НАТО на горизонте

Четверг, 7 февраля 2008, 14:04
"НАТО! Как много в этом звуке для сердца украинского слилось..." - наблюдая за последними политическими событиями, так и хочется перефразировать зарубежного классика.

Действительно, можно ли вообразить другой, столь же мощный и безотказный генератор политических скандалов?

Может ли партия, недовольная своим оппозиционным статусом, найти более удобный повод, чтобы заблокировать работу Верховной Рады и создать парламентский кризис на ровном месте? Существует ли более зловещая страшилка для обывателя, способная переплюнуть графа Дракулу, Бабу Ягу и Фредди Крюгера вместе взятых?

Контакты украинского руководства с многострадальным альянсом и вовсе напоминают остросюжетный шпионский роман. Засекреченное "письмо трех", утечка информации через невольного "крота" - американского сенатора Ричарда Лугара, конспиративная встреча Юлии Владимировны с Яапом де Хооп Схеффером, чем-то напоминавшая свидание Штирлица с женой... Романтика!

Конечно, атлантическая стыдливость той же госпожи Тимошенко вполне объяснима: не за горами президентские выборы, добрая половина избирателей не жалует НАТО, так что лучше воздержаться от слишком тесных контактов с альянсом.

Правда, в результате многие украинцы лишний раз утверждаются в мысли, будто североатлантическая интеграция – это нечто постыдное, грязное и порочное. Между тем в преодолении антинатовских стереотипов и так не наблюдается особого прогресса.

Значительная часть наших сограждан до сих пор не в состоянии уяснить, что:

- НАТО не имеет ни малейшего отношения к ОУН, УПА и лично Роману Шухевичу;

- связь между НАТО и неуклюжими попытками популяризировать украинский язык отсутствует;

- НАТО никак не связано с признанием или непризнанием Голодомора геноцидом.

Для миллионов украинцев присоединение нашей страны к ПДЧ и, скажем, чествование Шухевича – равноценные вещи. Североатлантическая интеграция оказалось в одном ряду со спекуляциями на тему истории, культуры и т. д.

Эти проблемы возведены в ранг приоритетных искусственно, подняты и раздуты заинтересованными политиками и без муссирования в СМИ никогда бы не взволновали среднего украинца.

Другое дело – вступление в НАТО. Здесь речь идет о стратегии развития страны, об импульсе для структурных реформ, о качественных преобразованиях в сфере политики, экономики, правовой системы еtc, которые непременно коснутся каждого украинского гражданина.

Стратегический вопрос общегосударственной важности стал заложником культурного противостояния между Востоком и Западом. В результате наше общество неспособно трезво рассматривать плюсы (а их немало!) и минусы (таковые, безусловно, тоже имеются) вступления в НАТО. Возможное членство в альянсе обсуждается на уровне все тех же надуманных проблем.

Приведем характерный пример. Излюбленный аргумент ярых противников НАТО – гипотетическая посылка "наших парней" в горячие точки.

Но почему-то сейчас никого не волнует пребывание этих же парней в камуфляже на просторах Либерии, Косово, Эфиопии или Конго!

А все из-за того, что некогда мы связались с агрессивной международной организацией, беспардонно рассылающей своих "миротворцев" во все уголки планеты – ООН.

(Кстати, давайте на минуту представим, что украинские военнослужащие находятся в Либерии или Косово под эгидой НАТО... Жуть, правда?)

Можно вспомнить и 2005-й год. Вывод украинского контингента из Ирака – одно из немногих предвыборных обещаний, которые Виктор Ющенко успешно выполнил. Где же всенародное ликование?

Почему никто не записывает это историческое решение в актив президента? Отчего украинцы дружно забыли о нем уже через пару месяцев?

Да потому что перед нами – типичный пример искусственной проблемы, которая на самом деле абсолютно не волнует украинских граждан. И, если разобраться, не должна волновать: когда сотня военных-профессионалов в соответствии с международными договоренностями выполняет свою работу за пределами страны, ничего ужасного в этом нет.

"Военная" проблема, которая действительно затрагивает интересы каждой украинской семьи – создание высокопрофессиональной контрактной армии. Для этого недостаточно отменить призыв с 1 января: нужна продуманная стратегия, причем не помешало бы содействие стран, уже перешедших к профессиональному войску. И тут нам с НАТО как раз-таки по пути...

Впрочем, довольно атлантической романтики. Каковы реальные шансы легендарного "натовского сапога" потоптать украинскую землю? И каким образом зловещая обувь может на нее ступить?

"Только после общенационального референдума!" - уверяют нас представители различных политических сил. По категоричности эти заявления могут соперничать с расистскими табличками "Whites only". Тем не менее, есть все основания сомневаться, что наша страна будет вступать в НАТО only через референдум. И что вступит туда вообще.

Дабы прояснить ситуацию, попытаемся ответить на три простых вопроса:

1. Возможен ли положительный исход референдума о вступлении в НАТО?

Публично наши атлантисты любят озвучивать следующий сценарий вступления в НАТО: сначала распространить в народе объективную информацию об альянсе, а потом провести референдум – глядишь, просвещенные украинцы сменят гнев на милость. Но в действительности на чудодейственную силу ликбеза полагаться не стоит.

Для приобщения рядового гражданина к знаниям о НАТО необходимо, чтобы он захотел услышать эти факты. Но миллионы украинцев категорически отказываются воспринимать любую альтернативную информацию об альянсе.

В их сознании Североатлантический блок уже занял стратегическую позицию – где-то между Бандерой и дублированием советских комедий на украинский язык. Передислокация не предвидится. Не стоит связывать большие надежды с молодым поколением: на Юго-востоке Украины ненависти к альянсу все возрасты покорны.

Таким образом, число украинских граждан, которых можно сагитировать за НАТО, заведомо ограничено. И довести заветный показатель до 50 процентов – недостижимая задача. К тому же референдум о вступлении в НАТО – это как раз тот случай, когда ярые ненавистники альянса выстроятся в очередь за бюллетенями, а те, кто "в принципе, не против" останутся дома.

Положительный исход референдума по НАТО – научная фантастика, которая в обозримом будущем не станет явью. И это отлично понимают серьезные лоббисты североатлантической интеграции.

2. Насколько реально проведение референдума по НАТО?

Оставаясь на уровне обещаний и угроз, злополучный референдум, как ни странно, выгоден всем участникам политического процесса. Одним ритуальные мантры о народном одобрении помогают успокоить чересчур нервное население Юго-востока.

Другим угроза референдума помогает шантажировать неуступчивых оппонентов, добиваясь вполне приземленных целей (например, желаемого формата правящей коалиции...)

Однако став реальностью, референдум по НАТО моментально потеряет все свои полезные свойства! Разом угробить отличное успокоительное средство, универсальный инструмент шантажа и вечную приманку для избирателей – едва ли наши партийные боссы на это пойдут.

Пока североатлантическая интеграция остается предметом острых дискуссий и политических торгов, никто из политиков первого эшелона не заинтересован в том, чтобы референдум действительно состоялся.

Если же ведущие политические игроки все-таки придут к согласию относительно членства в НАТО, надобность в референдуме отпадет сама собой – никому же не пришло в голову устраивать народное волеизъявление по поводу вступления в ВТО.

В общем, пресловутый натовский референдум будет анонсирован еще не раз, но, по всей видимости, мы его так и не дождемся.

3. Возможно ли вступление в Североатлантический альянс без референдума?

Вступление в НАТО через общенациональный референдум – экзотика, испробованная лишь в Словении, Венгрии и Словакии. Обычно судьбоносное решение принимается на уровне политических элит и затем проводится через парламент. Именно с этим сценарием связывают свои надежды и украинские поборники североатлантической интеграции.

К сожалению, опыт показывает: любой из ведущих политических игроков ради сиюминутной выгоды может легко заблокировать интеграционные процессы. Необходим консенсус трех основных сил – президента, правительства и оппозиции.

Тут мы вновь сталкиваемся с политическим фэнтези: избиратели, настроенные против НАТО – слишком лакомый электоральный кусочек, чтобы им пренебречь. Сейчас на этой благодатной теме спекулирует Партия регионов.

Но, допустим, в Украине создана широкая коалиция на президентский условиях, и под коллективным посланием в НАТО подписался премьер Янукович. Боюсь, на защиту обманутых избирателей-натофобов тут же встала бы пламенная оппозиционерка Юлия Владимировна!

Но даже если в один прекрасный день произойдет чудо, и ведущие политические силы сольются в едином атлантическом порыве, пропуск в альянс Украине отнюдь не гарантирован.

Вопреки популярному стереотипу, в НАТО никого не затаскивают силком. Напротив, свое право находиться в альянсе необходимо доказать – и не словами, а реальными делами. Вопреки другому популярному стереотипу, НАТО – не единоличная вотчина Дяди Сэма.

В альянсе имеются влиятельные антилоббисты Украины – прежде всего Германия и Франция. Каждый новый демарш наших политиков усиливает позиции стран, не особо жаждущих видеть Украину в атлантическом семействе. И когда (если) отечественная элита, наконец, дозреет до консолидированного решения о членстве в НАТО, в Брюсселе нам могут вежливо указать на дверь.

Североатлантический альянс постоянно маячит на горизонте, пугая одних украинцев и вселяя надежду в других. Но горизонт, как известно, имеет вредное свойство отдаляться по мере нашего приближения.

Автор Михаил Дубинянский

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде