Первые советы министру образования
После министра Николаенко украинское образование придется существенно возвращать в национальное русло. Предыдущие министры тоже по многим причинам не выполнили своей миссии, но последний оказался социалистом.
Надо немедленно оздоровлять, реанимировать украинский дух, без которого образование не поможет нам выйти на высший уровень развития и благосостояния. Изменения должны быть системными и господин Вакарчук, как физик, наверное, это осознает.
Вне сомнения, образование в новом тысячелетии будет основным полем информационных противостояний. Система образования, как и система национального информационного поля, будет определять нашу национальную безопасность и конкурентоспособность.
Поэтому к укреплению украинских основ образования не следует спешить с копированием готовых мировых клише, которые со временем могут оказаться технологиями разрушения национальных систем образования.
Довольно жесткие мировые соревнования в сфере информации не терпят стойких национальных систем образования, ведь истинно национальное образование постоянно продуцирует иммунитет нации, мешая кому-то манипулировать людьми с помощью телевизора, прессы, Интернета и виртуальных, реально ничего не стоящих, денег.
За положительными разговорами о свободе распространения информации и унификации мирового образования просматривается и абсолютно очевидная цель сильных мировых конкурентов - достижение возрастающего высокого уровня жизни без дополнительных затрат жизненной энергии, то есть за чужой счет путем утонченной ультрасовременной информационно-финансовой эксплуатации более слабых народов.
Острие современной глобализации, направленное против национальных систем образования и национального информационного поля, подвергает испытанию на прочность наш национальный иммунитет. К сожалению, система образования Украины в целом, в отличие от систем образования многих государств-соседей, включая Польшу и Россию, не продуцирует информационный иммунитет нации, хотя существуют (и довольно значительные) прогрессивные достижения отдельных ячеек образования.
Если и в дальнейшем государство будет трактовать образование как сугубо гуманитарную и экономически затратную область, мы никогда не достигнем мировой конкурентоспособности, не сможем гарантировать себе даже информационную безопасность и защиту национальных экономических интересов, интересов граждан.
Именно в системе образования заложен наш ресурс мирового выживания и потенциал Украины на десятилетия вперед, поэтому настоящая национальная система образования является стратегической областью экономической перспективы нации, единым главным средством обеспечения его самостоятельности, высокого уровня жизни людей сегодня и в перспективе будущих поколений.
Обеспечить это - означает по-настоящему сделать украинский прорыв на десятилетие вперед.
Что следует сделать в первую очередь?
Ключевой и определяющий момент - это достижение реального конституционного статуса государственного языка в системе образования, наполнение образования украинскими культурными и духовными основами нашей государственности. Ни один другой язык не может применяться вместо государственного.
Имеет смысл применение в учебном процессе национальных языков в тех случаях и в таких объемах, которые необходимые для гарантированного Конституцией сохранения и развития культурно-национальной самобытности национальных меньшинств.
Нарушение этого правила непременно приводит к неравноправному применению языков меньшинств и ограничивает применение языка государственного, что недопустимо.
Без решения вопросов языка и общенациональной цели образования в ней и в дальнейшем будет работать старая советская схема национальной нивелирования и “зросийщення”, так как и сейчас это странным образом отвечает интересам всех наших мировых конкурентов.
Об этом предпочитают не говорить, но к такому выводу подводит простая логика законов конкуренции. Под крышей образования языками меньшинств и в русле программ интеграции в мировую образовательную систему за средства налогоплательщиков Украина бесплатно продуцирует кадры для других государств и безвозмездно поставляет интеллект за границу.
Безусловно, Украина имеет все законодательные основания все исправить в образовании, хотя до сих пор браковало одного – политического желания исполнить долг перед гражданами. Ведь от этого непосредственно зависит жизненный уровень людей этого и следующих поколений.
С провозглашением независимости Украины система образования стала исключительно национальным достоянием, ориентированным на потребности нашего народа. По крайней мере, так должно быть (как правовое следствие обретения независимости).
В соответствии с Конституцией Украины языком обучения является государственный язык. Это касается всех без исключения учебных заведений.
В учебном процессе могут применяться и изучаться и языки национальных меньшинств, а также языки международного общения, но общеукраинский практический смысл, прикладную цель и гарантированное применение знаний в Украине имеет только образование на государственном языке в объединении с углубленным изучением языков международного общения.
Совершенно очевидно, что сдавать вступительные экзамены и тесты нужно на государственном языке. Кажется, предыдущий министр разрешил применение других языков в общем тестировании. Кто бы что не говорил, а такие действия противоречат Конституции.
Во многих школах учителя говорят с детьми на украинском только на некоторых уроках, что является прямым нарушением Конституции. Чтобы этого больше не происходило, надо в законах сделать дополнительные уточнения, которые в самостоятельных демократических государствах могут вызвать удивление, но у нас надо рассчитывать на временное случайное присутствие в украинской власти чиновников со старым колониальным мышлением или таких, которые безрассудно ведутся на уговоры или подкуп нашими внешними конкурентами.
Нерассудительно требовать неограниченное изучение и применение русского языка сверхорганических потребностей для сохранности этнической самобытности граждан русского этнического происхождения и как иностранного распространенного языка. Это размывает цель и государствосохраняющую функцию украинского образования.
Последствия этого прогнозируемые - наш интеллект и рабочая сила будут эксплуатироваться чужими государствами, мы утратим конкурентоспособность и будем жить бедной жизнью колонии. Такая перспектива, наверное, не привлекает всех граждан независимо от этнического происхождения.
Пока это поймут, будет очень поздно и потому новой власти придется создать быстрые законодательные предохранители против разрушения украинских основ образования и немедленно строить крепкую национальную твердыню образования по примеру европейских государств и ближайших соседей, включая Россию и Казахстан.
Отсюда возникает третья проблема для нового министра – очень быстро подготовить пакет нужных законопроектов, в том числе и изменения-уточнения в Конституцию. В этом деле следует положиться на сотрудничество с украинскими общественными организациями, в особенности – с "Просвитой".
Нарушение статуса государственного языка в науке ограничивает творческую силу нации и облегчает мировую эксплуатацию интеллекта, который выращивается всем народом и должен как-то облегчать жизни граждан - налогоплательщиков.
Обязательное применение государственного языка в сфере науки обусловлено тем, что процессы выполнения и оповещения научных исследований, обмена научной информацией происходят публично. Публикации научных отчетов являются публичным свидетельством выполнения исследований и по этому в Украине должны осуществляться только на государственном языке.
Отсюда вывод - все без исключений периодические научные издания в Украине должны быть украиноязычными, что не ограничивает права автора на публикацию на других языках, пользуясь услугами зарубежных периодических изданий. Без этих условий государственный язык в науке не будет работать.
При политическом желании нового правительства и поддержке президента как гаранта Конституции можно очень быстро восстановить украинскую сущность системы образования в Украине. Надо действовать безотлагательно, ведь это дело национальной безопасности и национальной перспективы.
Человеческий фактор здесь - определяющий. Те учителя и преподаватели, которые не воспримут изменения, должны покинуть систему образования независимо от должностей, научных званий и квалификации.
Но это крайняя мера, к которой придется прибегнуть только в случае низкого интеллектуального уровня, крайней политизированности или личной заинтересованности отдельных кадров.
Остальные, как сознательные граждане, практически мгновенно станут образцовыми работниками оздоровленной системы образования, особенно, если это будет хорошо стимулироваться материально.
Замечательный пример внедрения государственного языка в систему образования и информации нам подает Казахстан. Поэтому всех противников укрепления национальных государственных основ образования следует посылать на стажировку в Казахстан или хотя бы в соседнюю Россию.
Если элементарное приведение национальной системы образования к нормам Конституции кто-то будет считать политическим преследованием, то, как квалифицировать упрямое игнорирование государственного статуса украинского языка некоторыми чиновниками и работниками системы образования?
Неужели как противоправное действие, направленное на подрыв основ конституционного порядка и национальной безопасности Украины, которое тянет за собой существенное снижение конкурентоспособности государства и качества жизни граждан?
Если учитывать караул несамостоятельных или неразумных украинских политиков, бояться хорошо проплаченного осуждения со стороны заинтересованных мировых кругов и их СМИ, нам придется смириться с судьбой бедных граждан в слабом и реально несамостоятельном государстве.
Простят ли нам это потомки, которые уже теперь мыкаются в поисках хорошей работы, все чаще думая об эмиграции?