Что может противопоставить Украина "газовой победе"?

Вторник, 19 февраля 2008, 11:31
К величайшему сожалению, украинская власть не выполнила домашнюю работу, о которой автор писал в предыдущей статье, для того, чтобы выглядеть прилично на переговорах с "Газпромом".

В сущности, президент поехал решать в Москву вопрос, который должен был совместно с правительством и коалицией решить дома, а россиян поставить перед фактом: "УкрГаз-Энерго больше не существует, РосУкрЭнерго – с поставленной задачей формирования газового баланса Украины не справляется, но мы все еще стабильно поставляем ваш газ в Европу.

Если вы хотите этого и в дальнейшем, правила игры должны измениться, Украина и Россия должны вернуться на уровень межгосударственных отношений в газовой сфере с соблюдением и развитием соглашений, заключенных в 2000-2001 и действующих, по крайней мере, до 2013".

Однако в реальном мире игроки по разным причинам часто выбирают самый плохой из предлагаемых сценариев развития событий.

Реклама:

Ситуация с 12 февраля действительно начала развиваться по худшему сценарию, чего автор также не исключал и ошибся только в том, что вместо газотранспортного консорциума "Газпром", пока, предложил немного другую схему захвата контроля над нефтегазовым комплексом Украины.

Голос вопиющего в пустыне

13 февраля, когда Виктор Ющенко еще находился в Москве, экс-министр обороны и экс-президент Центра им. Разумкова Анатолий Гриценко первым высказал обеспокоенность по поводу сути договоренностей между президентами двух стран. Он сразу обратил внимание на несколько знаковых моментов.

Во-первых, на то, что сейчас Украина "в лице Газпрома будет иметь более сильного игрока, который может кардинальнее влиять на украинский внутренний рынок".

Во-вторых, что во время переговоров и не обсуждался вопрос о восстановлении межправительственных соглашений в системе поставок газа с гарантией баланса газа для Украины, не велись переговоры об определении прозрачной формулы цены на газ в перспективе.

В-третьих, на место одних посреднических структур приходят новые посреднические структуры, тогда как была поставлена задача восстановления межгосударственных и межправительственных договоренностей.

По мнению Гриценко, Украина снова проиграла в стратегической перспективе. И судя по выдержкам из проекта "Соглашения о развитии отношений в газовой сфере", которые попали в руки журналистов "Коммерсанта"и "Зеркала недели", он был прав.

Ни о каких прямых межгосударственных газовых поставках президенты не договорились. Более того, московские договоренности 12 февраля могут обернуться для Украины еще более тяжелыми последствиями, чем соглашение 6 января 2006 года. Могут, но не обязательно обернутся, если украинская власть все-таки задействует некоторые механизмы самосохранения.

Игра России

Итак, начнем с того, что Украина фактически согласилась с потерей возможности самостоятельно вести переговоры с руководством Туркменистана, Узбекистана и Казахстана о закупке газа. 13 февраля будущий президент РФ и нынешний председатель совета директоров "Газпрома" Дмитрий Медведев, коментируя договоренности Ющенко и Путина, заверил журналистов в Красноярске, что Украина не получит доступ к прямым закупкам туркменского газа. Посредник все равно будет сохранен.

Пока даже неизвестно, у кого так называемое "СП-1" "Газпрома" и "Нефтегаза" будет покупать среднеазиатский газ – у "Газэкспорта", дочерней компании "Газпрома", или у того же "РосУкрЭнерго". Если РУЭ остается в схеме торговли газом в 2008 и существует вместе с СП-1, то СП-1 в таком случае превращается в еще одну "прокладку", на которой россияне заработают еще несколько сотен миллионов долларов и по факту еще поднимут цену на газ для Украины.

И Россию в этом вопросе можно понять: пока Украина напрямую не будет закупать газ, до тех пор у Кремля будет возможность по своему усмотрению поднимать цену или замещать среднеазиатский газ своим, требуя заплатить за него по "европейским ценам".

Более того, фаворит российских президентских гонок послал Киеву четкий месседж: если будут попытки самостоятельного выхода на поставщиков, вы потеряете и то, что Вам сейчас предлагается: "Как только Украина уходит от поставок среднеазиатского газа и переходит на российский, цены вырастают на треть. Такие суммы украинская экономика переварить не может".

В переводе это означает, что в случае отказа от услуг Газпрома и его структур в поставках среднеазиатского газа, россияне, не колеблясь, предложат поставщикам не $130, а $170-180 за тыс. кубометров газа, чтобы на границе с Украиной его цена выросла до $230 за тыс. кубометров.

Но и создание СП-1 без определения четкой формулы цены не дает гарантии, что цена не будет расти резко и непрогнозируемо. Наоборот, как следует со слов Константина Бородина, пресс-секретаря Юрия Бойко на ток-шоу Савика Шустера, создание СП ни к чему не обязывает Газпром в его ценовой политике:

Константин Бородин: Если насчёт договора, проект которого вчера обсуждался в Москве, то вот он... Его подлинность подтверждена в "Газпроме". Официальные лица с украинской стороны говорили о нём как о проекте, принятом в качестве базового... И об этом же говорила вчера в своём сообщении пресс-служба президента. То есть что разработан проект в качестве базового, что он будет... Скажем так, есть базовый проект. Несколько пунктов, просто несколько пунктов...

Савик Шустер: Смотрите, а у меня сообщение... Правда, это опровержение "Нафтогаза"... Но это так...

Константин Бородин: Позвольте мне закончить?.. Буквально два важных пункта... "Объем поставки газа российского происхождения в первом квартале – это газ, который уже потреблён "Нефтегазом Украины" – будет закрываться, исходя из цены 320 долларов за тысячу кубометров". До последнего времени Украина платила 179... Дальше...

Савик Шустер: Так это российский газ. Это не среднеазиатский газ...

Константин Бородин: Это российский газ, да... Дело в том, что Украина потребила в первом квартале – а именно в январе – полтора миллиарда российского газа. Дальше... "В дальнейшем "Газпром" будет поставлять российский газ в текущем году по формуле цены"... Формула цены не указывается. Но если в переводе на русский, то это означает, что цена будет не ниже 300 долларов. И дальше самый главный пункт... С 2009-го года цена природного газа, поставляемого "Газпромом" вышеуказанным контрагентам, а именно двум совместным предприятиям, которые сейчас формируются, будет рассчитываться по той же формуле, которая определена в предыдущем абзаце. Это значит, что с 2009-го года Украина переходит на мировую цену на газ.

Далее, в проекте соглашения закладывается абсолютно неравноправный принцип: "Газ, который поставляется в Украину, а также добывается на территории Украины, предназначен исключительно для потребителей Украины и не подлежит реализации за пределами Украины".

Этот пункт убивает любые надежды Украины получить прибыль за счет экспорта излишков газа, на что надеялся "Нефтегаз" и правительство, когда планировали переход на прямые межгосударственные газовые поставки. Более того, Украина теряет возможность зарабатывать на экспорте газа собственной добычи и компенсировать убытки от льготной продажи газа населению и теплокомунэнерго.

Для того, чтобы понять, что будет в перспективе с Украиной в случае создания такого СП-1 достаточно посмотреть на Беларусь.

Под давлением газовых долгов соседнее государство в конце 2006 отдало "Газпрому" управление своими магистральными газопроводами: 50% "Белтрансгаза" за $2,5 млрд. Ежегодный транш от "Газпрома" за акции равняется 500 млн., тогда как полугодичная задолженность Беларуси за газ в 2007 году достигала $456 млн. К началу 2008 года новая задолженность составляла $246 млн. Значит, что деньги, уплаченные Газпромом за трубу вернулись ему с излишком за счет высоких цен на газ.

Можно спрогнозировать, что механизм затягивания Нефтегаза и Украины в долговую яму будет так же использован "Газпромом" для предъявления претензий на участие в газотранспортной системе. Причем рассчитываться с Украиной будут не столько "живыми деньгами" или месторождениями газа в России, сколько ее же долгами.

Не меньшую угрозу в соглашении несет создание так называемым СП-2, которое будет торговать газом на внутреннем рынке Украины. Фактически, благодаря схеме, которая предлагается для создания СП-2, присутствие "Газпрома" на украинском рынке распределения газа увеличивается вдвое. Если до сих пор ЗАО "УкрГаз-Энерго", продающее газ на внутреннем газовом рынке, владело только промышленным, то есть наиболее платежеспособным сектором, то теперь "Газпром" предполагается вывести и на бытовых потребителей. Как свидетельствует практика вывести это СП оттуда, будет фактически невозможно.

СП-2 "осуществляет реализацию всего объема как импортированного в Украину газа, так и добытого на территории Украины". Это значит, что Украина будет не вправе распоряжаться даже газом собственной добычи, который поставляется населению, коммунальщикам и бюджетникам.

То есть, Россия в лице "Газпрома" будет иметь возможность напрямую влиять на внутреннюю социально-политическую ситуацию в нашем государстве, поднимая или снижая внутренние цены на газ, например, перед выборами или после выборов в награду или в наказание.

Поспешность, с которой "Газпром" стремится зайти на внутренний рынок Украины через СП-2 и заменить ликвидированное "УкрГаз-Энерго", объсняется еще и другими причинами, хорошо освещенными в последнем номере журнала "Комерсантъ-Власть" от 18.02.2008: "Дело в том, что это небольшое ЗАО с незначительной прибылью около $200 млн занимается растаможкой российского газа. Это значит, что оно платит налог на добавленную стоимость (НДС, 20% от контракта стоимостью $9,8 млрд). Как объяснил один из бизнесменов, если договариваться с нужными чиновниками, то часть этой суммы можно вернуть. То есть при потере этого маленького и незаметного ЗАО "Газпром" теряет отнюдь не $50 млн прибыли, а около $0,8-1 млрд. Поэтому российский монополист заинтересован ускорить создание новых структур, которые заменят действующие".

Возможная линия защиты от газпромовского эндшпиля

Конечно, можно надеяться на то, что группа переговорщиков из "Нефтегаза" понимает цену вопроса и до конца будет защищать национальные интересы Украины, несмотря на давление как с российской, так и с украинской стороны. Но даже если снова выходить из самого плохого сценария, описанного выше, остаются возможности для его блокирования на политическом уровне.

1. Конституция

Начнем с того, что предложения российской стороны в части, которая касается нашего внутреннего газа, на данный момент противоречат Основному закону. Дело в том, что в соответствии с ч.1 п.5 ст. 92 Конституции исключительно законом Украины устанавливаются, в частности, основы использования естественных ресурсов. Итак, претензия СП-2 на газ внутренней добычи должна пройти утверждение в парламенте. Уже сейчас можно легко предвидеть, что в Раде не найдется большинства в любой конфигурации, которое взяло бы на себя сомнительную ответственность за утверждение таких прав Газпрома.

2. Роль парламента

В новых конституционных условиях у Верховной Рады есть достаточно контрольных полномочий, чтобы заблокировать принятие решений одобренных другими ветвями власти.

Если договоренности президентов лягут на бумагу в том виде, который зафиксирован в утечках информации из "Газпрома", их придется проводить через ратификацию в парламенте, поскольку их выполнение будет обуславливать изменение законов Украины или будет требовать принятия новых законов Украины (п.Е, ч.2 ст.9 Закона "О международных договорах Украины"), например, изменений в том же законе о госбюджете на 2008 год.

Если ратификация не состоится, а парламент предъявит встречные требования "Газпрому" и даст директивы "Нефтегазу", стороны будут вынуждены вернуться к переговорам. Если правительство и президент, тем временем, сделают все, чтобы обеспечить уплату долгов и не разрешить создать новые, это будут совсем другие условия переговоров, поскольку тогда "Газпром" лишат одного из главных козырей – использования шантажа с уменьшением поставок газа.

Итак, сейчас только от консолидации и оперативности действий украинской власти, а не поисков виновных, зависит успешное противодействие мощному эндшпилю в исполнении "Газпрома". У Украины еще есть шанс переплавить свою тактическую пиррову победу в пиррову победу для россиян, когда им придется снова вернуться за стол переговоров и пересмотреть свои неравноправные условия.

Петр Бурковский, эксперт Школы политической аналитики при Национальном университете "Киево-Могилянская Академия"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде