Нужна ли Украине диаспора?
На протяжении столетий Украина переживала много нашествий завоевателей, интервенций, войн, репрессий, насильнических переселений, голодоморов. Поэтому миллионы украинцев покинули родину, в поисках лучшей судьбы. Так, за столетие появилась многоцелевая украинская диаспора.
В начале независимости диаспора была необходима официальной Украине для поддержки политически, информационно, а иногда и финансово. На сегодняшний день у официальной Украины достаточно сил и денег, чтобы игнорировать диаспору.
Но выгодно ли такое игнорирование украинским регионам, предприятиям, и миллионам украинцев, которые на них работают?
Ведь обладая огромным научно-технологическим и производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, страна не может себя реализовать ни внутри, ни за границей.
За все годы независимости, государство еще не достигло уровня экономического развития 90-тых годов. Много предприятий, производственных баз бывших ПТУ просто физически уничтожены, порезаны на металлолом, деньги раскрадены.
Симптоматически, но лейтмотив большинства выступлений и высказываний руководства Украины, экспертов из разных представительств за границей, во время визитов делегаций один и тот же: дайте денег, кредиты, инвестиции, придите к нам и помогите.
Сегодня в мире существует около 200 больших и маленьких стран с населением около шести миллиардов людей. Вместе с тем хватит пальцев на руках одного человека чтобы посчитать так называемые развитые страны с общим населением 600-700 миллионов людей.
Сотни стран с огромными природными и материальными ресурсами, дешевой рабочей силой смотрят на развитые страны с надеждой что-то получить, предлагая намного более выгодные и стабильные условия чем Украина.
То есть массовый капитал в Украину, при тех экономических и политических условиях, которые в ней имеются, не придет. И это подтверждает история последних лет.
Ведь надо учиться зарабатывать деньги, а не просить их.
Основа основ любого бизнеса - продажа. Можно говорить о бизнесе годами, читать лекции и так далее, но когда нет продажи, нет и бизнеса.
К сожалению, Украина не умеет продавать свой потенциал, свои товары, свои технологии, свои возможности.
Она до сих пор не способна определиться с направлением где и как это делать: на востоке, или на западе. Восток обладает огромными запасами природных ресурсов, впрочем это не то направление где можно надеяться заработать деньги. Тем более что восток, как правило, использует собственные экономические контакты для своих не совсем доброжелательных планов. Да и, в конце концов, там тоже ищут денег.
Западные финансовые ресурсы значительно больше (и к тому же с лучшими принципами ведения бизнеса). Например, в Северной Америке есть сеть магазинов Wal-Mart. Финансовые возможности Wal-Mart и бюджет России до недавнего времени – можно было сравнивать.
На сегодняшний день 60-80% всех товаров в магазинах Северной Америки произведены в Китае. Некоторая часть этих товаров некачественна и на второй день после приобретения их просто выбрасывают. Но уже сегодня они развиваются, учатся и зарабатывают деньги.
Ни одна страна не хочет пускать к себе иностранного производителя. Наоборот, стремится больше экспортировать. За внешней идиллией развитых стран стоит невидимая, а иногда и видимая экономическая борьба. Конкуренция огромна.
Ведь никто не придет в Украину, не пойдет по заводам и фабрикам, искать товар для закупки. Мировой рынок переполнен, в мире не существует проблемы купить. В мире существует проблема продать.
Для этого надо стать рядом с акулами бизнеса, и начать учиться продавать свои товары. Понятно, что этому не будут рады. Никто не хочет еще одного конкурента. Но Украина должна руками, ногами, плечами открыть эту дверь.
В бизнесе существует позиция №1 – это продавец, человек, который первым встречает потенциального покупателя. Умение продавать доведено до уровня искусства. Самой большой проблемой любого бизнеса является поиск таких людей.
Самые лучшие продавцы получают очень большие деньги. По статистике, 20% таких людей приносят 80% прибыли компании, остальные – только 20%.
Вывод: Украине нужны такие люди на всех уровнях. Это должны быть не просто торговые представители, а "тигры в лисьей шкуре". Сотни, тысячи людей, которые занимались бы маркетингом для украинских предприятий, рекламировали их продукцию, проводили презентации, выставки, семинары, налаживали контакты...
Главным критерием эффективности любого украинского представительства за границей должен быть принцип: сколько продано товаров, заключено контрактов, сделано презентаций и выставок, а не сколько найдено денег.
Разумеется, для Украины, как молодого государства, это сложная задача, учитывая то, что, во-первых, людей, способных это делать, не много. Во-вторых, мало кому из украинцев известна специфика западного рынка и его правила игры.
В-третьих, из-за языкового и психологического барьеров, незнания менталитета людей, занимающихся бизнесом на западе. И, в конце концов, проблемой является получение виз для граждан Украины в некоторые страны.
Вместе с тем у Украины уже есть свой бизнес-десант за границей. Речь идет об украинской диаспоре! Кстати, незаурядную роль в успешном продвижении Китая на западный рынок играет именно китайская диаспора.
Украина – единственная из бывших республик Советского Союза, у которой есть огромное богатство – многомиллионная диаспора по всему миру. Диаспорой основано большое количество украинских учреждений: школы, институты, церкви, газеты, сеть разнообразных организаций, и т.п..
По сути дела, диаспора построила свою Украину за границами настоящей, сохранила язык, традиции, культуру, религию, а главное – любовь к Родине.
Диаспора накопила большой жизненный опыт за границей во всех сферах: политике, экономике, бизнесе, законодательстве, культуре. Почти в каждом городе, где есть украинская диаспора, существуют отделы Конгресса Украинцев Канады и объединения украинских предпринимателей и промышленников.
То есть, у Украины потенциально уже есть свой "экономический заграничный десант". Их объединение – Украины и ее диаспоры – может стать чрезвычайно результативным. Но прежде всего, официальный Киев должен поменять свое отношение к диаспоре, видеть в ней сторонника, а не врага.
На сегодняшний день их отношения можно квалифицировать как взаимное игнорирование. Такой вывод можно сделать, например, из "теплых" приемов, которые официальная Украина демонстрирует в ходе проведения мировых конгрессов украинцев.
И, собственно, речь идет не о благосклонности к диаспоре тех власть имущих, которые и до сих пор выживают своих граждан из страны, а о миллионах людей, у которых нет работы, надежды на лучшее и которые вынуждены оставлять семьи, страну в поисках лучшей судьбы.
Следует задуматься, о каких инвестициях может идти речь, если рабочая сила покидает страну? Кто будет отрабатывать инвестированные деньги через 5-10 лет?
Собственно, слово за Украиной, ее предприятиями, регионами, которые стремятся реализовывать свои экспортно-импортные возможности. Но это должно быть на взаимовыгодных условиях. И надо быть готовым, что будут ошибки, неудачи, потери, недоразумения. Это и есть нормальный путь приобретения опыта.
Несколько лет назад ко мне обратилась одна женщина с просьбой помочь организовать выставку и презентацию украинских вин фирмы "Массандра" в Эдмонтоне.
Я с радостью согласился это сделать, тем более, что это совпало с Днем Независимости Украины. Но когда привезли вина, я и мои коллеги были шокированы: кому-то в руководстве "Массандры" пришло в голову, в рекламных целях, поместить на этикетке портрет Сталина в окружении Черчилля и Рузвельта.
На какого покупателя рассчитывали владельцы компании, только им известно. Эта чисто русская идея использовать бывших царей и цариц, императоров и князей, бывших и современных президентов, для названий ресторанов и кафе абсолютно ошибочна.
Понятно, что презентация не состоялась, наоборот, ее бойкотировали даже в других городах Канады. Но уже существует несколько положительных примеров по распространению в Канаде украинского пива, водки и вин.
В Канаде живет около одного миллиона этнических украинцев и они в большинстве своем делают выбор в пользу украинских товаров. Впрочем, не за счет национального самоунижения.
Мир меняется, но принципы остаются те же. Производитель ищет покупателя и несет затраты, связанные с выходом на новые рынки. Производитель ищет дистрибьюторов, учит их, стимулирует, рекламируется. Это классический путь и его обойти невозможно.
Я, как и тысячи представителей диаспоры, тратим много времени, энергии, собственных средств на распространение украинской идеи, культуры, на улучшение имиджа Украины, как государства.
И никто не будет заниматься "раскруткой" бесплатно частного бизнеса. Понятно, что не каждое украинское предприятие сможет обеспечить такие условия для потенциального агента, как это делают известные в мире фирмы. Но когда-то надо начинать.
Николай Воротыленко, Эдмонтон, Канада, для УП