Юлефобия как препятствие для членства Украины в НАТО
Противники членства Украины в НАТО, и внутренние, и внешние, могут спать спокойно: президент Ющенко работает не в пользу, а против членства страны в Альянсе.
Украина потеряла свой шанс на присоединение к Плану действий относительно членства в НАТО после игнорирования украинским правительством заседания Североатлантического совета в Брюсселе.
Отступление украинского правительства от поддержки ПДЧ, которую недавно, в январе, своей подписью заверила премьер Тимошенко, является прямым следствием Юлефобии президента.
Украина (и Грузия) всегда будут проблемными странами в контексте вступления в Североатлантический Альянс учитывая географическое расположение в регионе, который Россия считает сферой своего влияния.
И вдобавок у обеих стран есть российские военные базы (в Грузии они нелегальные), и пророссийские сепаратистские анклавы.
Еще одна проблема – низкий уровень общественной поддержки вступления в организацию – в Украине он составляет около 25% (по сравнению с 70% в Грузии).
Украина уникальна еще и потому, что ее политический спектрум, в вопросе поддержки членства в НАТО, более ограничен. Во всех странах, которые присоединились к Альянсу, левые посткоммунисти поддерживали членство (так, в частности, произошло в Испании эпохи пост-Франко).
Украина, вместе с тем, первая среди стран-претендентов, где все левое крыло выступает против НАТО.
Украинский политический центр тоже не однороден в этом вопросе. Правоцентристские силы единодушно поддерживают эту инициативу.
А в сторону блока Тимошенко звучат упреки относительно более осторожной позиции в деле НАТО.
Но уместны ли такие упреки? Ведь каждый хороший политик в Украине должен бы быть осторожным относительно такого непопулярного (но стратегически важного) дела как НАТО.
Сложные внутренние факторы внутри государства, связанные с вопросом вступления Украины в НАТО, усложняются внешним сопротивлением со стороны некоторых западноевропейских государств.
Старая Европа традиционно проявляет меньшую поддержку Украине в ее стремлении присоединиться к ПДЧ учитывая энергетические, культурные, интеллектуальные и исторические связи с Россией. Особенно это касается Германии.
Эти глубокие внутренние и внешние факторы, которые делают путь Украины (и Грузии) к членству в НАТО более сложным, чем предыдущие или следующие расширения НАТО в 1999, 2004 и 2010 годах, требуют от президента Ющенко трех стратегически важных шагов, которые ему не удалось осуществить.
Во-первых, отказаться от своих персональных конфликтов с коллегами из помаранчевого лагеря в пользу национальных интересов Украины.
Персональные ссоры между политиками не являются исключительно украинским феноменом, как можем видеть хотя бы на примере отношений Тони Блэра и Гордона Брауна, Джона Маккейна и Джорджа Буша.
Тем не менее, в более зрелых демократиях эти конфликты держатся за закрытой дверью во имя единства партии и национальных интересов. В Украине грязное белье стирают публично.
Во-вторых, Ющенко следует поддержать помаранчевую коалицию, чтобы показать НАТО и ЕС, что в Украине существует коалиция, ориентированная на реформы и евроатлантическую интеграцию и при этом единодушна в достижении этих стратегических целей.
В 2006 и 2007 годах это значило, что Юлия Тимошенко имела право получить должность премьер-министра, поскольку БЮТ получил соответственно на 9 и 17 процентов больше голосов, чем "Наша Украина" во время двух последних парламентских гонок.
В-третьих, президент должен четко проявлять свою политическую волю к борьбе с коррупцией и изменениям законодательства.
Но во время моего последнего визита в Киев, я имел возможность общаться с высокопоставленными западными чиновниками, украинскими советниками по этим двум вопросам.
Они жаловались, что Украина находится в состоянии стагнации в вопросе ликвидации этих двух проблем еще со времен помаранчевой революции.
Президент часто не соблюдает законы, не понимает, насколько важным является равенство всех граждан перед законом, блокирует следствие в делах членов так называемой политической элиты.
Хуже того, высокопоставленные украинские чиновники задействованы в коррупции в энергетическом секторе, на что указывала сама премьер-министр Тимошенко во время своей первой мартовской пресс-конференции.
Тимошенко заявила, что на территории Украины эту коррупционную схему "РосУкрЭнерго"-"УкрГаз-Энерго" продолжают "крышевать" на высочайшем уровне.
В 2006 и 2007-2008 годах неспособность президента Ющенко поставить национальные интересы выше его личной неприязни к Юлии Тимошенко воспрепятствовала прогрессу Украины на пути к членству в НАТО.
В основе этой личной неприязни президента лежат комплекс неполноценности относительно тех, у кого более сильная личность и большая популярность; шовинистический подход мужчины к женщине, как к существу низшему; а также чувство угрозы перед антикоррупционной платформой правительства Тимошенко.
После выборов 2006 года у Украины были значительно лучшие шансы присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО, чем в 2008. Аргументы западноевропейских стран против Украины перед саммитом в Риге в ноябре 2006 года получили меньшую поддержку, чем сегодня, перед апрельским саммитом НАТО в Бухаресте.
Единственный шаг, который президент должен был бы сделать и в 2006, и в 2008 годах, это поддержать помаранчевую коалицию, примириться с Тимошенко в качестве премьера и не стараться ее заменить, как он это сделал в 2005.
Президент Буш был готов посетить Украину перед саммитом НАТО и в июне 2006, и в апреле 2008 с целью поддержки помаранчевого правительства и намерений Украины вступить в Альянс.
Тем не менее, поддержка самого президента Ющенко в вопросе членства Украины в НАТО постоянно и полностью подрывается его же неспособностью сдержать свою глубокую Юлефобию.
В 2006 году президент одновременно доверил Роману Бессмертному вести переговоры относительно помаранчевой коалиции, а Юрию Еханурову относительно широкой.
Обе коалиции потерпели поражение, и визит президента Буша в Киев, который должен был состояться в июне 2006 года, отменили. В результате Украине не предложили присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО в ноябре 2006 года на саммите в Риге.
В 2007-2008 годах президент, в конце концов, согласился поддержать помаранчевую коалицию и Тимошенко. И сразу после провозглашения Юлии Владимировны премьер-министром, Балога и Ющенко начали подрывать ее правительство.
Чуть ли не каждый день Балога выдвигает новые угрозы и требования к правительству.
Несмотря на то, что Ющенко возразил Вашингтону, что он собирается заменить правительство Тимошенко, интриги Балоги хорошо известны американскому и британскому правительствам.
Результатом этого будет потеря второй и последней возможности для визита президента Буша в Украину, и Украине снова не предложат ПДЧ на саммите в Бухаресте.
Очень ироническим является то, что поддержка президентом членства Украины в НАТО подрывается его собственными действиями, как в 2006 так и в 2007-2008 годах, а также действиями тех его подчиненных, которые на него имеют влияние.
Любой интеллигентный человек несомненно должен был бы понять, как Юлефобия подорвет и членство Украины в НАТО, и перевыборы самого Ющенко.
Тарас Кузьо, научный сотрудник Института европейских, российских и евразийских исследований, Университет Джорджа Вашингтона, для УП