Президент медведов
Смена действующих лиц у власти в России – это хороший повод порассуждать на тему роли этой страны в нашей жизни и ее влиянии на Украину. Это влияние имеет разную природу – от банальной политики до влияния интеллектуального и даже эстетического.
Попытки описать его рационально опасны чрезмерной детализацией и угрозой оказаться в дурной бесконечности. Выход подсказывает сама ситуация и фамилия нового российского президента – для описания нужно обратиться к медведам.
Медвед, как известно, существо виртуальное. Это не "фактор", не "ситуация", не "перспектива". Это нечто, что в разных случаях объединяет в себе разные элементы. Общее у всех медведов лишь то, что они способны сказать "превед!", и привлечь, тем самым, внимание к своей персоне. В принципе, этого вполне достаточно для создания соответствующей методологии.
Для начала обратимся к внешней России, чтобы напомнить себе о тех медведах, которые там живут и имеют непосредственное отношение к нашей стране. Первый медвед, явно страдающий ожирением – это очевидная "территориальная нецелостность" страны. В ней существует Дагестан и прочие элементы, где российская власть вдруг превращается в ненавидимых населением "федералов". Как долго это будет продолжаться – неизвестно.
Очевидно только, что в рамках курса на "великую Россию", то есть – на авторитарную, самодовольную и обиженную на весь мир страну - проблема категорически не решается.
Вернее, существует только одно решение – превращение в "великую мусульманскую Россию". Что для нас хуже – неизвестно. В любом случае, внутренние конфликты у соседей имеют к нам самое непосредственное отношение.
Второй медвед – с хитрой такой мордой и в черных очках. Называется он "преемственность власти". Когда в авторитарной стране меняется власть, это всегда повод изменить сложившийся порядок вещей, ведь сложился он не естественным путем, а за счет давления и манипуляций.
Авторитарный порядок всегда нелегитимен, это хорошо чувствуют сидящие наверху пирамиды и потому всеми силами стремятся усидеть подольше. Начальник может все. И если вы были не в ладах со старым начальником, новый может вам помочь, ведь он тоже может все.
И пусть Путин и Медведев – одного поля ягоды и уверяют друг друга и весь мир в "преемственности", все это лишь до поры до времени. Византийские императоры, которых теперь в России считают образцом хорошего управления, тоже ничем не отличались. Это не мешало им достаточно плохо относиться друг к другу.
Можно сказать, что российская власть поставила эксперимент – возможна ли мирная смена власти в авторитарной стране. Путин не захотел стать Фиделем. Посмотрим, чем это закончится. Но в любом случае существует соблазн реванша у "обиженых" группировок, необходимость что-то делать с внутренней войной, которая идет в рядах правящей спецслужбы. Все это - мины, бомбы и петарды, рассованые по многочисленным карманам нашего медведа.
Третий медвед – самый наглый, рыжий и гадкий. Этого медведа порождает пропаганда, отсутствие свободы слова и то удовольствие, которое, похоже, получают от всего этого большинство россиян.
Хорошо, конечно, рассказывать друг другу истории о том, что Иван Грозный, на самом деле белый и пушистый, просто он "проиграл пиар войну (!) Западу". Хорошо бредить фантазиями Фоменко, Носовского или Дугина.
Все это замечательно, если бы не одно "но". Это "но" заключается в том, что собственное "величие" рано или поздно потребует практических доказательств. Поскольку считается, что "величие" было узурпировано, искажено, и каким-то непонятным образом отобрано у доверчивых россиян и поскольку весь мир – это большой заговор против России, то "восстановление величия" просто не может осуществляться в поступках благородных и человеколюбивых. Доказательства "российского величия" самой его природой могут быть получены только в агрессии и "наказании виновных".
Четвертый медвед – самый молодой и потому самый загадочный. Его появление вызвано "неуклонно улучшающимся благосостоянием трудящихся" в России. Вопрос простой – захотят ли трудящиеся терпеть нынешние порядки, когда их благососотояние улучшится до такой степени, что у них появится время немного подумать?
Внутренняя Россия. Украинские ведмеды
Теперь поговорим о тех виртуальных ведмедах, которые возникают у нас на родине в связи с существованием под боком России. Для начала, правда, нужно определиться с тем, кому они говорят свой "превед", с теми, кто способен его услышать и принять меры. Думаю, это не государство и не нынешняя элита. Эти "преведы" может услышать разве что новая элита, самоосознание которой началось с Майдана, поэтому, когда я пишу "мы", то имею в виду именно этих людей.
Как ни странно, первым ведмедом будут безусловные успехи России во многих областях, при этом, успехи и государства и общества. Что уж говорить, если даже российская глубинка, недавно бывшая источником страшилок для относительно сытых украинцев теперь иногда выглядит лучше глубинки украинской.
Скажем так, в России действительно часто "выше уровень" - законодательства, проектов (в медицине, образовании и т.п.), общественной самоорганизации. Мой друг, живущий в Москве, рассказывал о самодеятельной акции "позвони Сереге!". Каким-то образом, этому Сереге достался номер ЗАГСа (или еще какой-то конторы), он пытался разобраться в проблеме, потому что вынужден был отвечать на чужие звонки. Контора отказалась сотрудничать, тогда он просто написал об этом в сети.
В результате, все прочитавшие позвонили в этот ЗАГС и попросили к телефону Серегу. Контора сдалась и номер вернули. Или возьмем другой пример - целенаправленную борьбу с НДС – существуют специальные сайты, где подробно объясняется, что это за гадость, там ведутся дискуссии, люди вывешивают на своих страницах баннера по этому поводу и т.п.
Все это – не нефтедоллары, этому нужно учиться. Пока дела будут обстоять таким образом и пока мы будем выглядеть (и быть) провинциалами, все разговоры о каких-то наших преимуществах – пустая болтовня.
Все прочие наши ведмеды – дети и ближайшие родственники этого первого ведмеда. Они объединяются в три больших семейства. Первое – это ведмеды наших горе-националистов. Говорю "горе", потому что много лет наблюдаю за тем, как эти крестьяне, решившие стать националистами, упорно разрушают Украину.
Национализм – городское удовольствие, такое же порождение города, как и государство. Наша сельская "аэлита" не способна к этому просто по своей природе. Борьба с русским языком, поиски превосходства над москалями в истории, музеи "советской оккупации" (тоже мне, Прибалтика), вся эта, извините, политическая хитрожопость…Враги, как известно, становятся похожи.
Все, что делают наши горе-националисты, они делают с позиций обезъяны России, украинского (если говорить об интересах Украины, как целого) здесь почти ничего нет. Наши "националисты" так же авторитарны, как и российское власти, просто у них нет необходимых ресурсов, а то бы уже всем показали...
Второе семейство ведмедов – это детки "националистов". Хотя "националисты" старались над своим потомством давно, детки эти появились только в 2004-м году. Как и положено детям, смысл их жизни состоит в отрицании родителей, то есть, "националистов". Понятно, что речь идет о "донецких" с их наивной и тупой "идеологией".
Не нужно мне говорить, что "донецкие" - всего лишь представители крупного финансово-промышленного клана, и ими движут только его интересы - это не так. Клан этот был всегда и всегда у него были серьезные интересы в Киеве, между тем в политике он смог организоваться только после поражения в 2004-м. "Донецкие" - это люди, до которых через 15 лет вдруг дошло, что столица у них таки в Киеве. Теперь они пытаются это отрицать.
Собственно, главная проблема этого ведмеда в том, что он заблудился во времени и потому сильно неадекватен.
Третье семейство – самое опасное. Угроза этого семейства нашим перспективам пока что смягчается его разобщенностью. Это, скажем так, ведмед "наследия Путина".
К нему относятся как расчетливые авторитатрные политики типа Тимошенко, так и молодая поросль разного рода "евразийцев", "скинхедов", "язычников", "комсомольцев", "нацболов", "антиглобалистов" и прочих молодежных племен, которые объединяет общий страх перед свободой и ненависть к ней.
Вся эта публика по-разному относится к самому Путину и к тому, что происходит в России. Если Тимошенко откровенно идет по его стопам (чего стоит только "южнокорейский опыт", который нас призывают наследовать), то, к примеру, "нацболы" думают, что борются с ним. Но, повторю, всех их объединяет неверие в собственные силы и идея "просвещенного авторитаризма".
Выводы
Первое. Главный вызов, который бросает Россия Украине, состоит в соблазне авторитаризма. "Наведение порядка" - формула достаточно размытая, но даже если рассуждать в ее рамках, возникает вопрос, кто и чем будет наводить порядок? Альтернатив две – либо "порядок" наводят сами граждане за счет изменения правил, обязательных для всех, либо группа политиков, произвольно устанавливая нормы, манипулируя ими и карая недовольных. Второй путь – это и есть авторитарный "путь Путина".
Он значительно проще, но менее эффективен в долгосрочной перспективе, кроме того, для его реализации нужны ресурсы, которых у нас нет. Впрочем, это уже другая тема. Так или иначе, политики не думают в таких категориях, они не принимают решений исходя из перспективности того или иного варианта развития для страны, а поступают так, как велит им инстинкт власти.
Вот в этом и состоит опасность, так как соблазн пойти простым, но обещающим дивиденды конкретному политику, путем весьма высок. Майдан дает нам надежду на то, что первый, сложный и длительный по времени тоже имеет шансы на реализацию.
Второе. Непосредственные угрозы, которые несет в себе Россия (нестабильность, агрессия) могут быть нивелированы только, если Украина будет более прочной, более современной и лучше организованной. Как видим, нынешняя крестьянская "аэлита" неспособна на это.
Третье. Как Россия влияет на нас, так и мы влияем на Россию. Однако, в случае наследования российского авторитарного пути, такое влияние исчезнет. Да, наши авторитарные лидеры будут "ссориться" с российскими, но это будет драка родных братьев. Следовательно, Украина в этом случае будет не готовой к угрозам, о которых было сказано выше. Мы можем влиять на Россию только, если будем ее альтернативой.
Четвертое. Для того, чтобы такое влияние было вообще возможным, необходимо, чтобы новая элита осмыслила свое отношение к России. В любом случае это не должна быть нынешняя тупая агрессия, (или столь же тупое обожание), с которым постоянно сталкиваешься на форумах.
У россиян есть чему поучиться (см. о первом ведмеде), это нужно признавать и стараться наследовать. Что до отношения к российскому государству, российскому "величию" и т.п., то оно должно быть спокойным, уравновешенным, и сочувствующим, как отношение к сумасшедшему: "да, да, ты самый великий, сильный и толстый. А ну-ка быстро вынь пальцы из борща". России нужно стараться помочь.
Автор: Володимир Золотарьов