Заговор лузеров
Выход Балоги и Ко из рядов партии "Наша Украина" добавил определенной пикантности к и так бушующей политической реальности Украины. С одной стороны, внутренние проблемы партии и блока НСНУ хорошо известны широкому кругу, с другой – такой демарш отнюдь не определяет сценарий для их решения с точки зрения стратегических политических интересов президента и его ближайших соратников.
После осени 2005 года круг таких соратников неустанно сужается и маргинализируется, авторитет президента внутри страны и извне практически сравнился с авторитетом его предшественника, а рейтинг среди населения страны давно упал ниже приличного предела для политика такого ранга, заботящегося о своем политическом будущем, пока без шансов на существенное улучшение.
Демарш главы секретариата президента и его последователей скорее всего имеет целью спасти последний шанс для Ющенко остаться влиятельным политиком накануне и после следующих президентских выборов – создать единую, мощную партию правого национал-демократического направления.
Сейчас, стало очевидным, что никто из участников блока НСНУ не спешит в единую пропрезидентскую партию, которая совсем небезосновательно пока выглядит скорее как "братская могила" потенциальных партий-основателей, некоторые из которых пока являются умирающим, но все еще политическим брендом.
Очевидно также, что президент практически утратил объединительную функцию после того, как блок НСНУ, созданный из партий правоцентристского направления с целью победы на внеочередных парламентских выборах за счет кумулятивного электорального эффекта президента и партий-основателей блока, не справился с поставленной задачей.
Вопрос в том, кто должен понести ответственность за провальный результат выборов: руководитель штаба и фактический руководитель партии "Наша Украина" после пресловутого политсовета НУ в Пуще-Озерной в декабре 2006 года Виктор Балога? Или первый номер избирательного списка блока Юрий Луценко? Или почетный глава партии НУ и идейный вдохновитель блока Виктор Ющенко?
Возможно, именно с этим вопросом должен был определиться политсовет партии 1 марта 2008 года, и возможно именно на этом заседании были намерены взять реванш члены политсовета за свое унижение в декабре 2006 года в Пуще-Озерной и в ноябре 2007 года, и требовать отчет главы политсовета НУ и главы избирательного штаба блока НСНУ за провал избирательной кампании и отчет об использовании средств избирательного фонда?
Напомним, что в первом случае Балога с четвертого раза из-за яростного давления и шантажа президента был избран главой политсовета, во втором - Виктор Балога "организовал" отсутствие кворума на заседании политсовета НУ.
Наверно, партию "Наша Украина" ждет очередное реформирование, и может наступить очередной процесс изменения лидеров после эпохи "любых друзив" и эпохи Виктора Балоги.
Интересным обещает быть политсовет!
Учитывая электоральные парламентские и властные перспективы, сейчас у НСНУ достаточно неплохие позиции: наличие сильного стратегического партнера, вместе с которым у НСНУ есть достаточно стойкое большинство поддержки населения Украины с тенденцией к возрастанию.
Должности в исполнительной власти делятся с партнером в пропорции 50/50, а первое или второе место среди политических партнеров на выборах означает только то, кто из них будет выдвигать кандидатуру на должность главы правительства, а кто – главы парламента, и очередность претензий на вакансии в исполнительной власти.
Учитывая такое состояние вещей, главам и идеологам НСНУ достаточно было бы просто от выборов до выборов искать возможности получения поддержки большинства населения без риска потери власти вообще.
Но, как у Булгакова - все испортил "квартирный вопрос", то есть вопрос, чья команда будет расквартирована на Банковой после следующих выборов президента?
Именно этот вопрос создает риск развала не только первой в истории Украины действующей парламентской демократической коалиции во главе с Ющенко и Тимошенко, но и развала партии "Наша Украина" вообще.
Вместе с тем БЮТ уверенно перехватил инициативу лидера национально-демократического движения Украины и стремительно расширяет круг своих сторонников не только на собственном электоральном поле, но и на поле своих политических неприятелей – коммунистов и Партии Регионов.
До сих пор БЮТ довольно успешно усиливал свой кадровый потенциал за счет "дружеского поглощения" партий блока – УСДП и ПРП. Очевидно, что партии, которые входят в БЮТ, значительно ближе к объединению, чем партии блока НУНС. Очевидно также, что некоторые партии блока НСНУ сейчас больше склонны к объединению с БЮТом, чем с "Нашей Украиной" при существующем состоянии вещей.
Во всяком случае, коалиционный Кабмин демонстрирует удивительное единство в украинской бушующей и разновекторной политической среде, вызывающей зависть и раздражение и на Банковой, и в рядах оппозиции. Поскольку такое единство кажется совсем не мнимым или принудительным.
И Банковая, и оппозиция с большой тревогой следят за нарастающим рейтингом Юлии Тимошенко и БЮТа, ищут наименьшую щелочку в возможности легально отправить действующий Кабмин в отставку.
Кажется, что, если бы сейчас такой шанс появился – им бы немедленно воспользовались. С точки зрения Банковой и оппозиции, Тимошенко нужно лишать власти или в ближайшее время, или никогда! Через полгода уже будет поздно. А уже через год фактически будет стартовать президентская избирательная кампания.
Проблема в том, что если даже ситуативное большинство ПР, коммунистов и части НСНУ в парламенте отправит действующий Кабмин в отставку, он автоматически получает статус и.о. до момента назначения следующего. А для этого нужно создать новую коалицию, которая, согласно Конституции, может создаваться исключительно депутатскими фракциями.
Преобладающая часть помарачевых и осторожный и хитрый Литвин со своей фракцией едва ли согласятся создать новую коалицию с Партией регионов и коммунистами. В таком случае действующий кабмин в статусе и.о. будет существовать вплоть до новых очередных или внеочередных парламентских выборов.
Такое состояние вещей снимет "обет молчания" Тимошенко относительно действий президента и его секретариата, про "руки, которые ничего не воровали" и "глаза, которые ничего не видели". Это будет означать фактический старт избирательной кампании Юлии Тимошенко за должность президента Украины, которая, с большой вероятностью, закончится ее полной победой.
Если Балога и возлагает надежды на создание новой объединенной помаранчево-голубой пропрезидентской партии, которая сможет мобилизовать электорат востока и запада Украины, такие ожидания кажутся фантастическими по нескольким причинам.
Во-первых, из-за отсутствия сильной и харизматической кандидатуры на должность лидера такой партии. Из возможных кандидатур – Яценюк понимает, что пока его "рыночная" политическая стоимость значительно выше в статусе независимого политика, чем заангажированного любой политической силой.
Балога уже нажил слишком одиозную репутацию, а Ахметов в открытые политические игры, как правило, не играет. О рейтинге и авторитете действующего президента мы уже говорили.
Во-вторых, инициаторы демарша не являются успешными политическими менеджерами, и в последнее время с "успехом" проваливали все политические проекты, за которые брались. Балога, Криль, Бессмертный, Петевка, Билозир в своем "политическом резюме" едва ли смогли бы указать хоть один успешно завершенный серьезный проект. Что тогда дает основание на надежду на успех очередного проекта, каким бы он не был?
В-третьих, опыт последних выборов в Украине показывает, что деньги и политтехнологии в Украине уже не дают желанного эффекта тем политикам, которые все еще возлагают на них слишком большие надежды.
Поэтому недавний демарш с выходом из партии Балоги и компании в данной ситуации выглядит больше, как акт отчаяния, чем хорошо спланированная и просчитанная последовательность действий и шагов. Или как попытка внести новый дестабилизирующий импульс в шаткое коалиционное и партийное равновесие типа: "главное ввязаться в бой – а там, как карта ляжет".
Или, может, небезосновательными являются слухи, что довольно скоро может состояться "политическая ссылка" Балоги в руководители Закарпатской области, если тот не справится с последней стратегической политической задачей президента – создать единую сильную пропрезидентскую партию?
Автор Сергей Сорока