Архиважный регионализм

Владимир Кучер, для УП — Вторник, 22 января 2008, 17:23
Сложно преувеличить, говоря, насколько созрела необходимость административно-территориальной реформы в Украине. Вероятно, у каждого из украинских регионов есть свои особенности развития в различных сферах.

Может дать им возможность самим решать, что для них важно, а что второстепенно?

Тем не менее, это станет возможным только после качественной административной реформы в стране. И даже не обязательно заново делить территорию – достаточно только дать областям большие прав и соответствующие финансовые ресурсы.

А поскольку этого сегодня нет, то возникает много вопросов, дискуссий, выпадов неудовольствия или даже соответствующих действий.

Некоторые региональные власти или элиты разными способами защищают интересы своих регионов, в чем, несомненно, более всего продвинулись донецкие. Более того – предпринимаются решительные шаги: на одном конце государства проводят съезды в Северодонецке, то на втором говорят о Галицкой автономии или даже "Nezaleznu Respubliku Halycynu".

А все из-за отсутствия соответствующей региональной политики власти.

Такого рода протестные акции и движения существовали в свое время во всей Европе, но с ними удалось покончить благодаря профессиональной региональной политике как властей отдельных стран, так и Европейского Союза вообще.

Например, взглянем на минутку на недалекую историю Франции. Шестидесятые годы. Активизируются выступления против централизма государства, ведь очень сильными остаются отличия в регионах, во многих из которых вместо французского звучал свой региональный язык – у бретонцев, ельзассцев, фламандцев, басков, провансальцев и т.п..

В 1967 году левые и правые партии во Франции требуют введения региональных ассамблей, региональных исполнительных властей и даже регионального гражданства! В манифесте одного из движений 1967 года читаем: "Мы провозглашаем создание региональных Французских Государств. У этих государств будет своя исполнительная, законодательная и юридическая ветви власти, сходные с той, что существует например в Соединенных Штатах Америки. Региональные власти будут отдавать часть своей самостоятельности федеральной Французской Власти...В объединенной Европе представительство французского народа будет обеспечивать федеральная Французская власть. Среди опаснейших преступлений парижских бюрократов и технократов и среди важнейших следствий чрезмерной эксплуатации провинции парижским центром прослеживается все более заметная отсталость в развитии больших регионов Франции. Нация должна возместить убытки".

Следствия вы вероятно помните, через год "сильная рука Франции" - де Голь вынужден был пойти в отставку, а централизм Франции выглядит сегодня уже не так грозно.

Еще в 1972 году там были образованы регионы, а региональные советы становятся официальными государственными органами. С 1982 года эти регионы превратились в единицы децентрализованного государственного управления с выборным советом, а их главная юрисдикция распространяется на планирование экономического развития и воплощение этих планов, культурные учреждения и сферу отдыха, туризм и т.п..

После прихода к власти социалистического правительства, начиная с 1982 года, проведен ряд административных реформ. Новое правительство решило покончить с "якобинским централизованным государством" и после реформ децентрализованные уровни управления получили большую автономию и стали более ответственными за свои действия.

Так вот, в случае Франции все сыграло – здесь и регионы активно выступили за увеличение своих прав, и власть адекватно отреагировала на это.

Поскольку подобные французскому движения тогда были не редкостью в Европе, то в скором времени уже целое Европейское Сообщество начинает работать на исправление ситуации.

Тонко ощущая потребности регионов, уже в 1968 году в рамках Европейской Комиссии была образована Генеральная дирекция региональной политики, первые финансовые ресурсы на которую были назначены уже с 1972 года. В 1975 году было даже создано специальный Европейский Фонд Регионального Развития, который распределял средства на цели региональной политики ЕС.

Решительность намерений тогдашнего руководства ЕС была озвучена в лозунге "От Союза стран до Союза регионов". И самое интересное здесь, что региональная политика ЕС была направлена с тех пор на регионы как территориальные единицы Союза.

После утверждения в ЕС в 1988 году специальной единой внутренней системы территориального деления, здесь существует 211 таких регионов, на которые направлена региональная политика ЕС. (К слову, пространственно эти регионы напоминают наши области или польские воеводства).

Итогом децентрализаторской политики в Европе можно считать то, что по подсчетам венгерского исследователя Дюли Горвата, сегодня 24% населения ЕС проживает в федеративных, 29% - регионализованных, 18% - в децентрализованных государствах и 29% - в унитарных государствах.

А Украина? В нашем государстве все сводится к развитию "общего котла" - Киева и его окраин, поскольку там вся самая новая номенклатура.

Когда в Европе, как мы видели, еще в 70-х годах сделали ставку на регионализм, а лозунг "Развитие Европы – в ее регионах" понятен всем, то у нас этот лозунг даже не осознается. И о чем говорить, когда об административной реформе у нас действительно начали говорить только после революции. И то все это только пустая болтовня.

А вопрос действительно назрел. Наше государство должно быть не палачом, который только собирает налоги и наказывает за нарушения, а общим благом, которое дает стимул для развития отдельных регионов.

Более того, государство не может под одну мерку равнять все области Украины.

Ведь, скажите на милость, что общего у Закарпатья с Харьковщиной? Абсолютно ничего! Этот регион живет абсолютно несходной жизнью с остальной частью Украины, который не только географически – центр Европы, но и действительно европейский в выборе приоритетов и ценностей.

Это действительно уникальный для Украины регион, который граничит аж с четырьмя европейскими государствами! Почему бы не дать ему больше свободы? Почему бы не оставить ему больше денег для развития инфраструктуры, налаживания контактов, развития туризма, привлечения инвестиций?

Почему бы не дать руководителям на местах самим определять приоритеты, а не ждать соответствующих установок из Киева, который на 800-километровом расстоянии конечно же смутно представляет потребности этого и также других наших регионов?

Относительно принципов и средств проведения реформы – это давно не препятствие.

Давно уже наработаны идеи, известны механизмы осуществления. Еще существует множество примеров из Европы, которые показывают, что не так это сложно в конце концов – провести эту реформу. Главное – желание.

Взять хотя бы Швейцарию, которая в силу необходимости вынуждена была федерализироваться и сделала это в кардинально короткий период – за 9 месяцев была и задумана, и реализирована реформа.

И хотя состоялась она еще в далеком 1848 году (!), даже сейчас в Швейцарии не жалуются на качество этой реформы. Чего ждать?

Вопрос только в одном: есть ли желание с одной стороны у Центра, чтобы распрощаться с чрезмерными полномочиями и значительными суммами бюджета, а с другой – у местной элиты, чтобы взять на себя ответственность за развитие региона.

Владимир Кучер, журналист