День Соборности: празднование с привкусом неполноценности
Есть ли еще где-то в мире страна, в истории которой так символически соединились два судьбоносные события: 22 января 1918 года – провозглашение ІV-м Универсалом Центральной Рады государственной Независимости и 22 января 1919 года – провозглашение Актом Соединения Соборности украинских земель! Будто само провидение навсегда связало эти две даты в одном январском дне, заставляя нас понимать независимость в одном контексте с соборностью: мы будем свободными только при условии национального единства!
Казалось бы, сам Бог велел, чтобы 22 января стало в Украине двойным праздником: Днем Независимости и Соборности. Существующий День Независимости 24 августа (дату фактического возрождения независимости) целесообразно было бы отмечать как День Национального возрождения. Тогда в идеологическом (и не только!) смысле все стало бы на свои места.
Тем не менее, как не парадоксально и не досадно, 22 января признано с 1999-го года государственным праздником только как День Соборности.
Более того: легкий шок вызовет вот что: в этом году 22-го января Украина должна была на государственном уровне надлежащим образом отметить 90-летие провозглашения Независимости первой в новейшей истории Украинского государства (УНР), но фактически проигнорировала этот знаменитый юбилей! Достаточно просмотреть стенограмму "Выступления президента Украины на торжествах по случаю Дня Соборности Украины".
Там есть упоминание о праздновании через год 90-летия Соборности, о...живой цепи, которую создали люди между Киевом и Львовом 22 января 1990 года, и нет ни одного(!) упоминания о нынешней 90-ой годовщине провозглашения ІV-го Универсала – события, без которого не было бы не только провозглашения Акта Соединения...не было бы современной Украины.
Эту идеологическую "ошибку президента" в какой-то степени исправила премьер-министр Украины Тимошенко. В своем официальном поздравлении в связи с Днем Соборности Украины она отметила: "Символически, что в этом году День Соборности совпадает с 90-летием со дня провозглашения IV Универсалом Центральной Рады независимости Украинской Народной Республики. Для меня важность этой даты состоит в том, что независимость государства прямо связана с его целостностью, соборностью. Глубоко уверена, что это знает и понимает каждый из нас... Мы обязаны сделать выводы с уроков нашей истории и позаботиться о том, чтобы Независимость и Соборность всегда были неотъемлемыми атрибутами нашего государства".
Тем не менее, как видим, даже на самом высоком государственном уровне не хватает системного подхода к оценке и оказанию почестей наиболее значащим событиям отечественной истории, в частности украинской революции 1917 – 1920 года.
Об этом свидетельствует и упрямое рвение власти создать (будто, с целью выполнения конституционного требования) так называемый большой государственный Герб Украины. В самый раз накануне Дня Соборности Ющенко попросил правительство до 1 июля 2008 года подготовить соответствующий законопроект.
Известно, что Конституцию Украины большей частью принято или нарушать, или подвергать критике. Поэтому политикум (включая президента Украины) четко заявил, что Конституция требует изменений. Тогда зачем поспешно выполнять ее сомнительные статьи?
Так, требует изменений и ст.20 Конституции Украины, где сказано, что "Большой Государственный Герб Украины вводится с учетом маленького Государственного Герба Украины и герба Войска Запорожского".
Прежде всего, замечу, что гербы не "вводятся" чиновниками, а передаются в наследство. Известный исследователь украинской национальной символики Сичинский подчеркивал: "Национальный знак или герб сотворяется на протяжении веков и входит в сознание народа как определенная драгоценная традиция, которая имеет связь с национальной и государственной жизнью и чувством единства целого народа".
Таким самодостаточным украинским символом и является Тризуб, унаследованный от Княжеского Государства Владимира Великого.
Естественно, что восстановив во время новейшей поры, 22 января 1918 года, утраченную государственность, Центральная Рада утвердила его как Герб УНР. Ровно через год, после Соединения Западно-Украинской Народной Республики и Надднипрянской Украины в единое государство Золотой Тризуб стал государственным символом Соборной независимой Украинской Народной Республики.
Исторические факты свидетельствуют, что и тогда рассматривался вариант государственного Герба с держателями Тризуба (казаком и львом) и наконец был отброшен. И совершенно справедливо! Ведь Тризуб – символическое наглядное интегральное воплощение Соборности Украины.
И совсем неуместно было бы эклектично зафиксировать на государственном Гербе разные гербы и разные этапы становления украинской государственности, зафиксировать символическое деление Украины на восток (Казак) и Запад (Лев), как это пытаются сделать теперь!
Центральной Раде УНР во главе с Михаилом Грушевским хватило мудрости не творить какой-то новый искусственный символ, а взять Гербом Украины родовой Знак Рюриковичей. А родовые гербы изменению не подлежат!
Этим заверен не только высоко-профессиональный подход к вопросам геральдики, а и огромное уважение к нашим пращурам и непрерывность нашей тысячелетней государственной традиции.
Председатель Центральной Рады Михаил Грушевский всегда делал акцент на восстановлении украинской государственности в 1918 году, а не ее начала. Обсуждая вопрос национального герба, Грушевский писал: "Украинская Народная Республика, став заново государством самостоятельным, независимым, должна была выбрать себе и государственный герб. А что она была уже раньше самостоятельным государством и только возродила теперь свое государственное бытие, которого лишило ее московское насилие и лукавство, то наиболее натурально для нее обратиться к тем старым государственным знакам и гербам, которые употреблялись ею в прежние времена. Самый старый такой Знак употреблялся на киевских деньгах времен Владимира Великого; его и берет себе гербом возрожденное Украинское Государство (выделения трижды жирным шрифтом – М. Р.). Это совершенно правильно. Киевское Государство Владимира Великого было самым большим Украинским Государством, которое помнит наша история".
Другой известный ученый Братко Кутинский в своем фундаментальном исследовании "Феномен Украины"(1996, стр. 22) заметил: "История Тризуба как государственного символа Украины удивительна и уникальна прежде всего тем, что его носителем является этнос, а не державцы".
Украина как историческая правонаследница Украинской Народной Республики унаследовала ее символы (Герб, флаг, Гимн), название денежной единицы. Поэтому в новой редакции Конституции Украины необходимо закрепить в качестве Государственного Герба Украины (без натянутого и неестественного деления на маленький и большой, как это сделала, например, Россия) Золотой Тризуб на синем щите овальной формы, увенчанный стилизованным оливковым венком (именно такой был принят Центральной Радой УНР). Автор оформления Герба Украинского государства – Василий Кричевский, один из самых известных в то время художник европейского уровня.
Почему же здравый смысл в этом вопросе не возобладал еще в 1992 году, когда был утвержден Государственный Герб современной Украины. Свет на это проливает откровенное признание художника Кохана, одного из соавторов маленького Герба: "Конкурс на его создание был "запущен" именно перед распадом Советского Союза, то есть летом 1991-го. Поскольку мы были хорошо подготовлены профессионально, то проект сделали за три дня.
Ничего не высасывали из пальца, а использовали предыдущие достижения. За основу взяли рисунок тризуба в окружении оливкового венка, который разработал академик Василий Кричевский для герба Украинской Народной Республики. Мы тот тризуб немного переработали, "загнали" в математическую формулу золотого сечения и "положили" на геральдический щит, которого наработали десяток вариантов.
Интересно, что тризуб – это личный знак князя Владимира Великого, его чеканили на золотых и серебряных монетах Х ст.
Тем не менее в чем состояла проблема? Если бы демократы поставили на голосование в Верховной Раде герб УНР, который создал Василий Кричевский, то этот герб никогда не прошел бы.
На вопрос: "Это петлюровский герб?", пришлось бы отвечать: "Петлюровский". А тогда была сильной так называемая "группа 239", которая доминировала в парламенте Украины, то есть бывшие члены КПСС никогда бы не проголосовали за "петлюровский" герб.
Итак, на вопрос: "Это новый герб?" можно было отвечать: "Новый, но учтены исторические традиции". После жестких баталий в Верховной Раде этот герб был все-таки одобрен".
Таким образом, наш Государственный Герб тогда испытал "мутации" в угоду коммунистическому большинству в Верховной Раде.
Печальноизвестная группа "239" – это уже история . Хотя еще одно неприличное дело ее рук – перевернутые цвета Государственного флага Украины.
Как известно, 22 марта 1918 года Центральный Совет УНР постановил в Киеве закон о государственном флаге Украинской Народной Республики, который был желто-голубым. Снова вызовет восторг мудрость наших тогдашних национальных проводников. Они хорошо понимали, что желтый (вверху) цвет знамени символизирует солнечное сияние, божественный огонь (а не рожь, надуманная символика которой позднее, в Верховной Раде, импонировала депутатам-аграриям с той же группы "239"!).
Центральная Рада тогда также исходила из законов геральдики, в соответствии с которыми цвет герба (в данном случае – золотой или желтый) на флаге всегда размещается сверху, а цвет щита (синий), на котором изображается сам герб – снизу.
Эту мысль и такой принципиальный подход разделяют много современных историков и научных работников, в частности, такие авторитетные как Сергийчук, Ткаченко.
Поэтому, наверное, в конце концов следует отмежеваться не от УНР, а от удивительно живучего прокомунистического трактования государственных символов!
И, в этом же контексте, еще одна актуальная больная тема. 29 января – День героев Крут, настоящих защитников Родины. Тем не менее, много лет подряд наше государство отмечает праздник защитников Отчизны в другой день – 23 февраля – день создания большевистской армии, которая, собственно, оккупировала и уничтожила и наше возрожденное новейшее государство УНР и ее знаменитых оборонцев.
Возникает много вопросов: куда делось наше национальное самоуважение, государственная мудрость? когда мы избавимся от синдрома неполноценности, "хуторянства"? почему мы, наследники Владимира Великого, с показной гордостью считаем Украину "молодым" государством? когда избавимся от двойных стандартов и двойной морали? что мы за люди такие?...
Может, следует, кроме институтов истории Украины, украиноведения, исторической памяти и т.п. создать еще и Институт национального достоинства?
Михаил Роль, для УП