Юлия Тимошенко vs RosUkrEnergo. Последняя битва
Юлия Тимошенко попала в ловушку, к которой оказалась неготовой. Ее соратники ждали многих трудностей с выполнением своих предвыборных обещаний - возвращением долгов "Ощадбанка", отменой воинского призыва, реприватизацией Днипроэнерго и т.п..
Препятствия на пути к устранению посредников с газового рынка были далеко не на первом месте. Тем не менее, именно война против газовых компаний, которая еще недавно обещала превратиться в продолжительную бюрократическую волокиту, может стать ахиллесовой пятой премьера.
После последнего премьерства Юлии Тимошенко, на газовом рынке Украины кроме главного посредника появилась еще одна компания, рожденная теми же, кто раньше помогал укреплению RosUkrEnergo.
Это - общее предприятие УкрГаз-Энерго, уставной капитал которого поровну разделен между НАК "Нефтегаз Украины" и RosUkrEnergo. Именно оно и стало центром газового конфликта, который разгорелся в конце прошлой недели.
УкрГаз-Энерго было назначено правительством Юлии Тимошенко первой жертвой в схеме поставки газа в Украину. Есть две причины, почему именно эта компания вызовет откровенное негодование у премьера.
Во-первых, главной миссией УкрГаз-Энерго является установление контроля над внутренним рынком Украины со стороны RosUkrEnergo, устранение которого - один из предвыборных лозунгов Юлии Тимошенко.
Во-вторых, побочным следствием появления УкрГаз-Энерго стало нарушение наследственности в денежных потоках НАКа. Дело в том, что раньше контроль над средствами, которые поступают от государственного монополиста был в руках правительства. И каждая новая власть перенаправляла эти ресурсы в нужном ей направлении.
Теперь, независимо от того, кто при власти, половина прибылей от продажи газа конечным промышленным потребителям оседает на счетах частной из украинской части компании RosUkrEnergo.
С первого дня работы правительство объявило УкрГаз-Энерго бойкот. НАК "Нефтегаз Украины" действовал так, будто такой компании вообще не существует, неофициально запретив вести с ней какие-либо переговоры и подписывать какие-либо документы.
В начале января ситуация дошла до абсурда – государственные компании начали возвращать УкрГаз-Энерго деньги за предоставленные услуги. Например, Укртрансгаз, по данным Украинской правды, вернул 380 млн. гривен, которые были начислены за транспортировку газа. При этом компания вообще отказалась пролонгировать договоры на транзит газа по своей сети.
Фактически УкрГаз-Энерго вычеркнули из схемы поставок газа, параллельно начав тотальные проверки его отношений с НАК "Нефтегаз Украины".
В конце января на стол Юлии Тимошенко была положена справка контрольной-ревизионной комиссии, в которой шла речь о существенных нарушениях в отношениях этих двух компаний.
В частности из-за несвоевременного оформления поступлений газа от УкрГаз-Энерго государству были нанесены убытки на сумму свыше 412 млн. гривен. Говоря на простом языке, газ, который НАК потребил в июне-июле, когда он стоил 599,7 грн., был оформлен только в октябре 2007 года по новой цене 849,6 гривен.
Впрочем увлекшись войной, соратники Юлии Тимошенко шаг за шагом приближались к такой же ловушке. Весь ноябрь и декабрь 2007 года "Нефтегаз Украины" под руководством правительства Виктора Януковича потреблял газ без протоколов на его отбор, не интересуясь, кому он принадлежит, и какая его цена. С 16-го декабря отбор газа продолжило правительство Тимошенко.
С новогодними колоколами пути для отступления были отрезаны окончательно. Логика оппонентов НАК "Нефтегаза Украины" выглядела так: если газ, который использовал НАК в ноябре-декабре был российским, то он стоит 314 долларов, если же он принадлежал УкрГаз-Энерго, то он был похищен, так как соответствующих актов передачи топлива нет.
Руководители УкрГаз-Энерго намекали, что газ, отобранный в ноябре-декабре, может быть оформлен только по новым ценам и будет стоить не 142 доллара, а 185 за тысячу кубометров.
В ответ руководство НАКа начало угрожать, что будет покупать газ напрямую у RosUkrEnergo. Но угрозы оказались пустыми: руководство RosUkrEnergo дало понять, что весь свой газ оно согласно продавать только УкрГаз-Энерго.
Правительство решило пойти в ва-банк и начало по-настоящему большую игру.
Сначала компанию вывели за юридическую плоскость.
28 января председатель НАК "Нефтегаза Украины" Олег Дубина обратился в Кабинет министров с просьбой прекратить действие распоряжения правительства Юрия Еханурова о создании закрытого акционерного общества "УкрГаз-Энерго".
По информации "Украинской правды", правительство удовлетворило просьбу господина Дубины, распоряжение было принято, но не опубликовано. Тимошенко объяснила, что взяла тайм-аут, чтобы посоветоваться с президентом Ющенко.
Этим документом правительство наступило на одну из самых больных мозолей Газпрома: российский монополист уже много лет откровенно констатирует, что одной из его стратегических целей является выход на внутренние рынки стран-потребителей газа. УкрГаз-Энерго является звеном достижения этой цели.
Не обращая на это внимание, НАК вместе с правительством действовал только в наступательном режиме.
31 января, через трое суток после принятия решения о ликвидации УкрГаз-Энерго, первый заместитель председателя НАКа Игорь Диденко написал своему коллеге в Газпроме Валерию Голубеву, официальное письмо.
В этом письме он:
во-первых, все-таки признал долги НАКа перед УкрГаз-Энерго, и определил их объем;
во-вторых, пообещал погасить их на протяжении 6-8 недель за счет привлеченных средств DEUTSCHE BANK AG, печислив их напрямую Газпрому;
и самое главное, направил на рассмотрение Газпрома проект контракта купли-продажи природного газа на 2008 год.
В последнем предложении господин Диденко отдельно подчеркивает: "Обращаем ваше внимание, что условиями этого контракта предусмотрена купля газа только туркменского, узбекского, казахстанского происхождения".
Это, наверное, должно бы намекнуть россиянам, что УкрГаз-Энерго уже почти ликвидировано, и теперь на очереди RosUkrEnergo. Но в то же время это означало, что Украина не намерена покупать дорогой российский газ за 314 долларов, а согласится только на среднеазиатский за 179,5 долларов.
Заместитель правления Газпрома Валерий Голубев ответил на письмо Диденко 8 февраля. Он подчеркнул, что "рассмотрение указанного механизма" возможно "только при фактическом наличии в НАК "Нефтегаз Украины" необходимых средств на погашение задолженности".
"Относительно предложенного Вами проекта контракта купли-продажи природного газа на 2008 год между НАК "Нефтегаз Украины" и РОСУКР-ЭНЕРГО АГ, информируем Вас о том, что у РОСУКРЭНЕРГО АГ есть контракт купли-продажи природного газа с ЗАО "УКРГАЗ-ЭНЕРГО", который действует и которым предполагается поставка всего объема предназначенного для Украины природного газа.
Предложенное Вами изменение контрактных отношений по поставке природного газа в Украину противоречит договоренностям, закрепленным в Соглашении об урегулировании отношений в газовой сфере от 04.01.2006 г. между ОАО "Газпром", НАК "Нефтегаз Украины" и РОСУКРЭНЕРГО АГ.
Кроме того, следует отметить, что ОАО "Газпром" принадлежит существенная доля участия в РОСУКРЭНЕРГО АГ, а ЗАО "УКРГАЗ-ЭНЕРГО", в уставном капитале которого РОСУКРЭНЕРГО АГ принадлежит 50% акций, осуществляет поставку природного газа непосредственно конечным потребителям природного газа Украины", говориться в письме Голубева. Но об этом письме стало известно только 8 февраля.
Чтобы окончательно продемонстрировать свои намерения, 5 февраля Игорь Диденко отправляет письмо в Государственную таможенную службу Украины с требованием прекратить растаможивание газа УкрГаз-Энерго, как только эта компания использует свою квоту на поставку газа в размере 5,04 млрд. куб. г.
По некоторой информации, председатель Госпошлины Валерий Хорошковский отказался от выполнения этого поручения, требуя прямого указания Юлии Тимошенко. Отправила ли премьер такое письмо собственноручно, неизвестно. Начиная с 5 февраля, события развивались уже независимо от нее.
Заявление Газпрома в четверг вечером об угрозе прекращения поставки газа стало неожиданностью. Фактически российский монополист официально выступил как защитник своих младших партнеров в лице совладельца RosUkrEnergo Дмитрия Фирташа и главы правления УкрГаз-Энерго Игоря Воронина.
Впрочем, это вкладывается в определенную стратегию защиты Газпромом своих бизнес-интересов на рынке Украины, и имеет определенную логику учитывая специфику распределения газа в сети.
Дело в том, что физически невозможно определить, газ какого происхождения хранится в газохранилище, и кому он принадлежит. И все заявления Газпрома о неоформленном отборе российского газа базируются на том, что какое-либо движение топлива по трубе из газохранилища можно идентифицировать только, если оно документально оформлено. Если же это не было сделано, то газ можно называть чьим угодно.
Но в событиях конца прошлой недели есть некоторые обстоятельства, совпадение которых сложно поддается объяснению.
В распоряжении "Украинской правды" оказалось письмо, датированное 6 февраля 2008 года, от президента Виктора Ющенко на имя генерального прокурора Александра Медведько следующего содержания:
"Учитывая важность возбужденных в обращении председателя правления ЗАО УкрГаз-Энерго И. Воронина вопросов относительно ситуации в нефтегазовом секторе, прошу безотлагательно организовать проверку изложенных фактов, в случае необходимости применить все предусмотренные законодательством меры реагирования и о результатах сообщить мне лично до 11 февраля 2008 года".
В УкрГаз-Энерго подтвердили, что раньше Игорь Воронин действительно обращался к президенту с просьбой обратить внимание на несанкционированный отбор газа УкрГаз-Энерго из газохранилищ.
Бросается в глаза, что даты на письме Виктора Ющенко странным образом совпали со сроками заявления Газпрома. Президент обратился к Генпрокурору за сутки до заявления российского монополиста и требует ответа в тот день, когда Газпром угрожает снижением давления в газопроводе. Хотя, возможно, это просто совпадение, связанное с датами запланированного на 12 февраля визита Ющенко в Москву.
Кроме того не понятно, почему Игорь Воронин обратился за защитой именно к президенту, а не написал письмо напрямую в Генеральную прокуратуру. УкрГаз-Энерго является коммерческим предприятием и не имеет никакого отношения к секретариату президента.
Но в воскресенье пример с Игоря Воронина взял председатель правления Газпрома Алексей Миллер. Вместо того, чтобы напрямую обратиться к главе правительства, в сфере руководства которого находится НАК "Нефтегаз Украины", господин Миллер написал телеграмму Виктору Ющенко.
Кажется, в Москве до сих пор живут в 2005 году, когда все газовые вопросы решались вдвоем Алексеем Ивченко и Виктором Ющенко. Некоторые высокопоставленные чиновники с БЮТ даже уверены, что в ближайшее время президент все-таки примет решение о подчинении НАК "Нефтегаз Украины" Совету Нацбезопасности. Якобы в секретариате даже уже готовится соответствующий указ.
Тем не менее с каждым днем ситуация становится более напряженной. Рядом с большими деньгами в игру вступают еще большие политические амбиции премьера и президента.
Визит Виктора Ющенко в Москву может стать поворотным моментом во втором премьерстве Юлии Тимошенко. С одной стороны, понятно, что лидеру БЮТ не удастся существенным образом сломать ход переговоров с россиянами после поездки президента. Виктор Ющенко будет стремиться вернуться с окончательной формулой украинско-российских отношений в газовой сфере.
Но с другой стороны, совершенно очевидно, что подпись любого члена правительства под каким-либо соглашением с RosUkrEnergo станет фактической капитуляцией Юлии Тимошенко.
Наверное, самой большой неудачей Юлии Тимошенко при повторном приходе к власти является не хрупкость коалиции, не уровень инфляции и не состояние экономики, а время. Если бы газовый конфликт разворачивался посреди года, премьер еще бы могла обещать убрать посредников с нового сезона.
Три года назад Юлия Тимошенко могла объяснять присутствие RosUkrEnergo еще и тем, что президент отобрал у нее влияние на топливно-энергетический сектор.
Сейчас Тимошенко не удастся найти аргументы в защиту своего сотрудничества с "суперметастазой" и самой большой, по ее словам, "коррупционной схемой, созданной за последние 10 лет на постсоветском пространстве". На этом фоне ее сугубо про-европейская инициатива создания "Белого потока" уже выглядит как циничный популизм.
Единственное, что остается неизвестным – чем руководствовались в НАК "Нефтегаз Украины" и в правительстве, начиная эту войну.