Лиссабонский договор: новые возможности для евроинтеграции Украины сквозь призму компромисса

Надежда Попадюк, для УП — Вторник, 29 января 2008, 13:23

Существует много споров относительно значимости Лиссабонского договора для европейского сообщества и в особенности стран, которые только мечтают об обретении статуса государства-члена ЕС. Об этом свидетельствуют многочисленные исключения, дополнения, которые содержит соглашение и дискуссии, которые возникают по этому поводу.

Государственные деятели надеются, что Лиссабонский договор укрепит эффективность принятия решений в ЕС, усовершенствует его внутреннюю демократичность и будет оказывать содействие консолидации европейской внешней политики, станет новым измерением развития Европы.

Эксперты считают нормы Лиссабонского соглашения менее четкими и понятными чем нормы Европейской конституции.

Граждане, в свою очередь, надеются получить достоверное и ясное представление об институционной структуре Евросоюза, основы его функционирования и изменения к которым приведет ратификация настоящего Соглашения.

Какое же на самом деле значение Лиссабонского договора для Европейского Союза?

Новое базовое соглашение относительно принципов функционирования Европейского Союза, которое получило название Лиссабонского (или Договор реформирования), стало компромиссом между странами, которые ратифицировали текст европейской Конституции, и государствами, которые не поддержали документ или не начали процесс ратификации.

Соглашение вносит изменения в Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992 году в Маастрихти, и Договор о становлении Европейского Сообщества, подписанный в 1957 году в Риме, содержит положения об институционной реформе в Евросоюзе и предусматривает введение:

* должности Президента Европейского Совета, который будет избираться на срок двух с половиной лет (с правом на одно повторное избрание), будет председательствовать на ее заседаниях, будет обеспечивать эффективность и последовательность работы;

* должности Верховного представителя Европейского Союза по внешним делам и политике безопасности с административными полномочиями - с целью единого представительства и единства взглядов ЕС на внешней арене, который станет также одним из вице-президентов Єврокомісії;

* трех дополнительных должностей генеральных адвокатов в Европейском Суде, одну из которых будет занимать представитель Польши, что было сделано по требованию последней;

* общей энергетической политики и реализации общей стратегии борьбы с глобальным потеплением, предоставление солидарной помощи одному или нескольким членам в случае террористических атак или стихийных бедствий;

изменение:

* количества членов Коллегии Европейских Комиссаров (состава Европейской Комиссии). В данный период - по одному Комиссару от каждого из 27-и государств-членов ЕС, по новому договору с 2014 года - количество Комиссаров будет отвечать двум третьим количества стран Союза.

* количества депутатов Европарламента, которое определяется по коэффициенту от количества населения стран-членов, уменьшает его с 785 до 750, начиная с 2009 года (после выборов в Европарламент);

* системы 6-месячного президентства в Советах министров ЕС;

* системы подсчета голосов в Совете министров ЕС;

* системы голосования, которая распространяется на 50 дополнительных сфер, включая полицейское и юридическое сотрудничество, борьбу против терроризма, образование, экономическую политику.

Голосование за квалифицированным большинством (необходимо иметь 55% стран-членов, которые представляют не меньше 65% населения ЕС для принятия решения) начнется с 2014 года, с учетом "компромисса Иоаннина", который разрешает до 2017 года любой группе стран-членов ЕС (не меньше четырех) требовать нового обсуждения текстов официальных документов;

* статуса Европейской группы - становится официальным органом ЕС, который будет наделен функцией координации экономической политики стран-членов еврозоны;

* превращает Совет ЕС и Европейский Центральный Банк в официальные учреждения;

усиление:

* роли Европарламента и национальных парламентов - в частности, в решении общеевропейских вопросов, а национальным парламентам впервые предоставлено право принимать участие в законотворческой деятельности ЕС.

Законодательные предложения ЕС ("зеленые книги", "белые книги", коммуникации и законодательные программы) будут направляться в национальные парламенты для их подробного изучения и только после этого выноситься на принятие в ЕС. В случае, если одна треть национальных ассамблей будет против, проект закона направят на доработку в Еврокомиссию;

* роли Президента Еврокомиссии;

* властных полномочий Европейских руководящих учреждений в решении вопросов безопасности, борьбы с изменением климата и миграционных проблем;

* защиты фундаментальных прав граждан ЕС - перекрестная ссылка на Хартию фундаментальных прав (где определена обязательность соблюдения прав человека), что, однако, не будет действовать для Великобритании, которая опасается усиления влияния ЕС в вопросах социальной защиты.

Как влияет Лиссабонский договор на процесс евроинтеграции Украины?

Бесспорным остается тот факт, что Украина для ЕС выступает стратегическим партнером, прежде всего, вследствие общих сфер интересов: безопасность и мир на континенте, экономическое сотрудничество, культурные связи. Но и обязательства, которые мы взяли на себя в процессе выполнения Плана действий Украина-ЕС, не выполнены в полной мере.

Борьба с коррупцией, обеспечение независимости судебной власти и выполнение социальных реформ является проблемами, которые требуют экстренного решения.

Определенные внутренние факторы — противостояние внутри властных структур, недостаток кадрового и финансового обеспечения также являются первоочередными задачами на пути к евроинтеграции.

Не вызывает сомнения и важность реформ в Украине: экономической, судебной, завершение конституционной реформы, которая может обеспечить становление надлежащей системы сдерживаний и противовесов.

Возможно, после подписания нового соглашения ЕС, Украина откроет лучший путь к своему будущему в объединенной и могущественной Европе.

Ведь система расширения ЕС, определенная в договоре, должна положительно повлиять на евроинтеграционные процессы в Украине, а соответствующая правовая база усилить их.

И хотя пока что Украина не является кандидатом на вступление в ЕС, договор окажет содействие потому, что новое расширенное соглашение Украина-ЕС будет предусматривать обретение Украиной статуса ассоциированного члена Евросоюза.

Надежда Попадюк, Отдел международных связей Европейской партии Украины