …"...
Потом – на выбор: введению системы пенсионного страхования; приватизации ЖКХ; административно-территориальной реформе; или тому же внешнему независимого оценивания.
Почему же постоянно звучат голоса о поспешности, недостаточной подготовленности, потребности остановиться, посоветоваться, еще раз обсудить все "за" и "против" и т.п.?
Опишем основные составляющие антикоррупционного эффекта ВНО. На самом деле он не ограничивается вступительной кампанией в высшие учебные заведения. Круг опосредствованного антикоррупционного влияния значительно более широкий и глубокий и распространяется как на среднюю, так и на высшую школу.
Введение тестирования станет причиной изменения глубинных установок и мотиваций учеников, студентов и их родителей.
Во-первых, в случае если прием на обучение в ВУЗ будет осуществляться по балльным сертификатам, а не по медалям или "средним баллом аттестата", постепенно в сознании родителей будет исчезать потребность "гнаться" за высокими текущими и итоговыми школьными показателями – оценками и медалями, и, соответственно, задабривать учителей и администрацию средних учебных заведений.
Во-вторых, тест – один для всех, результаты ВНО являются замечательным критерием оценки качества образования, которое дают те или иные средние учебные заведения. Можно легко спрогнозировать, что у родителей постепенно будет слабеть мотивация "договариваться" с просвещенскими чиновниками и администрацией "элитных" школ, лицеев, гимназий, которые подтверждают свою элитность преимущественно бытовым и декоративным обустройством помещений, об устройстве туда своих чад.
В-третьих, постепенно будет приходить в упадок "репетиторство" преподавателей ВУЗов, разных подготовительных курсов как скрытой формы коррупционной ренты.
В-четвертых, тот, кто стал студентом на основе сертификационных баллов, очевидно, будет менее предрасположен решать проблемы сдачи сессий путем разнообразных "подношений" своим преподавателям.
Даже студентам-начинающим в области образования и государственного управления понятно, что этим перечнем возможный антикоррупционный эффект не ограничивается. Так же очевидно, что мероприятия государственной политики должны быть согласованы между собой.
В этой сфере ситуация когда "одна рука не знает, что делает другая", недопустима. Осуществление шагов в одной сфере влияет на сопредельные и может нейтрализовать, а иногда – и привести к прямо противоположным следствиям.
В этом сложно не согласиться с материалом "Мифы внешней независимой оценки и коррупционная ловушка для власти" Александра Сушинского. По мнению автора, новые "Условия приема в высшие учебные заведения Украины" дают слишком большое поле для коррупционного маневра администрации ВУЗов.
Но для профессионалов очевидно: ни один отдельный шаг в сфере государственной политики не является антикоррупционной панацеей. Любые реформы либо увеличивают коррупционный потенциал системы принятия решений, либо уменьшают его.
ВНО – это безусловно второй вариант. Ведь, даже если не принимать во внимание указанные выше четыре антикоррупционные эффекта, без минимального количества сертификационных баллов отныне никто не сможет попасть в отечественную высшую школу. Даже за большую взятку.
Конечно, это только один из возможных элементов, который уменьшает "взяточную емкость" вступительной кампании. Поэтому, прежде чем пытаться найти антикоррупционные мифы и бороться с ними, следует попробовать максимально воспользоваться имеющимся антикоррупционным потенциалом в ходе дальнейших реформ.
Также сложно согласиться, что любая возможность ВУЗов самостоятельно "определять профиль своего студента" является обязательной частью университетской автономии, движение к которой Украина провозгласила приоритетом своей образовательной политики, сводит на нет антикоррупционный потенциал ВНО.
Скорее, может идти речь об определенном соотношении. Вариантом может быть предложение эксперта Лилии Гриневич: кроме сертификатов о прохождении независимого тестирования, основанием для вступления в ВУЗ должны быть и другие факторы. Формула их соотношения должна быть открытой, а удельный вес ВНО в такой формуле – составлять не менее 80%.
Конечно, оппонентов не будет мало при любом соотношении. Вообще нельзя лишать кого-либо права вернуться в прошлое, по крайней мере, в своем воображении. Наконец, по-человечески можно понять тоску старой школы за советской молодостью.
Но даже Владимир Ленин говорил "учиться, учиться и еще раз учиться", а источники, которые бы включали публичные призывы Ульянова "брать, брать, и еще раз брать", авторам не известны.
Впрочем, играть в игру, правила которой стараются определить просвещенские коррупционеры и непроинформированные реакционеры, и дискутировать о (не)целесообразности независимого тестирования – тратить время и усилия.
Лучше давайте учитывать реальность: экспертам в области образования потребность введения тестирования очевидна, соответствующее государственно-политическое решение уже принято.
Поэтому пришло время серьезного разговора о дальнейших мероприятиях и инструментах образовательной политики, которые позволят вытеснить общественно-познавательный максимум и реализовать антикоррупционный потенциал, который содержит внешнее независимое оценивание.
Поиск и обсуждение таких оптимальных решений ради успешного будущего сегодняшних абитуриентов, конкурентоспособных не только на украинском рынке экономики знаний, и, в конце концов, ради достойной Украины – действительно стоит времени и усилий.
Кобец Роман, кандидат философских наук, аналитический директор ГО "Идеальная Страна", Дмитрий Потехин, Группа европейской стратегии, для УП