Как распорядиться нашей Свободой?
Заметки о последней "Свободе"
Прогнозы о снижении интереса граждан нашей страны к политике не оправдываются. Одно из подтверждений этому – стабильно высокие рейтинги политических шоу, новостей и даже канала "Рада".
Заявленные в прошедшую пятницу темы одного из наиболее популярных политшоу Украины действительно интриговали, и я с интересом принял приглашение Савика Шустера.
В итоге, оказалось, что главной темой передачи стало обсуждение того, как главный милиционер страны "начистил" что-то там мэру всех киевлян, и что же это за места, вызывающие гордость у Черновецкого, по которым так ловко попал Луценко.
На обсуждение силового конфликта в стенах СНБО ушло почти треть программы, и, конечно же, рассуждения о реформах отошли на второй план. Хотя, часто складывалось впечатление, что дискуссия о моральности применения физической силы высшими чиновниками страны более конструктивна, чем выступления политиков о необходимости реформ.
Исключением были только Гриценко и Порошенко, чьи выходы к микрофону показали, что аудитории интересно слушать не только о драках. Их понимали и одобряли более 70%.
Все другие выступления откровенно разочаровывали. Если, например и дальше представлением "Украинского прорыва" будет заниматься Терехин, боюсь что данным документом, как и в студии, будет вскоре интересоваться в лучшем случае процентов 15 населения страны.
Дмитрий Табачник красиво начал, призвав перестать делиться на "свой-чужой", и сразу же принялся рассказывать, почему "свои" лучше, а "чужие" - хуже.
Остальные выступления даже не запомнились. О стратегии удалось поговорить разве что с Александром Пасхавером и Юрием Полунеевым, но, к сожалению, во время рекламных пауз. Тезис Пасхавера об отсутствии достаточного количества стратегически мыслящих украинских политиков постоянно подтверждался уровнем дискуссии на топовой политической телеарене страны.
Ни в коем случае не хочу, что бы это прозвучало упреком Савику Шустеру – его задача ясна – зрителю должно быть интересно. Но шоу так и не стало местом публичного обсуждения стратегически важных проблем страны.
А проблем, причем таких, которые могут иметь для страны самые неприятные последствия, сегодня хватает.
"Социально-экономическое соревнование" на тему "кто добрее?" - это прямая дорога назад в 90-е, с их гиперинфляцией и всеми вытекающими последствиями. А ведь за 16 лет нашей независимости, достигнуто, помимо Свободы и так совсем немного. К важнейшим реформам – судебной, социальной, налоговой – мы даже не приступили.
Не хочу присоединяться к критикам правительственной программы, так как у этих критиков своей программы не существует. Когда думать о программе, если главным политическим развлечением вот уже который год остается "стенка на стенку"? Драка освобождает головы от мыслей, дает нервную разгрузку и увлекательную картинку для политических телешоу.
Очень хотелось бы, чтобы новая правительственная команда и ближайшее политическое окружение помогли премьеру направить ее безусловно высокий запас энергии в мирное русло.
Страна устала от войн между политическими лагерями. Пока не поздно, необходимо подумать, что будет с Украиной через 5-10 лет. Без системных реформ, входя в период мировых экономических кризисов, просто не выжить.
P.S.Я всегда поддерживал и продолжаю поддерживать идею скорейшей компенсации вкладов Сбербанка СССР, хотя, почему-то часть моих критиков в комментариях к статьям на "Украинской правде" пытаются убедить всех в обратном.
Я также выступаю за то, что источником погашения должна стать приватизация, так как именно в экономику УССР направилось большинство тех миллиардов рублей, которые были до 91-го года изъяты из Сбербанка УССР союзным бюджетом и так и не были возвращены Москвой после распада Союза.
Однако вкладчики, кроме денег, заслужили еще и достойное отношение к себе, а работники Ощадбанка – не рабы правительства.
Непонятно, зачем было создавать такое напряжение, чтобы потом призывать даже церковь с проповедями о спокойствии. Все, что сейчас происходит в отделениях Ощадного прогнозировалось на 100%!
Уверен, что люди, которые ждали 15 лет согласились бы пожертвовать еще одним или двумя месяцами в обмен на спокойствие и комфорт при получении компенсационных вкладов. А за это время можно было организовать процесс, провести активную разъяснительную работу и подготовить отделения банка, вместо того, чтоб критиковать Ощадный за отсутствие готовности обеспечить беспрецедентную по своим масштабам акцию.
Погашение вкладов – это еще и важнейший элемент восстановления доверия к государству в целом и к государственному банку частности. Но разве в такой атмосфере возможно почувствовать уважение к себе или привлечь молодежь на "престижную" работу в отделения банка?
Если эта акция будет продолжаться так же, как и началась, это может перечеркнуть все усилия последних лет по наведению в Банке элементарного порядка. Ощадный уже (!) начал терять лояльность клиентов. Сборы по коммунальным платежам упали втрое, пенсионеры думают о переводе пенсионных счетов в другие банки, шахтеры не могут получить зарплату.
Учитывая все это, призываю премьера сделать паузу и активно проработать усовершенствование механизма компенсации.
Для того, чтобы у этого процесса был не только краткосрочный эффект - зачастую перечеркнутый пережитым в давках и очередях негативом - необходимо задействовать также иные финансовые инструменты, помимо прямой выдачи наличных средств.
Гораздо эффективнее и при этом справедливее для граждан, по сравнению с теми же взаимозачетами по коммунальным долгам, использовать идею компенсации советских вкладов через превращение Ощадного в "народный" банк, где, при сохранении контрольного пакета за государством, основными акционерами станут вкладчики.
Государство сможет направить средства на капитализацию Банка, которые Ощадный потом использует для целевого кредитования стратегических программ государства, таких как реформа жилищно-коммунального хозяйства или кредитные программы с целью обеспечения граждан Украины доступным жильем.
При этом граждане получат долгосрочный актив с реальной, постоянно растущей стоимостью, а с потребительского рынка будет снята нагрузка и сокращена угроза неконтролируемого роста инфляции.
Александр Морозов, бывший глава правления Ощадбанка