Дело Фирташа. Часть четвертая. Тени Cемена Могилевича

Мустафа Найем, для УП — Пятница, 1 февраля 2008, 12:04

Продолжение.
Первая часть Дело Фирташа. Часть первая. Дела колхозные.
Вторая часть Дело Фирташа. Часть вторая. Дела семейные.
Третья часть Дело Фирташа. Часть третья. Дела газовые.

Февраль 2006 года. Москва. Владимир Путин о RosUkrEnergo.

– Вот вы у Виктора Ющенко и спросите. Там 50 процентов "Газпрома", а 50 процентов – украинской стороны. И я Виктору Ющенко так и сказал: "Пожалуйста, мы будем приветствовать, если ваши 50 процентов будут заведены напрямую на 'Нафтогаз Украины'". Но это не мы сделали. Это сделала украинская сторона. Кого они завели на эти 50 процентов под вывеской Райффайзенбанка, я не знаю так же, как и вы. И "Газпрому" это неизвестно. Поверьте, на 100 процентов вам говорю! Это украинская часть! У них и спрашивайте. Я Виктору Ющенко сказал: "Заводите туда напрямую "Нафтогаз Украины". Не хотите – давайте создадим другое предприятие". Они не хотят. Они же нам предложили, чтобы "Росукрэнерго" поставляло вместо "Газпрома" газ на Украину. Мы согласились. Для нас главное – формула цены.

Скандальная реплика президента России так и осталась без ответа.

Необходимость в ширме, роль которой долгое время выполнял Raiffeisen Investment, возникла после того как предшественницу RosUkrEnergo – компанию EuralTransGas оказалось проще убрать с рынка, чем доказать общественности, что она никак не связана с Семеном Могилевичем.

Но это стало не только сухим поражением пиарщиков и пресс-секретарей EuralTransGas. Уход с рынка в такой форме раз и навсегда поставил "людей Севы" на всех, кто был связан с EuralTransGas.

Со времени смены EuralTransGas прошло чуть меньше трех с половиной лет, но, кажется, у RosUkrEnergo есть все шансы повторить судьбу своего предшественника.

Арест Семена Могилевича в конце минувшей недели вызвал целый всплеск публикаций с намеками на его причастность к бизнесу Дмитрия Фирташа. Однако найти прямую юридически оформленную связь между этими двумя людьми в бизнесе практически невозможно.

Семен Могилевич никогда не стремился самостоятельно фигурировать как непосредственный учредитель каких либо компаний.

Единственный случай, когда его имя значилось в качестве официального бенефициария, была оффшорная компания Arigon Company Limited ("Arigon"), зарегистрированная на Нормандских островах (Channel Islands) в 1990 году.

Эта компания фигурировала в знаменитом деле YBM Magnex - фиктивной компании, акции которой в течении нескольких лет котировались на биржах США и Канады. Когда выяснилось, что вся деятельность фирмы была виртуальной, а ее "завод" с оборотом $20 млн. по производству магнитов и металлической продукции расположен в пристройке бывшего школьного здания, на компанию был подан иск на сумму $150 млн. Это стало одной из самых крупных афер ХХ века.

В результате расследования, Семен Могилевич и его партнер Игорь Фишерман, возглавлявший YBM Magnex попали в список пяти наиболее разыскиваемых ФБР криминальных авторитетов.

С тех пор все компании, связанные с господином Могилевичем, регистрируются на фиктивные лица.

Тем не менее, существует несколько доводов, по которым Дмитрия Фирташа еще долго будут подозревать в сотрудничестве с Семеном Могилевичем.

Довод первый. Eural Trans Gas

Как уже говорилось в прошлой части, компания Eural Trans Gas пришла на замену Итеры в конце 2002 года и продолжала работать по бартерной схеме поставок газа. При этом новый посредник пользовался услугами прежних компаний, обслуживавших ранее Итеру Игоря Макарова.

В 2005 году международная неправительственная организация Global Witness, направленная на борьбу с нарушениями прав человека странами, экспортирующими природные ресурсы, опубликовала отчет, согласно которому в учредительных документах Eural Trans Gas указывается, что изначально компания была зарегистрирована израильским юристом Зеевом Гордоном, известным также как Владимир Авербух. В том же отчете Global Witness Гордон-Авербух признал, что действовал по личному указанию Дмитрия Фирташа.

Спустя некоторое время выяснилось, что господин Гордон уже много лет является адвокатом Семена Могилевича. Даже сейчас, после ареста господина Могилевича адвокат неоднократно выступал в защиту своего клиента в прессе. В последний раз - в официальном комментарии Financial Times.

Почему Дмитрий Фирташ решил воспользоваться услугами именно этого человека, не понятно. Сам Гордон признает, что, регистрируя Eural Trans Gas, он не представлял в ней интересов господина Фирташа. В то же время Зеев Гордон никогда не был адвокатом Дмитрия Фирташа.

Кстати, возглавил компанию Eural Trans Gas бывший министр культуры Венгрии Андраш Кнопп – человек которого считают очень близким к Семену Могилевичу.

По информации "Украинской правды" господин Кнопп познакомился с Дмитрием Фирташем еще во времена работы в Германии, когда супруги Марина Калиновская и Дмитрий Фирташ курировали работу транспортной компании MDF Transspedition. В те времена Андраш Кнопп возглавлял местный табачный завод Реемстма и, по видимости, помогал Марине и Дмитрию Фирташ с поставками сигарет в Украину.

Довод второй. Highrock Holding Ltd

Существует две версии возникновения этой компании. Согласно одной из них, которая была изложена в прошлой части расследования, Highrock Holding Ltd возник в связи с предложением о сотрудничестве президента "Итеры" Игоря Макарова.

Но некоторые источники "Украинской правды" утверждают, что создание Highrock Holding Ltd было абсолютно независимым от господина Макарова проектом. Поставка продовольствия в Туркменистан была лишь одной из его задач.

Более того, после ухода с рынка "Итеры", Highrock Holding Ltd продолжала обслуживать Eural Trans Gas, а позже стала одной из главных компаний по поставкам продовольствия в "бартерный период" работы RosUkrEnergo.

Согласно корпоративным данным и заявлениям Дмитрия Фирташа, Highrock Holding и ряд оффшорных филиалов Highrock Holding Ltd (в том числе израильская Highrock Properties) были основаны в 2000 г. Ольгой Шнайдер, частным адвокатом, работавшей на тот момент на "Итеру", нынешней супругой Могилевича.

Учредителями Highrock Holding Ltd выступили Марина Калиновская (15,99%), Дмитрий Фирташ (16,99%) и два юридических лица - Finegoods Trading Ltd и Agatheas Trading Ltd.

Наибольший интерес представляет последняя - Agatheas Trading Ltd, директором которой с июня 2003 года и до сегодняшнего дня является Дмитрий Фирташ.

Согласно выпискам из реестра кипрских компаний, до января 2001 года компанию в разное время возглавляли два наемных юриста. А вот в январе 2001 года и вплоть до назначения Дмитрия Фирташа директором Agatheas Trading Ltd стала некая Галина Телеш.

Сейчас уже известно, что в 1995 году Телеш Галина Алексеевна, 1964 года рождения, стала законной супругой Семена Могилевича. Более того, у них есть общий сын.

Однако сам Дмитрий Фирташ в интервью Financial Times от 14 июля 2006 года утверждает, что в течении двух с половиной лет со дня основания Highrock Holding Ltd он не знал, кто является его партнером, так как не был знаком с госпожой Телеш.

По словам господина Фирташа, он узнал о ее участии случайно. "Но я тут же поехал на Кипр и все переписал. Я просто не перепроверил по наивности", - искренне пояснил бизнесмен, обороты компаний которого на тот момент составляли уже не один десяток миллионов долларов.

Довод третий. "Арбат-Престиж"

На данный момент Семен Могилевич содержится под стражей в связи с обвинением в неуплате налогов компанией "Арбат Энд Ко", которой принадлежит сеть парфюмерных магазинов "Арбат-Престиж". Вместе с ним задержан и владелец сети Владимир Некрасов.

Долгое время о причастности Дмитрия Фирташа к сети "Арбат-Престиж" ходили лишь слухи. Но никаких конкретных деталей о том, где именно прослеживается эта связь, и какие компании ее обеспечивали, не приводилось.

"Украинская правда" попыталась восстановить всю цепочку связей в рамках "Арбат-Перстижа" между структурами и людьми, подконтрольными Дмитрию Фирташу и Семену Могилевичу.

Отправной точкой нашего расследования стали сведения, полученные от нынешнего народного депутата "Нашей Украины" Юрия Кармазина.

В прошлом году в разгар скандала вокруг аварии с участием пасынка Дмитрия Фирташа – Сергея Калиновского, бывшая супруга газового монополиста Марина Калиновская обратилась к господину Кармазину за юридической помощью. Следует отметить, что ранее госпожа Калиновская баллотировалась по спискам блока Юрия Кармазина в Киевский городской совет.

В ходе одной из бесед с "Украинской правдой" господин Кармазин рассказал, что по утверждению Марины Калиновской, ей и ее бывшему супругу принадлежит по 17,5 % сети "Арбат-Престижа".

Согласно Единому государственному реестру юридических лиц Российской Федерации, компания "Арбат Энд Ко", которая позже была перерегистрирована как "Арбат-Престиж", была создана в декабре 2001 года. Ее учредителями выступили двое граждан России – некая Пенто Елена и директор московской компании "Империя истейт" - Александр Руденко.

Учредителями ООО "Империя истейт" являлись нынешний владелец "Арбат-Перстижа" Владимир Некрасов и общество с ограниченной ответственностью "Ринвэй".

ООО "Ринвэй" и является ключевой структурой, в которой в разное время пересекались и интересы Могилевича и интересы Дмитрия Фирташа.

"Ринвэй" была учреждена в июне 2001 года компанией Elmstad Trading Ltd, зарегистрированной в столице Кипра Никосии. По неподтвержденным сведениям, эта компания некоторое время была звеном в поставках продовольствия в Туркменистан в обмен на газ.

По информации источников "Украинской правды" в Raiffeisen Investment в 2004 Elmstad Trading Ltd точно значилась как собственность Дмитрия Фирташа. Один из сотрудников инвестиционной компании утверждает, что об этом говорится в отчете американского детективного агентства "KROLL", которая по заказу Raiffeisen Investmen проводила собственное расследование структуры собственности RosUkrEnergo.

Олег Пальчиков

Однако существует еще несколько доводов в пользу того, что и до 2004 года Дмитрий Фирташ не только имел прямое отношение к Elmstad Trading Ltd, но и контролировал ее.

Во-первых, первым директором Elmstad Trading Ltd стал Олег Пальчиков, позже занимавший должности главы московского представительства Eural Trans Gas и исполнительного директора RosUkrEnergo.

Во-вторых, юридический адрес московского представительства Elmstad Trading Ltd полностью совпадает с юридическим адресом московского подразделения Highrock Holding Ltd.

Хотя на первый взгляд обнаружить это сможет только коренной москвич: офис Highrock Holding Ltd расположен по адресу Новый Арбат, 14, а офис Elmstad Trading Ltd – по адресу Б. Молчановка, д. 17/14. В действительности это одно и то же здание с фасадами и на Новый Арбат и на Большую Молчановку.

К тому же обе компании - и Elmstad Trading Ltd и Highrock Holding Ltd в регистрационных документах указывали один и тот же номер телефона московских офисов.

Примечательно, что этот же номер позже фигурировал в расследовании по делу YBM Magnex Семена Могилевича.

Согласно тексту обвинения, в ноябре 2002 года главный партнер господина Могилевича – Игорь Фишерман – указывал этот, как свой личный контактный номер во время регистрации машины в транспортной милиции Москвы.

В 2002 году Elmstad Trading Ltd переуступил свою долю в "Ринвэй" трем весьма интересным дамам.

В результате, 34% в компании "Ринвэй" достались все той же известной нам супруге Семена Могилевича - Галине Телеш. Это был уже второй случай столкновения Дмитрия Фирташа с супругой криминального авторитета.

Еще 33% "Ринвея" отошли некой Ольге Жунжуровой. Согласно тексту обвинения суда штата Пенсильвании в адрес Семена Могилевича, которым располагает "Украинская правда", госпожа Жунжурова является законной женой ближайшего партнера Могилевича – Игоря Фишермана.

Самая любопытная судьба оказалась у последнего 33-процентного пакета "Ринвея". Его владельцем стала адвокат Дмитрия Фирташа - Елена Яргина. Через три года в интервью Financial Times совладелец RosUkrEnergo признался, что Яргина стала совладелицей "Ринвэй" по его собственному указанию.

Когда корреспондент попросил уточнить, почему он попросил своего адвоката стать партнером супруг Семена Могилевича и Игоря Фишермана, Дмитрий Фирташ заявил, что "не помнит (!), почему он дал это указание".

По информации "Украинской правды", Елена Яргина до сих пор является адвокатом Дмитрия Фирташа.

По всей видимости, в "Ринвэй" госпожа Яргина представляла интересы своего клиента, так как уже с февраля 2003 года, согласно Единому государственному реестру юридических лиц Российской Федерации, вместо Елены Яргиной в списке совладельцев ООО "Ринвэй" появились… Мария Фирташ (16%) и Дмитрий Фирташ (17%).

В пятницу Group DF распространила заявление для прессы, где указывается, что в июне 2004 Фирташ продал свои акции "Ринвей".

Три мифа об аресте Семена Могилевича

Арест Семена Могилевича в первую очередь стал актом демонстрации со стороны Российских властей. В отличие от Интерпола и ФБР, московская милиция и спецслужбы не разыскивали киевского авторитета. О его местонахождении и образе его жизни знали все.

Сам Могилевич передвигался по столице России без охраны и без бесчисленных джипов сопровождения. При большом желании с Могилевичем мог встретиться любой и украинский, и российский политик или бизнесмен. Его неуловимость, подчеркиваемая российскими властями, это миф.

Еще одним мифом, придуманным уже в Украине, является то, что Семена Могилевича арестовали в связи с RosUkrEnergo.

В России надвигаются президентские выборы. По одной из версий, арест Семена Могилевича – это первый акт восхождения на Российский престол Дмитрия Медведева. При этом одни утверждают, что это борьба против будущего президента – тем самым преемника, которого подозревают в связях с Семеном Могилевичем, хотят удержать на коротком поводке; в то же время другие наблюдатели уверены, что таким образом перед выборами Дмитрия Медведева хотят обелить.

Дмитрий Медведев и содиректор RosUkrEnergo Константин Чуйченко

Еще один полумиф, который стали озвучивать в последнее время некоторые СМИ – Семена Могилевича арестовали, чтобы он дал показания на Юлию Тимошенко с последующей реанимацией уголовного дела Российской военной прокуратурой. Эта версия не выдерживает никакой критики по той простой причине, что для реанимации дела ФСБ России не надо было арестовывать Семена Могилевича – достаточно было с ним связаться и спросить нужные факты.

Арест Семена Могилевича, окажет решающее влияние на будущую поездку Юлии Тимошенко в Россию. Официальной Москве, настойчиво, наперекор Виктору Ющенко, приглашавшей премьер-министра, наверняка есть что сказать лидеру БЮТ. Да и сама Юлия Тимошенко не упускает случая намекнуть на приближающийся конец монополии RosUkrEnergo.

В то же время господин Ющенко все чаще старается уйти от прямого ответа о необходимости посредника между Россией и Украиной. Более того, в некоторых высказываниях он открыто поддерживает RUE. Примечательная деталь: в самый разгар шумихи в прессе об аресте Семена Могилевича, президент ввел Дмитрия Фирташа в состав Нацсовета благотворителей, который возглавляет дочка Ющенко. В более спокойные времена это могло бы стать окончательным актом легализации господина Фирташа во властных кругах.

Создается впечатление, что секретариат президента полностью потерял неофициальные контакты с Москвой. С другой стороны, все более активными становятся слухи о том, что у Юлии Тимошенко в столице Российской Федерации появились новые лоббисты в лице бывшего главы НАК "Нафтогаза Украины" Игоря Бакая и кума будущего президента РФ Виктора Медведчука.