Юлия Тимошенко поменяла отношение к Виктору Януковичу
Юлия Тимошенко завершила свой брюссельский вояж... встречей с руководителем государственной таможенной службы и молодым миллионером Валерием Хорошковским. Он не входил в делегацию, а приехал в бельгийскую столицу, чтобы вместе с премьером вернуться домой. Какие неотложные проблемы заставили Хорошковского сорваться из Киева ради встречи с Тимошенко – так и осталось загадкой отношений этих двух политиков.
Второй день пребывания в столице Евросоюза Тимошенко продолжила в ритме первого – одна встреча сменяла другую с интервалом, нужным ровно для того, чтобы пройти из кабинета в кабинет. Окончательно график сломался в связи со встречей с генсеком НАТО, на которую все-таки отважилась Тимошенко.
Еврокомиссар Бенита Ферреро-Вальднер считается прототипом Тимошенко в европейской политике. Она так же всегда модно одевается в самых дорогих бутиках Брюсселя, чем выделяется из серой массы бюрократии, которая квартируется на площади Шуман.
Сказать, что эти женщины нашли друг друга, будет преувеличением. Ферреро-Вальднер так же живо реагировала на реплики Януковича полтора года назад. Только Тимошенко, в отличие от Януковича, не комплексовала в ее присутствии.
Новый украинский премьер заявила по итогам встречи, что Украина хочет привлечь помощь Запада для развития газотранспортной системы.
- Такая конференция доноров состоится в ближайшее время и даст возможность Украине получить серьезную помощь, - сказала Тимошенко. – Я знаю, что Европа поддерживает проект "Набукко", однако мы предлагаем им тщательнее рассмотреть проект White Stream, так как он более эффективный.
В это время Тимошенко говорила о сооружении нового газопровода из Средней Азии в обход России. В Брюсселе также актуальна тема, как избежать зависимости от Москвы.
Один из проектов – газопровод "Набукко", который предлагают проложить по территории Турции, официально поддерживается Евросоюзом. А "White Stream", о котором говорила Тимошенко, является только гипотетической идеей.
На всех встречах с профильными чиновниками в Брюсселе Тимошенко поднимала тему сооружения газопровода "White Stream".
Заинтересованность Евросоюза в этом проекте может увеличиться, поскольку "Набукко" проходит через нестабильные регионы Турции и близко от Ирака, до сих пор охваченного войной.
Зато у "Набукко" есть несколько больших преимуществ. Во-первых, он может помочь интегрировать Турцию в Евросоюз. Во-вторых, он не нуждается в прокладывании трубы через Черное море, что делает его значительно дешевле. "Набукко" может перейти из азиатского континента на европейский в районе проливов Босфор и Дарданелла.
У "White Stream" есть свои проблемы. По расчетам, трубу предлагается проложить с региона Каспия по территории Азербайджана, Грузии и Украины. У ни одной из этих стран нет перспективы членства в Евросоюзе, поэтому для чиновников ЕС морально тяжело соглашаться на проекты, которые будут требовать инвестиций за рамки объединения.
Кроме того, путь "White Stream" может лежать по дну Черного моря, что потянет за собой значительно большие инвестиции и длиннее срок реализации. Тогда как вопрос диверсификации Евросоюза надо решать уже сейчас.
Оптимизм Тимошенко не разделяла Ферреро-Вальднер.
- Немного рановато говорить об этих вопросах, - сказала еврокомиссар, которая не хотела освящать прожект, который не прошел даже предыдущего одобрения ЕС. – Могу сказать только, что у Евросоюза в рамках "политики соседства" с Украиной есть возможность осуществлять инвестиции.
А о преимуществах "White Stream" рассказала сама Тимошенко уже на пути в Киев в самолете.
- Я думаю, тему "Набукко" мы дожмем, - сказала она, вздохнув то ли от усталости, то ли из-за сложности вопроса. - С экономической точки зрения "Набукко" и White Stream – это несравнимые вещи.
По мнению Тимошенко, у Украины есть значительные преимущества перед Турцией.
- У нас есть то, чего нет у турок – вся инфраструктура строительства газопроводов, - сказала она.
- Но по "Набукко" уже пошел процесс! – заметили журналисты.
- У них там "процесс пошел" приблизительно так же, как и у нас. Пока проходят только концептуальные обработки. Им, чтобы построить всю логистику, надо вложить еще больше денег, чем в сооружение самой трубы. А у нас это уже все есть, - заявила Тимошенко.
Политические модницы: Юлия Тимошенко и Бенита Ферреро-Вальднер. Фото А.Прокопенко |
После встречи с Ферерро-Вальднер у Тимошенко состоялись переговоры с торговым комиссаром Евросоюза Питером Мендельсоном. Украина после вступления во Всемирную торговую организацию, которое может состояться в феврале, получит право вступить в переговоры о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом.
Сколько лет не уговаривали украинские дипломаты брюссельских коллег не ввязывать эти вопросы, однако сдвигов не было. Теперь, вместе со вступлением в ВТО, у Евросоюза исчезнут формальные причины блокировать этот вопрос.
- Но опыт показывает, что такие переговоры длятся дольше, чем обычно, - предупредил Мендельсон на брифинге с Тимошенко.
Воспользовавшись возможностью, украинские журналисты обратились к Тимошенко в связи с намерением Ющенко уволить руководителя "Ощадбанка" Анатолия Гулея. Тимошенко, выслушав вопросы, молча вздохнула.
- Я могу дать самую высокую оценку работе Анатолия Гулея. Я каждый день наблюдала, как он в чрезвычайных условиях ажиотажа организовывал работу "Ощадбанка". И увольнять за то, что работаешь 20 часов в сутки – это несправедливо, - заявила Тимошенко.
Со слов премьера было понятно, что она не сдаст банкира, который организовал механизм возврата сбережений, что автоматически вылилось в наращивание рейтинга глави правительства.
- Я уверена, что во время личной встречи я дам президенту объективную информацию о работе "Ошадбанка" и его руководителя, - заявила Тимошенко.
Третий и последний вопрос на брифинге Тимошенко и Мендельсона стал неожиданностью для всех присутствующих.
- Госпожа Тимошенко, ваша фамилия упоминается в связи с судебными слушаниями в Калифорнии и Вашингтоне по отмыванию средств Лазаренко. Не ощущаете ли Вы неудобства в переговорах с европейскими партнерами в связи с этим?
Автором этого вопроса была девушка украинской внешности, на бейджике которой значилась фамилия "Кичигина". Это была дочь редактора издания "2000", идеологические вкусы которого известны со времен темников Виктора Медведчука.
- Десять лет назад... Уже давно доказано, что абсолютно все эти вещи не соответствуют действительности. – Тимошенко на секунду остановились, но потом решила продолжить. - Именно благодаря таким провокациям и боролся со мной режим Кучмы!
Но и этого было им мало.
- Украине и всему миру уже понятно, что наша команда успешно занимается антикоррупционными программами и делает это лучше, чем кто-либо другой, - заявила Тимошенко.
Мендельсон, котрого дочь Кичигина также попросила прокомментировать, удобно ли нему вести переговоры с таким премьер-министром, не стал распространяться.
- Я смотрю в будущее, а не в прошлое, - сказал еврокомиссар, который так и не понял, что он делал на этом брифинге.
В отличие от остальных бюрократов ЕС, Мендельсон не проявлял к Тимошенко никаких эмоций |
Верховный комиссар Евросоюза Хавьер Солана встречу с Тимошенко организовал в форме ланча, а общий подход к прессе – в формате обмена лестью.
- Я уверен, что энергии премьер-министра будет достаточно, чтобы двигать Украину вперед, - заявил Солана.
- Вы – большой и сильный друг Украины, - ответила ему Тимошенко, сделав руками жест, которым явно польстила мускулатуре Соланы. - Я хотела бы вас поблагодарить за все, что вы делаете для Украины все те годы, пока длится наша дружба!
Тимошенко обняла его за плечо, а Солана покраснел, расплылся в улыбке и протянул украинскому премьеру ладонь с такой непосредственностью, что на его лице буквально читался призыв "дай пять!"
Те, кто смотрел сериал "Веселые яйца" и помнит такого героя, как "Хавьер Соланыч", сейчас бы точно увидел в бородатом испанце именно "Хавьер Соланыча" – рубаху-парня, который не закончит предложение, если там не будет семиэтажных комплиментов.
Возможно, в этот момент Солана даже жалел о мизансцене, которая возникла в европейских коридорах во времена пребывания Тимошенко в оппозиции. Тогда Солана не хотел с ней встречаться в присутствии прессы и звал выйти из комнаты, где собрались журналисты, чтобы избежать фотографирования, посколько Тимошенко гарантировано бы использовала снимки для самопиара.
Зная о теплых отношениях Соланы и Ющенко, Тимошенко решила пообщаться с ним и с помощью европейских посредников.
- Я бы хотела остановиться на вопросе, который мне ставят на каждой встрече, и я его впервые здесь озвучу, - заинтриговала Тимошенко.
По ее словам, ее везде расспрашивают о стабильности демкоалиции, сотрудничестве президента, Верховной Рады и правительства, поскольку все это выводит на третий вопрос – "способна ли Украина создать фундамент для реформ – долгосрочную стабильность".
- Я говорю "да" на все три вопроса, - послала Тимошенко привет Ющенко из Бельгии. - "Да" стабильности демократической коалиции, "да" гармоническим отношениям президент-парламент-правительство и "да" стабильности для реформ".
Таким образом Тимошенко задала рамку, которую Банковой будет сложно поломать. В глазах европейской публики она запомнится как настроенный на дружбу с Ющенко союзник. А ежедневные конфликты в их работе по Брюсселю будут незаметны.
Тимошенко вогнала Солану в краску |
То же Тимошенко сообщила и в интервью канала "Евроньюс", которое было записано в студии прямо в помещении Европейской комиссии.
- Ваш премьер-министр – фактурная женщина, узнаваемая, с косой, - поделился с автором этих строк русский журналист, который брал интервью у Тимошенко. – Тут до сих пор все помнят оранжевую революцию. Если премьер-министра, например, Словении в Евросоюзе мало кто знает, то Тимошенко легко узнают.
Он оказался неплохо проинформированным о линии конфликта в украинской политике.
- Как складываются ваши отношения с Виктором Ющенко сейчас? – спросил он у Тимошенко.
- Мы имеем единую команду при власти, - смотря прямо в объектив и не моргая, сказала Тимошенко.
- Такое единство впервые в Украине. А ведь после оранжевой революции нам досталось парламентское большинство от старой власты. Поэтому так тяжело складывались все обстоятельства после революции, - объяснила Тимошенко, что, оказывается, в этом были причины неурядиц ее предыдущего правительства.
Похоже, русский журналист знал кое-что и о предвыборных обещаниях Тимошенко о том, с кем она пойдет в коалицию, а с кем – ни при каких условиях.
- Может такое произойти, чтобы в одну коалицию объединились Партия регионов и Блок Тимошенко? – спросил репортер "Евроньюс".
- Может, но на условиях нашей команды, - неожиданно сказала Тимошенко.
Очевидно, что это было самое сенсационное заявление Тимошенко в Брюсселе. Ее ответ кардинально отличался от того, что она говорила в предвыборных заявлениях. Тогда лидер БЮТ называла одну-единственную формулу: быть в оппозиции к Партии регионов. Теперь же она не исключала союза с регионалами.
Надо быть совсем наивным, чтобы поверить, что Тимошенко это сказала просто так. Она ясно дала понять Банковой, что не только управляемая из секретариата президента "Наша Украина" может быть участником коалиции с ней.
- Наши условия – это внедрение 20 пунктов детенизации политики и экономики. Если Партия регионов на это готова – то welcome! Как говорят, добро пожаловать!
Остановившись на секунду, Тимошенко добавила:
- Но, судя по действиям, которые Партия регионов совершала при власти, они к таким шагам не готовы. Поэтому мы с ними строим сотрудничество, но по европейским стандартам, как власть и оппозиция...
Поэтому, отметила Тимошенко, проводить "20 инициатив прозрачности" ей придется самостоятельно.
- Эти инициативы будут проходит очень сложно. Каждая детенизация задевает массу интересов. Мне никогда это не удавалось легко, но всегда удавалось! – заявила Тимошенко.
- Какие выгоды может извлечь Украина от вступления в НАТО? – спросил журналист. - Украина ведь тоже стучится в его двери!
- Для Украины это очень сложный вопрос, - снова сказала Тимошенко так, как будто очень жалеет о своей подписи в письме к генсеку Альянса. - Вопрос вступления в НАТО разделяет наше общество.
- Сейчас в Украине начинаются честные информационные дискуссии. Люди должны знать, что есть НАТО, и какие вопросы для укрепления независимости Украины может решать вступление в НАТО.
Она снова повторила, что вступление может состояться только через референдум и поагитировала за несуществующую "европейскую систему безопасности".
- Но ко вступлению Украины в НАТО отрицательно относятся в России. Многие предприятия ВПК Украины зависят от российских заказов, - спросил журналист "Евроньюс". - Вы не думаете, что эти заказы прекратятся после вступления Украины в НАТО?
- Для вас не секрет, что Украина имеет очень обширную программу сотрудничества с НАТО... – Тимошенко обмолвилась. - Вернее, Россия имеет очень обширную программу. И мы будем это продолжать.
Главную сенсацию Тимошенко сообщила во время записи на "Евроньюс" |
Вокруг встречи Тимошенко с генсеком Альянса развернулась настоящая интрига.
В начале вместо Тимошенко в Брюссель готовился визит Ющенко. Однако принимающая сторона высказала желание познакомиться со взглядами нового-старого украинского премьера. Так к еврочиновникам отправилась Тимошенко, а Ющенко приготовил ей директивы.
Там, среди остального, содержалось два требования. Первое – провести встречу с генсеком НАТО Яап де Хооп Схеффером, второе – принять участие в заседании Северо-атлантического совета на уровне послов при НАТО.
Северо-атлантический совет на уровне послов – это орган управления НАТО в текущих событиях. Именно перед этими людьми, например, в сентябре 2006 выступал Янукович в рамках своего скандального визита в Брюссель.
Однако, вопреки директивам Ющенко, в подготовленной протоколом премьер-министра программе визита Тимошенко не было ни единого упоминания о НАТО.
Вице-премьер Григорий Немыря объяснял это тем, что до последней секунды не были согласованы графики Тимошенко и генсека Альянса.
До этого момента все визиты украинских премьеров и президентов в бельгийскую столицу складывались так, что время на встречу со Схеффером находилось.
И встреча со Схеффером все-таки состоялась за час до вылета Тимошенко с Брюсселя. Поэтому сейчас очевидно, что версия Немыри выглядит очень подозрительно. Вопрос только в том, кто и какими словами убедил Тимошенко, что посетить НАТО надо.
- Как там генсек НАТО? – это был первый вопрос, с которым набросились на Тимошенко журналисты, которые больше часа ждали ее на борту самолета в Брюсселе.
- Генсек НАТО жив-здоров, - ответила Тимошенко.
- Это была концептуальная встреча. Мы говорили об усилении сотрудничества, которое воплощает в жизнь позиции "Интенсивного диалога", - сбивчиво сказала она.
Именно на уровне программы "Интенсивный диалог" происходит сотрудничество Украины и Альяса. А следующей ступенью после "Интенсивного диалога" является План действий по получению членства в НАТО. То есть "усиление сотрудничества", о котором говорила Тимошенко, предусматривает переход к ПДЧ. Однако эту аббревиатуру она не произнесла в разговоре с журналистами.
Зато Тимошенко в десятый раз, наверное, за эти два дня подчеркнула:
- Вступление Украины в НАТО может состояться только по итогам референдума. И я попробовала объяснить генеральному секретарю, как это влияет на единство страны.
Переговоры премьера в штаб-квартире Альянса прошли без прессы. Этому факту лидер БЮТ может быть несказанно рада, ведь не осталось и аудио-визуального свидетельства этого свидания. А это не даст возможности Партии регионов креативно подойти к теме "Юля + НАТО" при организации контрпропаганды.
***
Перелет журналиста "Украинской правды" в Брюссель осуществлен за средства государственного бюджета Украины