Прогнозирование нестабильности

Четверг, 24 января 2008, 15:45

Прогнозировать в украинской политике – неблагодарное дело. Это связано с несколькими проблемами.

Во-первых, с тем, что в наших условиях не действуют ни одни объективные законы политического развития и динамики. Политики никогда не становятся заложниками своих обещаний, избирателей, экономической ситуации, должностей, что может влиять и определять их поведение.

Наоборот, они являются активными творцами своей среды. Украинские политики могут все изменять и перестраивать до тех пор, пока ситуация их не устроит, не гнушаясь при этом ни моралью, ни средствами. У некоторых это даже в привычку вошло.

А во-вторых, у самих политиков нет никаких стратегий и планов достижения своих целей. Непродуманные решения провоцируют непрогнозируемое поведение, что в совокупности вызовет бардак и нестабильность.

У прогнозирования в наших реалиях, кроме неблагодарности, есть и другие недостатки. Основной приемлемой для общества формой политического прогнозирования могут быть только "кухонные раздумья о дне грядущем".

Поскольку ничего достоверно спрогнозировать все равно не удастся, эксперты прогнозируют, то что всем очевидно. А общество в этих банальных "пророчествах" видит подтверждение своих "кухонных прозрений", чем повышает свою самооценку. Итак, исключительно банальные комментарии пользуются спросом.

Тем не менее, прогнозирование по-своему влияет на общество. Оно формирует у него ожидание определенной реальности и деятельность в соответствии с ней.

Прекрасный пример – прогнозирование курса валют. Так, когда распространяются прогнозы о возможности падения курса доллара, люди выстраиваются в очереди за обменом на евро, что и становится причиной падения первого. Какие же ожидания формируют прогнозы в украинской политике непоследовательности, спонтанности и хаоса?

Большой ошибкой большинства украинских прогнозистов является прогнозирование стабильности. Они выходят из заданной ситуации и прогнозируют возможные пути достижения стабильности. Общество начинает жить в ее ожидании, а эксперты каждый раз перекомбинируют свой прогноз, чтобы подкармливать эти ожидания.

Однако, абсолютно очевидным становится то, что прогнозировать в наших реалиях можно и нужно исключительно нестабильность, или политические риски. Они представляют собой набор наиболее неожиданных, тем не менее, реальных сценариев развития политической ситуации.

Ближайшие два года украинская политика будет определяться исключительно одним событием – выборами президента. Турбулентность в отношениях Ющенко и Тимошенко, землетрясения в Партии регионов свидетельствуют, что будничного и понятного развития политических событий не будет. Итак, какие сценарии нестабильности могут быть в очередной борьбе за власть?

Проект "Ющенкович"

Президент меняется на глазах. Невиданная раньше активность набирает оборотов пропорционально к приближению даты выборов. С назначением Тимошенко премьером, он вдруг снял статус "свадебного генерала" и примеряет "мощного реформатора". Желание Ющенко, а еще больше его команды, получить второй срок становится очевидным.

Однако непоследовательность и непредсказуемость президента привела к тому, что его рейтинг разбился в щепки, пособирать которые будет не просто. Наша Украина так и не трансформировалась в единую партию, поэтому не является влиятельной силой, а если прибавить забытое обещание "отменить депутатскую неприкосновенность", то она может вообще принести Ющенко одни минусы.

Идею с кулаком забрал Луценко, и сразу применил в действии. "Чистые руки" больше не пройдут, а революцию делать нет против кого. Итак, учитывая отсутствие простых и известных путей удовлетворения желания президента, он превращается в основной источник нестабильности и рискованных сценариев.

Тем не менее, спешить с безнадежностью положения Банковой не следует.

Во-первых, растеряв рейтинг, Ющенко вместе с тем завладел другим не менее нужным ресурсом – лояльностью олигархов. Социально-популистская политика Тимошенко и ее политический прорыв подорвали веру в Януковича у многих его спонсоров.

Во – вторых, грузинский кум показал президенту, что для победы "демократии" методами можно не перебирать, а Европа, что демократия - понятие "широкое".

И наконец, Ющенко все еще президент с золотой акцией в парламенте. Очевидно, что эти условия вынуждают команду президента сделать ставку на ресурсы, а не на дела, в вопросе достижения политической поддержки. Итак, первым и наиболее пока что непредвиденным сценарием "второго пришествия" является объединение общих усилий президента и ключевых регионалов. Назовем этот проект "Ющенкович".

По логике этого сценария основными конкурентами на выборах президента будут Ющенко и Тимошенко. Формула успеха равняется электорат Януковича плюс минимальная поддержка западного региона.

Конечно, глобальным вопросом является поддержка восточного электората: после всего, что им рассказывали о Ющенко, голосовать за него? Однако, украинские избиратели голосуют не так, как хотят, а как приходится. Поэтому основной задачей этого сценария является создание условий "меньшего зла" для восточных областей.

Для этого нужно сделать монстра с Тимошенко и убрать альтернативу Ющенко. Относительно первого, то финансовых, административных и медиа-ресурсов должно хватить. А вот со вторым - события могут развиваться по-разному.

Позиция Януковича в возрастающем противостоянии Ющенко и Тимошенко покажет, насколько этот политик был самостоятельным. В целом, политическая биография Виктора Федоровича содержит уже достаточное количество поражений, чтобы прекратить выступления в "политическом боксе". Поддержав Ющенко, лидер оппозиции может рассчитывать на позицию премьера и прочие широкие привилегии.

Для него должно быть очевидным, что ему победить Тимошенко, которая еще и начинает расти в восточных областях, - не удастся. Однако открытым остается вопрос, согласится Янукович поддержать Ющенко до или после первого тура? Безусловно, для достижения эффективной агитационной кампании в пользу президента нужна продолжительная и слаженная работа.

Фактически, объединение усилий к президентской кампании означает изменение власти, которое так или иначе ждут. Вместе с этим, опыт показывает, что уволенные премьеры получают колоссальные электоральные дивиденды. И это прекрасно понимают в команде президента. Если же Янукович не поддержит Ющенко в первом туре, то увидеть имя последнего, с его нынешним рейтингом, в списке второго тура будет практически невозможно.

Дух Медведчука

Другим малоожидаемым сценарием второго президентства Ющенко является Конституционная реформа. Наверное, за годы сидения на Банковой президент проникся духом Кучмы и Медведчука, поскольку немало их идей в последнее время кажутся ему правильными.

Итак, учитывая наработки своих предшественников, команда президента может попробовать провести конституционные изменения относительно президентских выборов в парламенте. В конце концов, все условия для борьбы за такой формат Конституции благоприятны.

Формула успеха в этих условиях равняется: внесение изменений в Конституцию, проведение внеочередных выборов в парламент и формирование коалиции из Партии регионов и НУНС (или из того, что будет на ее месте).

Судьба Конституции вообще вызовет немало вопросов. После выборов 2007 все разговоры о необходимости внесения изменений или принятия нового основного закона страны прекратились. Удивительно, поскольку именно несовершенство Конституции было причиной весеннего кризиса.

Современная власть даже для официальности не попробовала доказать, что выборы не были распределением полномочий, а следствием системных проблем. Хотя удивляться тоже нечему: краткосрочная память на обещания - обязательный атрибут наших политиков.

Тем не менее, если сценарий изменения процедуры выборов президента будет иметь место, то уже весной мы будем наблюдать глобальные публичные размышления о том, "как нам жить дальше?". Не исключено, что большинство экспертов и телеканалов придут к выводу, что изменение процедуры выборов президента будет оказывать содействие "стабильности" и "процветанию".

Аргументы можно привести уже сегодня: уменьшается противостояние кандидатов, поэтому не будет новых революций, которые раскалывают страну; дешевле для бюджета; парламентская республика лучше, чем президентская и т.п.. Выборы в духе Медведчука должны быть по душе и его давнему соратнику, а теперь главному продюсеру президента – Виктору Балоге. Кадровая все-таки школа была в СДПУ(о)...

Эти два сценария не исчерпывают всевозможное политическое развитие в направлении нестабильности. Однако они являются реальными и, вместе с тем, немного традиционными для украинских выборов, накануне которых всегда изменяется процедура избрания и на которых всегда выбирают "меньшее зло".

Конечно, немало сюрпризов может подбросить Тимошенко. Риск от ее поведения значительно менее неожиданный, чем в случае президента. Она понятна в своих намерениях, и ее избирательная кампания длится уже третий год. Среди сюрпризов можно спрогнозировать разве что изменение внешних приоритетов на Россию для того, чтобы размыть внешнюю поддержку конкурентов и мобилизовать восточный электорат.

Как видим, прогнозирование нестабильности имеет значительные преимущества над прогнозированием стабильности. Каждый предложенный неожиданный сценарий может преждевременно раскрыть карты участников и выработать определенный иммунитет у общества к очередному "политическому броску". В целом же, неопровержимым преимуществом такого прогнозирования является то, что нестабильность в Украине имеет больше шансов стать реальностью, чем стабильность.

Виктор Андрусив, Институт ДемАльянса им. Р.Шумана

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде