Технологии оппозиции
В последнее время в Украине начали использовать системные политические технологии оппозиционной борьбы. И теневое правительство Януковича образца 2007 года выглядит более убедительно, чем оппозиционное правительство Тимошенко образца 1998 года, но мотивация появления такой технологии не изменилась.
Украина сделала новый шаг на пути к политическим технологиям демократических стран Европы. От тоталитарных методов оппозиционной борьбы мы движемся к цивилизованным технологиям, которые дают возможность оппозиции стать властью, а если власть не может реализовать программы для улучшения благосостояния своих граждан – пойти в оппозицию.
Это мир без военных переворотов и революций – только выбор граждан. По старым привычкам, некоторые представители власти пытаются использовать манипулятивные технологии, но это не является тенденцией, и общество уже учится контролировать власть.
В Украине еще не полностью сформирована стратегия развития государства, мы еще не видим Украину через 15-20 лет, но уже все ощущают движение страны. У нас еще есть путаница в национальных интересах и приоритетах, но отсутствие цензуры в СМИ и демократические движения власти делают свое дело.
Ярмарка оппозиционных технологий
Целью этой статьи не является классификация методов оппозиционной борьбы и политических технологий. Речь идет о некоторых технологиях, которые используются в наших условиях и являются эффективными. Обычно политическое поле можно разделить на властные и оппозиционные силы. Дальше позиционируют по идеологическому, территориальному или другому признаку.
Существует большой спектр политических технологий, которые могут использовать оппозиционные силы для активной работы в обществе. Большинство из них уже использовали в Украине - от подпольной агитации и пропаганды до больших митингов и акций протеста с привлечением общенациональных и мировых СМИ.
Помаранчевая революция была "венцом" такой активной кампании оппозиции, которая готовилась и проводилась на протяжении трех лет и закончилась изменением власти. Кстати почти все политические партии в Украине имели опыт побывать в "оппозиционной шкуре".
К методам оппозиционной борьбы можно отнести информационные – политическую агитацию и пропаганду, политическую рекламу, слухи, неформальные коммуникации, Интернет-технологии, рейтинг-технологии, теледебаты, компромат, ТВ-технологии.
И организационные – создание коалиций, блоков, партий, движений, организация туров, митингов, акций протеста. Организация расколов в лагере власти. Технология теневого правительства, советов, вече и т.п..
Технологии оппозиции имеют самую высокую эффективность во время предвыборных кампаний при следующих условиях:
Во-первых, в тех случаях, когда власть разрешает зарегистрировать в избирательной комиссии оппозиционных кандидатов или партии.
Во-вторых, важным фактором является свобода слова и свободный доступ к СМИ.
В-третьих, необходимо, чтобы предвыборное законодательство разрешало проводить честно выборы, а судебная система – защищать выбор граждан.
И, в-четвертых, проведение предвыборной кампании оппозиции любая власть может свести на нет многими средствами административного ресурса.
Например, попытки демократического изменения власти в близлежащих странах СНГ выглядят фантастическими, как раз из-за отсутствия вышеупомянутых факторов. Но мы уже далеко на этом пути.
Еще попробуем проанализировать цели оппозиционной борьбы. Это:
- изменение власти
- получения должностей во власти
- мобилизация собственных ресурсов
Технология оппозиционного правительства или теневого правительства или кабинета (Shadow Cabinet – англ.) в мире считается английской технологией.
Основной функцией "теневого правительства" является контроль и мониторинг деятельности реального Кабинета Министров, разработка альтернативных стратегий развития и управления, законодательная работа, подготовка к тому, чтобы в случае победы на выборах была готова команда и стратегия для развития государства.
Эта политическая технология не является простой с точки зрения выполнения, но очень интересная виртуальная технология как раз для мобилизации собственных ресурсов. Для этого необходимо сделать много подготовительных мероприятий.
Необходимо создать оппозиционную коалицию, распределить виртуальные должности, а потом много времени тратить на виртуальную борьбу с властью, не получая ресурсов, информации, властных полномочий.
Одеваясь как на работу в правительство, оформляя место заседаний убедительно для избирателей, искать ошибки власти - провозглашая заявления на пресс-конференциях и брифингах.
При этом необходимо делать много реальных высокобюджетных действий: аналитической работы, мониторинга, разработки стратегий, концепций и т.п..
Оппозиционное правительство Тимошенко возникло после отставки Павла Лазаренко из должности премьер-министра Украины. Это правительство работало в контексте программы партии "Громада": "100 недель до достойной жизни", и о нем можно прочитать в книге Павла Лазаренко "Украина: последний шанс. Стратегия национального спасения".
Оппозиционное правительство Януковича-2007 возникло при тех же условиях – после отставки и для мобилизации собственной команды. Интересен и анализ структур этих правительств.
В истории Украины были попытки сделать теневое правительство, например, из блока Нашей Украины, в октябре 2006 года, но дальше заявлений дело не пошло.
Что можно сказать об эффективности теневых правительств? В Великой Британии – это инструмент системной работы оппозиции. В Украине эта технология, как системная не используется, все строится на пиаре лидера, но есть шанс…
Если ты - оппозиция
Если политическая сила оказывается в оппозиции, самым главным является - не потерять источник финансирования и физически бизнесменов. Если в политической силе есть бизнесмены, то руководство должно осознавать, что бизнесу комфортнее дружить с властью, чем быть к ней в оппозиции.
В нашей стране вопреки заявлениям политических сил об отделении бизнеса от власти, бизнесмены все чаще не только попадают в украинский парламент, но и на должности госслужащих самого высокого уровня.
Кстати, технологии для оппозиционной борьбы – это годы системной работы, привлечение и мобилизация всех возможных и невозможных ресурсов. Оппозиционная сила не имеет прямой ответственности, может провозглашать любые заявления, идеи, даже фантастические с точки зрения рассудка, но убедительные для своего электората.
Модель оппозиции в государстве зависит от общей структуры политической системы, конституционного поля и архитектуры полномочий разных ветвей власти.
Оппозиция в Украине на сегодня становится консультантом и контролером власти, а не врагом, быть в оппозиции безопасно и комфортно.
Расплывчатая формула создания парламентского большинства, которая выписана в Конституции Украины как: "по результатам выборов и на основе согласования позиций", дает возможность политическим силам быть в меньшинстве, или быть в оппозиции, или даже просто быть...
В этой ситуации не только политикум, но и обычные избиратели не могут различить, какие политические силы являются оппозиционными, а какие провластными.