Косовский вопрос. Что делать Украине?
Провозглашение независимости Косово, которое взволновало мировую общественность, также отразилось и на украинском обществе, расколов не только властную элиту, но и общественность.
Однако, рано или поздно Украина будет вынуждена решить вопрос для себя и признать или не признать независимость сербского края. Итак, такой ответ может, прежде всего, принести как можно меньше вреда и как можно больше пользы для обеспечения национальных интересов.
Если рассмотреть все возможные варианты, то окажется, что признание независимости Косово не принесет никаких заметных выгод, однако может иметь довольно отрицательные последствия.
Не смотря на все заявления, что, мол, Косово не может рассматриваться как прецедент для решения других подобных вопросов относительно самоопределения народов и территориальных формирований, однако, всем понятно, что на самом деле это действительно прецедент.
Прецедент признания независимости, опирающейся на одного или нескольких больших игроков на мировой шахматной доске (в данном случае, США), и вопреки механизмам ООН, которые должны были обеспечить консенсус основных государств.
Тем самым, оказывается, что большое и действительно мощное государство не может согласовывать свою позицию с другими, а только должно следить, чтобы опрометчиво не осуществить агрессию по отношению к достойному неприятелю.
Соответственно, суверенитет небольших и маломощных в военном и экономическом плане государств (к числу которых принадлежит и Украина) превращается в явную фикцию.
Если государство не может себя защитить, то оно превращается в арену противоборства игроков мирового масштаба, которые, в новейших условиях, будут действовать, прежде всего, с помощью разжигания внутренних конфликтов, сепаратизма, терроризма.
Косово станет флагом, символом любых сепаратистов будущего, которые будут действовать по принципу "если можно им, почему нельзя нам".
Очевидно, что политика двойных стандартов, когда одних объявляют "террористами" а других "борцами за освобождение", только будет усиливать напряженность.
Не исключено что за одной "непрецедентной" могут пойти другие, тоже "абсолютно непрецедентные территории", ведь разве не уникальна каждая зона конфликта? Разве Южная Осетия тождественна Приднестровью? Наверное, нет. Итак, это все непрецедентные проблемные территории.
Кроме того, как показал пример Косово, для деления государства даже не нужно признания со стороны большинства государств. Наоборот, достаточно только признания со стороны влиятельных игроков, за которыми с готовностью идут другие.
Кроме того, в результате признания независимости Косово Украина, которая всегда так гордилась своим статусом страны-учредительницы ООН, забьет еще один гвоздь в гроб этой организации.
Ведь, фактически, этим мы поставим себя против резолюций Совбеза ООН. Нужно ли это Украине? Не ставим ли мы этим под угрозу собственную безопасность?
Соответственно, если даже сейчас в Украине нет явных проблем с сепаратизмом и межнациональным противостоянием, то никто не может дать гарантию, что они не появятся в скором будущем, особенно, если соответствующий настрой будет подогреваться извне.
Учитывая геополитическое положение Украины как зоны пересечения интересов больших мировых игроков, вероятность того, что карта сепаратизма будет разыгрываться в будущем, является довольно большой.
Поэтому, очевидно, Украина не может безответственно признать независимость Косово.
Это именно та ситуация, когда решение надо принимать взвешенно, не только ориентируясь на позицию окружающих, но и на собственные интересы.
Но что тогда должно сделать наше государство? Ведь, очевидно, Украина не может пойти на конфронтацию с ЕС и противопоставлять себя Европе. Однако, именно Европа и может дать нам ключ для того, чтобы выпутаться из этой крайне неоднозначной ситуации.
В частности, у ЕС нет на данный момент согласованной позиции относительно Косово. Если основные и самые мощные европейские игроки признали независимость этого формирования, то ряд других (среди которых и такое государство как Испания) отказались от этого.
Соответственно, Украина вполне может аппелировать к этому, и отметить, что, в соответствии с приоритетами европейского выбора, Украина будет формулировать свою позицию согласно с позицией ЕС.
Поскольку такая позиция, фактически, отсутствует, то у нас нет возможности в данный момент рассматривать вопрос о признании независимости Косово.
Вероятность того, что ЕС выработает согласованную позицию в ближайшее время, является довольно небольшой. Поэтому, окажется, что Украина, с одной стороны де-факто не признает Косово, однако и не противопоставляет себя западным партнерам.
Очевидно, что на данном этапе это один из возможных (и не самых плохих) вариантов поведения, которое, по крайней мере, кажется немного лучше, чем занятая украинским МИД позиция, состоящая только в повторении высказываний об "уникальности" и "непрецедентности" случая Косово.
Петр Олещук
, политолог