Светят ли украинцам Шенгенские визы?
15 января Верховная Рада ратифицировала соглашения между Украиной и Европейским Союзом об упрощении оформления виз и о реадмиссии лиц, предоставив возможность отдельным категориям украинцев путешествовать в ЕС по упрощенной процедуре.
Политики и эксперты считают это первым шагом на пути к двустороннему безвизовому режиму, ведь на сегодняшний день для всех стран-членов ЕС Украина отменила необходимость получения визы. Безвизовый режим с ЕС будет означать для украинцев возможность свободного въезда на территорию Шенгенской зоны и станет очередным шагом европейской интеграции Украины.
В интервью "Зеркалу недели" министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко сообщил: "На этот год мы запланировали себе и непременно поставим вопросы перед ЕС о начале переговоров об отмене визового режима вообще. Пусть это среднесрочная цель, но мы будем к ней настойчиво стремиться".
Такое заявление не является случайным, поскольку отображает не только стремление Украины. В Европейском Союзе также обсуждают возможность отмены визового режима с Украиной. Во время визита в Киев 12 января э.г. вице-президент Европейского парламента Марек Сивец утверждал, что Брюссель может поддержать предложения Киева по делу отмены виз Евросоюза для украинцев.
По мнению Марека Сивца, по делу отмены виз для граждан Украины ЕС "следует принять во внимание все возможные последствия". Такой шаг может быть поддержан, тем не менее требует учета всех "за" и "против", - подчеркнул европейский парламентарий.
Вывод напрашивается сам: Европейский Союз может начать переговоры с Украиной об отмене визового режима, если этот шаг не будет иметь для него отрицательных последствий. Учитывая указанное проанализируем основные факторы, которые могут стать препятствиями Украине на пути к безвизовому режиму с ЕС.
Первое препятствие уже было объявлено вице-президентом Европейского парламента Мареком Сивцом - проблема неурегулированности границ Украины с Россией, а также с другими соседними государствами.
Восточная граница Украины все еще остается слабым местом. Представитель Европейского Союза прав, ведь только за 22 января 2008 года, по сообщению Государственной пограничной службы Украины, на украино-российской границе зафиксировано три попытки незаконной перевозки боеприпасов.
Безусловно, Украина провела значительную работу по оборудованию восточной границы, которого после распада Советского Союза вообще не существовало, но вопрос физического обустройства сдерживается еще и незавершенным процессом делимитации и демаркации.
До этого времени не завершен процесс делимитации Азовского моря и Керченского пролива и демаркации уже делимитированного сухопутного участка. Свою часть Совместной демаркационной комиссии Украина, в отличие от России, создала еще в декабре 2005 года.
Возможно, прогресса удастся достичь в 2008-м. Министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил, что 31 декабря 2007 года Россия сообщила о создании своей части Совместной демаркационной комиссии. В ближайшее время можно ожидать, что эта комиссия начнет свою работу.
Продолжая тему границ следует отметить проблему и украино-белорусской границы, делимитацию которой было завершено и закреплено в Договоре между Украиной и Республикой Беларусь о государственной границе от 12 мая 1997 года. Указанный Договор ратифицирован Верховной Радой Украины 18 июля 1997 года.
К сожалению, Национальное Собрание Республики Беларусь до этого времени Договор о границе не ратифицировало, что и задерживает его демаркацию.
Еще одной проблемой является неопределенность приднестровского сегмента границы между Украиной и Молдовой. Договор между Украиной и Республикой Молдова о государственной границе подписан и ратифицирован. Завершена работа по демаркации на северном участке границы, продолжается демаркация на южном участке украино-молдовской государственной границы. А на центральной части, с Приднестровьем, эти работы еще даже не начинались.
Вторым препятствием следует назвать потоки нелегальной миграции, которые проходят через Украину. По территории Украины, согласно классификации Центра сбора и обмена информацией по пересечении границ и миграции ЕС, проходит девять маршрутов нелегальной миграции.
Эти маршруты являются основными каналами доставки нелегальных мигрантов из стран Азии, таких как Афганистан, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Китай, Узбекистан и Таджикистан, через Россию и дальше через Украину в Европейский Союз.
Показатели Государственной пограничной службы Украины за 2007 год указывают на увеличение потока нелегальных мигрантов через нашу страну. За 2007 год пограничники обнаружили 31 783 нелегальных мигрантов, что на 6 тысяч нелегалов (23,3%) больше, чем в 2006 году.
Двадцатитрехпроцентный рост количества нелегальных мигрантов демонстрирует неблагоприятную тенденцию, которая не только вредит продвижению Украины к безвизовому режиму с ЕС, но и угрожает стабильности внутренней ситуации в Украине.
Третьим препятствием является выезд украинцев на нелегальные заработки в страны ЕС. Армия трудовых мигрантов из Украины составляет, по разным оценкам, от 5 до 7 млн. человек. При этом официальное разрешение на работу имеет не более 500 тыс. украинцев. Около 2 млн. украинских мигрантов постоянно проживают за границей, периодически посещая Украину, а основная масса заробитчан занята в сезонных роботах.
То есть, 15% украинцев зарабатывают себе на жизнь заграницей, и 90% из них - нелегально. По информации дипломатических представительств Украины, в Польше на заработках находятся 300 тыс. граждан, в Италии и Чехии - по 200 тыс., в Португалии - 150 тыс., Испании - 100 тыс.
Заробитчане представляют преимущественно дешевую рабочую силу, которая уменьшает уровень заработной платы в соответствующих странах и оказывает содействие увеличению уровня безработицы. Европейский Союз опасается, что окончательное снятие визовых регулирований и открытие границы увеличит количество таких заробитчан, что уже отмечается в случае с Румынией и Болгарией.
Четвертое препятствие - отсутствие процедур высылки нелегальных мигрантов из Украины. Как отмечалось выше, основной поток нелегальных мигрантов в Украину проходит через страны СНГ, в первую очередь через Россию. Этому содействуют два фактора: безвизовый режим с указанными странами и отсутствие договорной базы о реадмиссии.
Соглашение о реадмиссии между Украиной и Россией было подписано в декабре 2006 года, но до этого времени оно не вступило в силу. Переговоры о подписании соответствующего соглашения с Беларусью только продолжаются. В то же время соглашение с Турцией о реадмиссии было подписано в 2005 году и ратифицировано в 2006-м.
Ведь проблемными направлениями в правовом урегулировании реадмиссии остались Россия и Беларусь. А за 2007 год, как сообщает заместитель директора Департамента охраны государственной границы Борис Марченко, Украина выдворила около 13 тысяч нелегальных мигрантов (следует сравнить с количеством выявленных нелегалов).
Пятым препятствием может стать несоответствие визового списка Украины визовому списку ЕС, хотя это условие, по выводам Центра мира, конверсии и внешней политики Украины, не является жестким для отмены визового режима с ЕС.
Однако, Европейский Союз, скорее всего, с началом переговорного процесса будет требовать от Украины устранить эти расхождения. Главным подходом является то, что у Украины не должно быть безвизового режима со странами, поездки из которых в ЕС предусматривают получение виз.
В настоящее время у Украины безвизовый режим для всех стран СНГ, кроме Туркменистана. У этого фактора есть дополнительная нагрузка и потому, что именно через эти страны проходят основные каналы нелегальной миграции.
Сложность указанного препятствия состоит в большом количестве поездок украинцев в страны СНГ и граждан стран СНГ в Украину, чем со странами ЕС. За девять месяцев 2007 года из стран СНГ в Украину прибыло 25 612 лиц, а из других стран - 6 335 лиц, что в четыре раза меньше; уехало в страны СНГ 15 450 лиц, а в другие страны - 6 960 лиц, что почти в три раза меньше.
Статистика указывает на то, что введение украинских виз для стран СНГ создаст большие препятствия для украинского населения. Вдобавок, в России работает значительное количество украинских заробитчан (по неофициальным данным не меньше 1 млн. украинцев). Но с другой стороны визовый режим будет препятствовать потокам нелегальных мигрантов.
Шестым препятствием еще остается уровень защиты украинского национального паспорта. Летом 2007 года в Украине были введены новые паспорта гражданина Украины для выезда заграницу, соответственно постановлению Кабинета Министров Украины от 26 июня 2007 года № 858.
Новый паспорт, процедура введения которого продолжалась около трех лет, отличается соответствием международным стандартам и современным требованиям Европейского Союза. Он имеет 25 степеней защиты. Но проблема состоит в том, что новый паспорт вводится постепенно, то есть паспорта предыдущего образца продолжают действовать параллельно с новыми.
Для полного перехода на новые паспорта нужно будет время до середины 2017 года, когда граждане Украины, которые получали паспорта предыдущего образца в первой половине прошлого года, вынуждены будут заменить их. Это препятствие может быть устранено или путем настойчивой рекомендации украинцам заменить паспорта, или путем введения временного ограничения действия паспортов предыдущего образца.
Таким образом, указанные факторы будут препятствовать отмене визового режима Европейского Союза для Украины. Во избежание этих препятствий, нашему государству следует провести работу по нейтрализации указанных факторов, в частности:
* прибавить максимум усилий для завершения процесса делимитации и демаркации границ с Россией, Беларусью и Молдовой;
* продолжить сотрудничество с ЕС в рамках Миссии Европейской Комиссии по предоставлению помощи в вопросах границы Украины и Республики Молдова, которую продлили на 2008-2009 года;
* принимать меры по приведению параметров отношений между Украиной и странами-источниками и странами-транзитерами нелегальных мигрантов к уровню мировых и европейских стандартов в сфере виз и миграционного регулирования;
* создавать новые рабочие места и надлежащие условия работы, в особенности в западных областях для предотвращения потоков нелегальных украинских заробитчан в страны ЕС;
* приложить силы для завершения ратификации соглашения о реадмиссии с Россией и успешно завершить переговоры и заключить соглашение о реадмиссии с Беларусью;
* пересмотреть визовые режимы со странами СНГ, учитывая количество визитов и риски в сфере нелегальной миграции;
* ускорить процесс перехода граждан Украины на загранпаспорта нового образца.
Наличие препятствий безвизовому режиму с ЕС не означает, что Украина не должна инициировать переговоры. Переговорный процесс нужно начать как можно скорее и одновременно выполнять действия по устранению неблагоприятных факторов.Виталий Мартынюк, аналитик УНЦПИ , для УП