Наше секретное оружие
Прошлогодний финал Евровидения в Хельсинки запомнился многим украинцам и россиянам не только эмоциональной победой Верки Сердючки (вопреки 2 месту в итоге), но и скандалом вокруг ее песни "Danсnig". Были задеты за живое чувства тех россиян, которые услышали в песне нашего номинанта вместо "Лаша тумбай" - "Раша гудбай".
Особенно разошелся в тот вечер музыкальный критик и ведущий прямой трансляции Евровидения для российских телезрителей. Как только на табло появились результаты, по которым Сердючка с ее вторым результатом опередила в итоге российский проект, ведущий объявил крестовый поход против Верки Сердючки.
Напоследок у российских зрителей была возможность в прямом эфире увидеть, как российский ведущий завершает поток своих гневных тирад в сторону украинского победителя исполнением куплета-импровизации со словами: "Сердючка, гудбай!"
Шутки шутками, но после Евровидения больше пол года Сердючка была "не въездной" в Россию. Официальная Москва негласно ставила палки в колеса ее выступлениям. Однако Андрей Данилко особенно не переживал. С каждым месяцем требования россиян видеть украинского артиста становились все более настойчивыми. Оказалось, без Сердючки и праздники в России не получаются.
И вот на прошлой неделе в российской прессе появляется статья того же музыкального критика, который на Евровидении объявил Сердючке войну. Однако сегодня это уже другие интонации. Он уже пишет о якобы своем вкладе в "возвращение Сердючки" на российскую сцену и угодливо желает ей всяческих творческих успехов во время интервью.
Случай очень показательный. Опыт "агрессии относительно Сердючки" и что из этого получилось, доказывает: во-первых, россияне способны мириться с неприятными в их восприятии фактами. Во-вторых, украинцам следует учиться не принимать близко к сердцу все глупости, которые озвучиваются с российской стороны. Особенно, когда доходит до крайностей.
Сегодняшняя Москва относительно Украины напоминает вспыльчивого музыкального критика, который объявил войну в ответ на стремление Киева добросовестно выполнять свои международные обязательства. Ведь на данном этапе диалог Украины с Североатлантическим Альянсом – это скорее попытка доказать нашу цивилизованность в вопросе демократических стандартов, которые лежат в основе реформированного Альянса.
Но россиянам этого и не рассказывай. Им нужны упрощения. Вступление в НАТО здесь и сейчас – все, что они видят. И это для них – обида. Конечно, позиция России как препятствие диалогу Украины и НАТО будет ощутимой, но не должна быть главной. Украинцам следует самим разобраться, нужно им в далекой перспективе членство в Альянсе или нет.
Но для того, чтобы взвесить все "за" и "против", сухой язык официального Киева, и тем более Москвы, не подходит. Вот здесь и может понадобиться Верка Сердючка.
Непонимание НАТО – это, во многом, языковая проблема. Мало кто старался на доступном языке с чувством юмора объяснить все азы этого запутанного вопроса. Министры и чиновники информируют друг друга на круглых столах и конференциях, и не разрешат втянуть себя в "майданный спор", в котором доминируют антинатовские популисты.
Когда же министры и принимаются к информированию граждан через ТВ, то вместо простых тезисов - нередко монологи относительно пользы НАТО. Усилий же гражданского общества, которое тоже приобщается к просвещению граждан и развенчанию закоренелых мифов, пока недостаточно.
В этой ситуации Сердючка со своей бесхитросной речью могла бы стать первоклассным промоутером Альянса среди своей музыкальной аудитории. Ведь, грубо говоря, большинству украинцев, которые слушают или толеруют Сердючку, не по душе идея сотрудничества с НАТО. В свою очередь, осведомленное о НАТО меньшинство, возможно, состоит именно из тех, для кого слушать Сердючку – признак плохого вкуса.
Можно по-разному оценивать творчество Сердючки, но задумывался ли кто-то об Андрее Данилко как обыкновенном гражданине Украины? Кажется, он, в отличие от большинства звезд, в последнее время удержался от участия в "политике", то есть предвыборной кампании в пользу политических партий.
И если вопрос НАТО – это не мелочная политика, и не споры между политиками, а вопрос цивилизационного выбора и развития страны, с этим меседжем можно и достучаться. Сперва как к гражданину Андрею Данилко, а потом уже – как к Сердючке.
Простоватый, и иногда грубый юмор Сердючки еще будут изучать в институтах, и уже сегодня много кто заметил, что Верка – это глубоко народный образ. Все, что в ней есть, почерпнуто из быта простых людей. Пусть не совсем просвещенных, пусть таких, которые разговаривают на суржике. Но этот юмор эмоционально теплый, а значит – воспринятый большинством.
В НАТО, как и у Андрея Данилко, на постсоветском пространстве свой сценический образ. И если сегодняшний образ Сердючки десять лет назад начал формироваться с роли проводницы, "образом врага" НАТО начали заниматься еще со времен Сталина.
Проводница Верка уже семь лет как пересела с поезда на другие виды транспорта. НАТО уже минимум 18 лет, со времени падения Берлинской стены испытал кардинальные преобразования. Тем не менее, в восточной части Европы этого практически не заметили.
Возможно, в Москве снова дойдут до крайностей. Как вариант, МИД России могло бы начать вызванивать коммерческого агента Андрея Данилко с тем, чтобы заключить контракт, где будет указано: "удерживаться от просветительских мероприятий в пользу НАТО в Украине".
Но если такой контракт и будет, то, все равно, надолго россиян не хватит. Итак через пару лет, Сердючка смогла бы уже на финишной прямой присоединиться к усилиям многих украинцев. И тогда бабушки из далекого Луганска еще скажут: "что же вы нам с самого начала не разложили по полочкам об этой НАТА?"...
Виталий Мороз для УП