В чем искать силу для национального единства?

Среда, 9 января 2008, 10:04

Я – россиянин, живу в Украине с 1957 года. Понятно, что среди моих дедов-прадедов было немало русских шовинистов, которые смотрели на украинцев, как на отдельный народ, и не задумывались, действительно ли россияне с украинцами братья по крови.

Но как же так произошло, что я выучил более или менее хорошо язык, что у меня есть целая библиотека по истории Украины и все украинские словари, которые мне удалось приобрести, хотя меня к этому никто не принуждал? Моя мать просила меня отдавать детей в Киеве в русские классы, но я выстоял даже против матери.

Но разве я один из нацменшинств отношусь так к украинской культуре, языку и государственности? Разве не россиянин Морозов, тогдашний министр обороны Украины, на заре восстановления украинской государственности перевел украинскую армию на ее язык, а господин Гринев, который в то время был ведущим украинским политиком, обещал выучить язык и выучил за полгода?

А по-настоящему великий человек, поэт-грузин Чилачава? Он дипломат и идеально знает украинский язык, и научил своих детей украинскому и грузинскому языкам.

Я уверен, что никого и ничто человек или народ не победит, если будет перекладывать ответственность на кого-то, как большинство украинских историков и современных деятелей - на россиян или поляков!

Нет в мире народа, который бы не угнетали соседи и не колонизировали. И всегда это сопровождалось языковыми и церковными притеснениями со стороны завоевателей. Но для защиты своей территории, национальной идентичности, религии и языка у нации должен быть крепкий стержень, мужество, кураж, если хотите.

А что я вижу каждый день вокруг себя? Выходя из дома утром, я здороваюсь с соседями, которые десяток лет назад переселились в столицу из сел: "доброго ранку", - в ответ слышу – "доброе утро".

В магазине "Дары моря" спрашиваю продавщицу, почему она уже пятнадцать лет на мои обращения по-украински отвечает по-русски, и слышу: "я ненавижу этот язык", - то есть родной язык, ведь при этом она говорит, что она украинка.

Этот довольно экстремальный пример, но для большинства таких людей ответ один: "а какая разница?".

Не какой-то там Петров с Сидоровым, а именно Левченко (известный деятель в Луганской области) с Табачником (бывший вице-премьер по гуманитарным вопросам) грубо хоронят богатейший, замечательный украинский язык, повторяя заезженные имперские тезисы, которые берут начало от украинофоба Белинского о том, что украинским языком пользуются очень мало людей и этот язык не особенно нужен, и вообще ставят под сомнение существование украинского языка.

В украинском языке приблизительно на 14 тысяч слов больше, чем в русском. Это я узнал, сравнив количество слов в своем 11-томном Словаре украинского языка издательства "Научная мысль" (134 тыс. слов) с Полным академическим словарем русского языка (120 тыс. слов). Вот тебе и "наречие"!

Господа украинцы! Уважайте украинский язык и собственную идентичность, изучайте, употребляйте и развивайте украинский язык. Он того достоин!

Ведь много других народов, в том числе – и сами россияне, не говоря о евреях, чехах и даже англичанах, когда-то прошли через этап становления и неоднократного отстаивания собственной национальной идентичности, языка и культурных достояний.

Анатолий Долгалев, кандидат химических наук, Киев

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде