Государство становится крупнейшим донором НГО
Уже стереотипным стало понимание того, что международное сообщество является основным финансистом деятельности общественных организаций в Украине. Уже обычными в лексиконе украинцев стали слова "грант" и "грантодатель", "проектное предложение" и "заявка", "донор" и т.п..
Но с принятием государственного бюджета в этом году одним из лидеров финансовой поддержки общественных организаций становится Кабинет министров Украины. Так, в бюджете на этот год планируется только между молодежными общественными организациями распределить через Министерство по делам семьи, молодежи и спорта 15,3 млн. грн., а после внесения изменений в бюджет весной, возможно и все 20 млн.!
Куда же пойдут эти средства и как они распределяются сейчас?
Предыстория вопроса
Еще в середине 90-х годов из государственного бюджета начали массово финансироваться общественные организации. В частности, больше всего "перепало" именно тем общественным организациям, которые объявили себя "реализаторами молодежной политики" и объединились в Украинский Национальный Комитет Молодежных Организаций (УНКМО).
Руководство этого комитета было в очень близких отношениях с тогдашним спикером Верховной Рады Александром Морозом и соответственно СПУ, а молодежное крыло партии Социалистический Конгресс Молодежи занимал в Комитете мощные позиции.
В конце 1998-го года при принятии закона "О молодежных и детских общественных организациях" участникам комитета даже удалось провести норму – "Молодежное движение в Украине координируется Украинским национальным комитетом молодежных организаций, который является независимой неправительственной организацией и имеет статус всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций", что дало возможность совершенно законно получать из государственного бюджета и распределять между организациями еще значительно большие суммы.
Так, если в 1998 году у УНКМО "было" 7 млн., то в 2000-м году уже почти 13. И это при том, что еще, по итогам использования средств 1998-го года специалисты Счетной палаты установили, что УНКМО (глава Рябика В.Л.) у 1998 году при использовании бюджетных средств допустил нарушение по 18 из 19 проверенных мероприятий на общую сумму 1 млн.189 тыс. гривен.
Сразу с принятием соответствующего закона между молодежным движением развернулась настоящая борьба относительно ликвидации коррупционной системы. Главными борцами с УНКМО стали независимые общественные и молодежные организации, которые поддерживались диаспорой, бизнесом и больше всего международным сообществом, и понимали необходимость ликвидации системы, которая учит молодежь реальной коррупции.
Самого большого успеха удалось достичь тогда, когда вожди УНКМО вошли полностью в орбиту влияния Виктора Медведчука, и тогда молодежные организации, которые находились в орбите еще сильной в то время НДП, нанесли смертельный удар – на основании Решения Конституционного Суда с 2001 года Положение потеряло силу, как то, которое является неконституционным.
С того времени, система распределения средств вернулась к Государственному комитету, а сейчас министерству по делам семьи и молодежи. В прошлом году сумма средств для проектов общественных молодежных общественных организаций составляла 11 млн. грн., с этого года – 15.
Как и кем распределяются средства ? Кое-что о результатах...
Каждый год на выполнение постановления Кабмина об утверджении порядка проведения конкурса, утверждается состав конкурсной комиссии по рассмотрению проектов программ, разработанных общественными организациями, относительно детей, молодежи, женщин и семьи.
В 2007-м году в состав комиссии вошли 15 человек, большинство из которых имели прямое и непосредственные отношения к Партии Регионов, КПУ и СПУ. Еще 2 особы имеют прямое отношение к УНКМО. Здесь следует вспомнить, что УНКМО совместно с Ассоциацией молодежных организаций Украины "Спектр" и еще целым рядом союзов образовали "Украинский молодежный форум", руководитель которого - тоже член комиссии.
И вот эта комиссия рассмотрела проекты, представленные в министерство. А это - 315 проектов от 101 всеукраинской организации. Какие же результаты?
Довольно систематизированная информация об этом подается в заявлении одной из организаций, а именно – "Союза Украинской Молодежи в Украине", которая принимала участие в конкурсе в этом году.
От себя только отмечу, что эта организация является мировой, в Украине работает с момента независимости, пользуется чрезвычайным авторитетом и уважением, а среди ее воспитанниц жена нашего президента Екатерина Ющенко. В ряду с Национальной скаутской организацией Украины "ПЛАСТ", СУМ в Украине является одной из самых лучших воспитательных детско-молодежных организаций.
"...Думаю, что пришло время и другим узнать "Кто есть кто в общественном движении", или "Кто за кем стоит", в особенности если это "кем" является членом конкурсной комиссии или возглавляет Департамент молодежной политики.
Константин Захаренко - директор департамента молодежной политики (Национальный молодежный педагогический совет, Украинская молодежная информационная агенция, Союз молодых государственных служащих Украины, Либеральное Молодежное Объединение, Новые инициативы молодежи, Молодежь за налоговые реформы, Центр молодежных инициатив "Школа лидеров", Украинская федерация молодых медиков, Ассоциация молодых депутатов, Всеукраинский союз молодых предпринимателей и бизнесменов, Союз аграрной молодежи, Всеукраинский союз молодежных и детских общественных организаций "Национальный Совет молодежных организаций Украины", Союз крестьянской молодежи) – 2 445 000 грн.
Юрий Криворучко (Молодой Народный Рух, Фонд "Молодая Украина") -295 000 грн.
Юрий Мирошниченко – народный депутат Партии Регионов, председатель Всеукраинского общественного объединения "Новая Генерация" -295 000 грн.
Вадим Руденко (Украинский союз молодых депутатов, Ассоциация молодых медиков Украины) – 540 000 грн.
Евгения Петровская (Всеукраинская ассоциация молодых научных работников, Молодежная Морская Лига, Клуб международного сотрудничества "Мандры", ассоциация молодежных организаций "Спектр") – 700 000 грн.
Артур Горин (Социалистический Конгресс Молодежи) -180 000 грн.
Андрей Пинчук (Союз молодежи регионов Украины) – 295 000 грн.
Андрей Полиит (Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Украины) – 100 000 грн.
Есть интересная информация в Перечне и для нас, как избирателей. У наших молодых депутатов много свободного времени, ведь все законодательство у нас совершенное, а избиратели живут в благосостоянии и согласии.
Итак есть время заняться и общественной деятельностью, возглавив 1-2 общественные организации, и собрав 100-200 тысяч гривен на выполнение предвыборных обещаний, опять таки из государственного кармана.
Это я так прозрачно намекаю на Юрия Мирошниченка (ВОО "Новая генерация"), Виталия Хомутинника (Союз молодежи регионов Украины, Всеукраинский союз молодежных и детских общественных организаций "Национальный Совет молодежных организаций Украины").
Вот так и живут наши молодежные общественные организации, от выборов до выборов и от конкурса до конкурса. Учатся у братьев своих старших по партиям вести кулуарную, закулисную, грязную игру, поскольку прозрачно и открыто работать не умеют. И очень далеки от них проблемы молодежи и детей. Для них существует одна проблема – деньги."
Также следует отметить, что ситуация усложнилась в ходе реализации проектов. Так, впервые в истории работы министерства была введена система "откатов". Причем сведения о проценте разные - от 15 до 25% от суммы проектов, без реализации проектов.
Так, мониторинг реализации проектов только в декабре 2007-го года обнаружил, что 2/3 мероприятий запланированных на конец года "промониторить" уже невозможно, поскольку они уже состоялись.
Другими словами, даты, в соответствии с которыми общественные структуры проводят совместные мероприятия с министерством, в утвержденных проектах являются сознательно или халатно сфальшивленными. Это делает невозможным не только общественный, а и любой другой контроль за использованием бюджетного финансирования.
Кто виноват и что делать!?
Совершенно очевидными являются введения приоритетов с определением конкретных стоимостей этих приоритетов. То есть, если государство говорит, что считает приоритетным патриотичное воспитание молодежи, или пропаганду здорового образа жизни, то должно быть определено – "такая-то сумма на конкурсе проектов общественных организаций в таком-то приоритете".
Крайне необходимым является усовершенствование постановления Кабмина, правил формирования конкурсной комиссии. В частности, следует лишить народных депутатов и представителей той общественной организации, которая прямо или опосредствованно принимает участие в конкурсе, права быть членами конкурсной комиссии.
Чрезвычайно важным является повышение качества реализации программ, которые получают частичное финансирование от Минсемьямолодежьспорта, предоставлять возможность принимать участие в конкурсе местным общественным организациям, которые стремятся реализовывать мероприятия всеукраинского уровня.
Для этого нужно внести изменения в Постановление КМУ об утверждении порядка проведения конкурса.
Необходимо усилить конкуренцию среди общественных организаций, которая повысит качество их проектов и активизирует молодежное общественное движение в регионах страны. Ведь пока получается уникальная ситуация, когда ни местные, ни международные организации не могут принять участие во всеукраинском конкурсе проектов, даже если они реализовывают всеукраинские или международные проекты.
Следует обеспечить неуклонное соблюдение молодежными общественными организациями требования о заблаговременном сообщении министерства о проведении запланированных мероприятий в письменном виде. Позаботиться о создании благоприятного режима работы организациям путем создания "единого окна" документооборота.
Неотложной является инициатива министерства и Кабмина относительно введения конкурсов подразделами государственных администраций всех уровней, которые отвечают за реализацию молодежной политики, прекратив практику распределения средств между общественными организациями в "ручном режиме" и ввести конкурс проектов.
Самый главный вопрос – будет ли у старо-новоназначенного министра Юрия Павленко политическая воля сломать "коррупционные схемы", построенные на псевдоподдержке общественных организаций под прикрытием государственного заказа программ в сфере молодежной политики?
Будет ли достаточно воли не только провести косметические кадровые изменения и внести некоторые дополнения в нормативные документы, а реально ввести прозрачные и открытые механизмы взаимодействия с общественностью!?
Ведь даже самым лучшим образом обработанные документы, могут быть банально проигнорированы исполнительской дисциплиной во время работы одного или нескольких министерских департаментов - как только будет ослабляться внимание как руководства министерства так и общественности.
В данной публикации очерчена исключительно ситуация с финансовой поддержкой проектов общественных организаций в рамках поддержки "молодежных общественных организаций" министерством в делах семьи, молодежи и спорта.
То есть речь только об одном из "подвидов общественных организаций", которые работают в Украине. Но и другие министерства и их структурные подразделы реализовывают совместные с общественными организациями проекты, финансируют совместные мероприятия.
Пока в Украине отсутствует точная информация о том, сколько фактически всеми органами государственной власти было израсходовано в 2007-м году средств на поддержку разных объединений граждан и их деятельности как на всеукраинском так и на местном уровнях.
Александр Солонтай, Глава всеукраинской молодежной общественной организации "Фундация Региональных Инициатив"