Юлия Тимошенко выставила Виктору Ющенко требование построить "улицу с двусторонним движением"

Виктор Чивокуня, для УП — Вторник, 29 января 2008, 11:45

Брюссель – это один из трех городов на планете Земля, куда украинские президенты и премьер-министры ездят на смотрины. На ряду с Вашингтоном и Москвой. Брюссель – это столица Европы, к признанию и аплодисментам которой стремились и Кучма, и Ющенко, и Янукович.

А еще Брюссель – город больших испытаний для украинских политиков. Когда-то, например, майор Мельниченко ловил здесь возле ресторана Леонида Кучму. Или, например, первые симптомы кризиса в отношениях между Ющенко и Януковичем вышли наружу также в Брюсселе.

В сентябре 2006 года бывший премьер, находясь в столице Бельгии, бросил вызов Банковой, отказавшись от присоединения к Плану действий для получения членства в НАТО. Чем это все в конце концов закончилось, всем хорошо известно.

Юлия Тимошенко свой первый визит за границу по возвращении из оппозиционной ссылки в кресло главы правительства также осуществила в Брюссель. Может, в этом городе какой-то опасный коктейль воздуха свободы, выхлопных газов и ванильных ароматов вафель...

Итак, из короткого общения "Украинской правды" с Тимошенко в Брюсселе стало четко понятно – ее отношения с Ющенко находятся на грани холодной войны.

Тимошенко прибыла в Брюссель с двухдневным визитом. В ее программе нашлось несколько часов на интервью с разнообразными западными журналистами, однако там не было упоминания о встрече с генеральным секретарем НАТО. Вместе с тем на переговоры с ним должен был поехать вице-премьер Григорий Немыря.

Что было причиной такого решения подлинно не известно, однако, судя по разговорам в делегации, это точно не влияние президента.

Однако выглядело это по меньшей мере удивительно. Ведь обычно генсек Альянса входит в обязательный набор людей, свидание с которыми организовывают украинским первым лицам, когда те приезжают в Брюссель.

Все это могло читаться как попытка не гневить избирателей, так как Тимошенко уже приходится расплачиваться за свою подпись под письмом генсеку относительно Плана действий о членстве в НАТО. Парламент заблокирован, что парализовало процесс кадровых изменений во власти.

Только на второй день визита утром Григорий Немыря сообщил УП о том, что встреча Тимошенко с Япом де Хооп Схеффером все таки состоится, и запланирована она на вечер вторника.

В столице Бельгии Тимошенко поселили в королевские апартаменты отеля "Софитель", тариф которых составляет сейчас 1 250 евро за ночь, хотя обычно посольствам дают скидку.

На протяжении своего пребывания в Брюсселе Тимошенко многократно старалась убедить всех своих собеседников в пагубности современной политики "Газпрома", который дал жизнь компании "РосУкрЭнерго". А, по иронии судьбы, в этот же день и в том же отеле, где поселили Тимошенко, происходило закрытое мероприятие на тему создания скандального газопровода "North Stream" в обход Украины. О том, что ее идеологические враги расположены буквально на несколько этажей ниже, Тимошенко даже не догадывалась.

Первым переговорником украинского премьера в Брюсселе стал президент Еврокомиссии Хосе Баррозу, с которым она пообщалась на протяжении 45 минут. Как стало известно со слов еврочиновника, это нельзя было считать смотринами.

- Мы знакомы с мадам Тимошенко давно, - признался Баррозу на подходе к журналистам после окончания встречи. - Теперь я очень надеюсь, что в Украине наступит политическая стабильность. А еще я сказал мадам Тимошенко, что ЕС поддерживает реформы в Украине...

Баррозу и Тимошенко обменялись протокольно выверенными реверансами. Европейский руководитель обрадовался, что Украина через неделю вступит во Всемирную торговую организацию, и тогда можно будет вступить в переговоры о зоне свободной торговли. Тимошенко порадовалась вместе с ним.

Она также предложила включить Украину в Шенгенскую зону. Баррозу решил лучше вообще этого не касаться. Тимошенко, в свою очередь, обошла в разговоре упоминание о желании Украины стать членом Евросоюза. Похоже, премьер-министра правильно проконсультировали перед вылетом в Брюссель, поскольку эта тема не вызывает в штаб-квартирах ЕС ничего, кроме раздражения.

Выступления Тимошенко и Баррозу, которые сосредоточились на взаимных уверениях в высоком уважении, не предусматривали никаких сенсаций, пока очередь не дошла к ответам на вопросы журналистов. Они касались газовых отношений Украины и России.

- Юлия Владимировна, уже понятно, от чьей семьи на газовом рынке Украины работает Дмитрий Фирташ, - начал корреспондент одного из украинских изданий, аккредитованных в Брюсселе.

При слове "семья" Тимошенко закачала головой с видом человека, который понял намек и не требовал, чтобы дальше его расшифровывали. Однако журналист не остановился. Услышав же, о какой "семье" шла речь в его вопросе, премьер облегченно вздохнула. Тимошенко явно ожидала, что прозвучит другое.

- Фирташ является членом семьи одного из самых больших гангстеров мира – Семена Могилевича, которого арестовали на днях, - уверенно продолжил корреспондент. - Скажите, сможете ли вы теперь напрямую работать с "Газпромом", обходя криминальные структуры?

По ответу Тимошенко стало ясно, что арест Могилевича она расценивает исключительно как свидетельство передела, который близится на газовом рынке. Начала она издалека:

- Украине не нужны для поставок газа из Туркменистана, Узбекистана или Казахстана никакие теневые посредники. Все это являться признаком коррупционных действий, - сказала Тимошенко и перешла к Могилевичу.

– А то, что состоялись определенные аресты... Это доказывает, что мировое сообщество следит за этим процессом и не допускает развития любых теневых моделей, в том числе в странах-соседях ЕС.

Хотя говорила Тимошенко сбивчиво, но главная мысль была понятна – связать неприятности, которые возникли у Могилевича, с приближением конца РосУкрЭнерго.

Когда Тимошенко направлялась с одной встречи на другую, репортеру "Украинской правды" удалось увязаться за ней следом и дорогой расспросить, что же она имела ввиду.

- В Украине все до сих пор обсуждают арест Могилевича. Вы действительно думаете, что это может привести к тому, что РосУкрЭнерго уберут с этого рынка?

- Я не знаю ни Могилевича, ни его деятельности, ни по каким обвинениям его арестовали..., - начала закрываться Тимошенко.

Однако в следующем предложении она дала очень конкретное обещание.

- Но я точно знаю: независимо от каких-либо обстоятельств, РосУкрЭнерго в Украине не будет. Точно! – заявила Тимошенко. - И если все ветки власти будут согласны с тем, чтобы не допускать таких мощных теневых коррупционных машин, то очень быстро РосУкрЭнерго исчезнет в небытие, а его вдохновители будут отвечать за нарушение законов.

Такая настроеность Тимошенко явно конфликтовала с намерениями Ющенко самостоятельно заниматься газовыми переговорами.

- Но разве президент не сказал вам не вмешиваться в вопросы газа?

- Я этого не слышала! – ответила Тимошенко.

- Но он же говорил, что РосУкрЭнерго менять не надо, так как оно дает Украине газ по самой лучшей цене в Европе!

- Для меня эти вопросы не корреспондируются, - отрезала Тимошенко. - Как бы не развивались события, но в итоге РосУкрЭнерго в Украине не будет. Думаю, второе полугодие 2008 года мы уже будет встречать без него.

- Тот факт, что Олег Дубина был замечен в качестве пассажира на борту самолета владельца компании "Итера" Игоря Макарова – это свидетельствует о том, что часть функций "РосУкрЭнерго" заместит "Итера"?

- Я не знаю, на каких самолетах летает Дубина. Но я наведу справки, - сказала Тимошенко.

- Какая роль Игоря Бакая в переговорах с Россией? Он помогает их проводить? Ведь сейчас в Москву регулярно летает и бывший заместитель Бакая Игорь Диденко, который назначен заместителем главы правления "Нафтогаза"?

- Я никому не давала директив на проведение газовых переговоров с Россией. Я их буду вести сама! – пообещала Тимошенко.

Поскольку премьер-министр почти пришла на новую встречу, оставалось время для последнего вопроса. Он касался неожиданно резкой критики со стороны Ющенко намерений правительства продать пакеты облэнерго. Президент фактически обвинил Кабмин, что облэнерго продают, чтобы рассчитаться с олигархами за поддержку ее коалиции.

- Мало ли кто ввел президента в заблуждение? – будто ничего не произошло, ответила Тимошенко. - Вы знаете, что все пакеты облэнерго были проданы еще в 2000 году. Сейчас там остались только миноритарные пакеты, которые не влияют ни на какие обстоятельства.

Следующим собеседником Тимошенко в брюссельских коридорах стал генсек Европейской народной партии. Сначала она переговорила в широком формате, а потом осталась на едине. Из комнаты убрали даже переводчиков. Эту функцию для Тимошенко выполнял ее вице-премьер Григорий Немыря.

После этого было объявлено, что на прошлой неделе был окончательно утвержден статус наблюдателя для партии "Батькивщина" в этом международном объединении европейских консерваторов. Если бы Украина была членом ЕС, то дали бы даже полноценного участника.

Таким образом, эпопея с идеологическими сомнениями лидера БЮТ, которая интегрировалась то к Европейской народной партии, то к Социнтерну, завершилась. Выбор сделан в пользу правых, к большому удовлетворению Григория Немыри и вопреки уговорам Иосифа Винского.

- Для нас это большая честь, поскольку к Европейской народной партии относятся 16 руководителей правительств на континенте, - заявила Тимошенко. Но отныне выходит так, что к ЕНП относятся уже 17 премьер-министров.

Здесь же Тимошенко пересказала журналистам, как подчиняла руководство Европейской народной партии.

- Я им сообщила, что как руководитель правительства объявила "20 инициатив прозрачности" во всех сферах власти в Украине. Это и правовая реформа, и новая Конституция. Я лично начала дискуссию с Виктором Януковичем о максимальных правах для оппозиции... Это и обеспечение Украины энергоресурсами, и вхождение в 2009 год с новым налоговым кодексом. Мы хотим снять весь "коррупционный бульон" в Украине...

Европейцы очень любят подобные программы, которые, желательно, должны быть оформлены красивым названием. Эти "20 шагов", о существовании которых Тимошенко объявила в Брюсселе, были ее домашним заданием, чтобы говорить с еврочиновниками на понятном для них языке символов.

Еще несколько дней назад о "20 шагах" никто не знал. В чем они состоят конкретно, неизвестно и до сих пор. Но премьер упоминала о них везде, где была и с кем встречалась. "20 шагов "– это один из новых месиджей Тимошенко, которые она привезла в Брюссель.

Ключевым мероприятием украинского премьера в понедельник было выступление на заседании комитета с иностранных дел Европейского парламента.

- Я прекрасно помню вас на нашем помаранчевом Майдане с помаранчевыми галстуками, - Тимошенко максимально включилась в то, чтобы дать понять европейским депутатам, какую большую роль они сыграли в ее жизни. - Для меня лично помаранчевая революция была не только помаранчевыми ленточками. Это был принцип жизни. Если хотите, цель моей жизни!

- А потом были досрочные выборы, в проведение которых не верил никто, кроме меня и вас. Теперь в Украине впервые за 16 лет создана демократическая коалиция. Такого никогда не было! Посколько когда Виктор Ющенко стал президентом, у нас было недемократическое большинство в парламенте.

Ощущалось, что Немыря не тратил время напрасно. Тимошенко сообщила, что не больше и не меньше, а главная цель ее премьерства – это подписание расширенного соглашения Украина – ЕС.

- Я свято верю в европейское будущее Украины. Я другого пути для Украины не вижу. Если мне кто-то покажет другой путь, я удивлюсь, - сказала Тимошенко.

Растопив сердца европейцев, она призвала их быть союзниками в ее внутренней борьбе. Премьер попросила контролировать, будут ли ей мешать с воплощением "20 инициатив прозрачности".

- Только мы сделали первые шаги – и сразу ощутили систему противодействия и остановки этих реформ. Поскольку буквально каждый шаг задевает сотни интересов! – Тимошенко призывала европейцев в союзники. - Я прошу вас внимательно следить, как будут вводиться инициативы прозрачности. Если они будут продвигаться тяжело... Ваша авторитетная оценка будет полезной.

Кто может мешать, премьер не сказала. Но догадаться было несложно.

Вместе с тем Тимошенко сообщила, что важнейшее для нее – это "единство демократической команды".

- Я не хочу скрывать, что внутри демократической коалиции есть конкуренция. Мы - разные политические силы. Но я хочу, чтобы конкуренция была движущей силой, а не разрушительной, - подчеркнула премьер.

Испытанием ее отношений с Ющенко стал вопрос о намерении Тимошенко поднять цену на транзит за российский газ по территории Украины. Европейский депутат выявил неплохую осведомленность об уровне политических интриг на этой теме.

- Я знаю, что ваш президент против увеличения тарифа. Что вы будете делать в этих условиях?

- У нас общие взгляды с президентом на то, что стоимость транзита является нерыночной, - заявила Тимошенко.

- Юлия, это Чарльз, - следующим обратился к ней докладчик Европейской народной партии по международным вопросам Чарльз Теннок. – Я убежден, что помаранчевое наследство сохранится в ваших руках. Но как остановить то, что "РосУкрЭнерго" вытягивает деньги из экономики Украины?

- 21 февраля я еду в Москву, чтобы убрать всех сомнительных посредников, - сказала Тимошенко, будто приближается ее последний и решающий бой. – Эта структура, которая монополизировала внешние и внутренние рынки Украины, просто не может существовать!

Но когда речь зашла о НАТО, могло даже сложиться впечатление, что Тимошенко жалеет о своей подписи под письмом к генсеку Альянса. Очевидно, она рассчитывала, что Ющенко воспримет ее автограф как уступку, которая будет требовать соответствующих действий в ответ и от президента. Например, уступок в вопросе газа. Но не дождалась.

- Это письмо усложнило процесс внутри украинского парламента. С того момента была заблокирована трибуна, которая до сих пор не розблокирована, - с печалью сказала Тимошенко. - Наша задача – проводить информационную кампанию, разъяснения, что такое НАТО. Поскольку у общества неверное представление о нем.

Под влиянием харизмы Тимошенко даже критически настроенные европейские депутаты превращались в пластилин.

- Я смотрю на ваше прошлое и хочу сказать, что вы политик, который не сдается, вас одну можно считать как пять мужчин в правительстве, - заявил еще один депутат Европарламента, фамилию которого рассмотреть было невозможно.

А дальше он задал вопрос, который стал кульминацией вечера.

– Вы будете баллотироваться на выборах президента 2010 года?

Ответ Тимошенко расставил все на свои места – она прямо дала понять, что пойдет в президенты, если и дальше будет ощущать конфликт с Банковой.

- Если наше сотрудничество с Виктором Андреевичем Ющенко будет гармоничным, сбалансированным, если будет демонстрироваться единый общий подход к решению проблем, то нет смысла выставлять две кандидатуры от демократической коалиции", - заявила Тимошенко.

- Тогда я могу, безгранично любя Украину, поддержать Виктора Андреевича Ющенко еще раз. Но я хотела бы, чтоб это была улица с двусторонним движением, - подчеркнула она последние слова в этом предложении.

Это был единственный ответ Тимошенко во время дебатов, который стал причиной аплодисментов европейских депутатов.

Тимошенко пришла в восторг так, что в общем потоке не заметила, как, высказываясь ее же словами, "выехала на встречную полосу" в отношениях с Ющенко. По сути она посягнула на полномочия Министерства иностранных дел, которое относится к вертикали президента.

- Я хочу вам представить Григория Немырю. Он возглавит консолидированную работу правительства в вопросе евроинтеграции, - объявила премьер.

На уточняющий вопрос, хватит ли ему власти, Тимошенко не колебалась с ответом.

- Я в качестве премьера лично буду этим заниматься, и мы наверстаем упущенное время на пути евроинтеграции. Но Григорий Немыря – это и человек, который умеет пользоваться полномочиями, которые есть у вице-премьера в украинском правительстве, - добавила Тимошенко.

Длилось все это почти два часа, и к выходу из сессионного зала Европарламента премьеру пришлось направляться почти как в Киеве – пробиваясь сквозь толпу, которая ее окружила.

- Очень благодарю за поддержку. Очень благодарю! – поочередно целовалась Тимошенко с европейскими депутатами.

Но, осознав, что говорит на украинском, которого никто не понимает, Тимошенко приказала Немыре:

- Скажи, что я их очень благодарю!

- Thank you very much for your support, - перевел украинский вице-премьер.

Уже в коридоре Европарламента Тимошенко столкнулась с украинскими студентками, которые учатся в Бельгии в университете города Брюгге и приехали посмотреть на премьер-министра своего государства.

- Юлия Владимировна, приезжайте к нам с лекцией! Юлия Владимировна, вас так все любят, мы вас ждем! Вы к нам приедете?

- Обязательно, - пообещала Тимошенко. – Когда в следующий раз я буду здесь, то обязательно буду планировать, чтобы заехать к вам.

- В следующий раз – это в статусе лидера оппозиции или президента Украины? – поинтересовался корреспондент "Украинской правды" у Тимошенко, который стал свидетелем этой сцены.

- Ну, это уже как получится, - не колеблясь ни секунды с ответом, сказала Тимошенко.

***

Перелет журналиста Украинской правды в Брюссель осуществлен за средства государственного бюджета Украины