Украина – страна поражений?
Когда в стране экономические проблемы, власть любит рассуждать на темы моральности и сплочения нации.
Но если в одних регионах аварии на шахтах случаются чаще, чем выплачивают зарплату, а в других народ больше времени проводит в Португалии, чем дома, то очень сложно найти национальную идею.
Хотя, похоже, украинская власть с такой задачей справляется. Правда, находится эта идея не в настоящем, а в прошлом. Вот только не могу понять – почему она состоит из сплошных поражений?
Замысел этой статьи зрел у меня давно, но окончательно подтолкнули к написанию два события: одно всеукраинского масштаба, другое – локальное.
Первое – почти двухнедельные отмечания на высшем уровне годовщины голода 1932-1933 гг., второе – статья "Кто ответит за Батурин?", появившаяся на "Украинской правде".
Объединяет их одна тенденция, доминирующая в официальной идеологии украинской власти, большей части интеллектуальной элиты и СМИ с 1991 года, но особенно усилившаяся при президентстве Виктора Ющенко.
Она сводится к простому – построению государственной идеи вокруг пораженчества и изображения украинской истории как череды сплошных трагических неудач, а нашего народа - как жертвы происков многочисленных кровожадных "вражин".
Судите сами.
В январе президент и иже с ним чтят память погибших в проигранном бою под Крутами 29 –го января, а неделей раньше - 22-го января, празднуют День соборности - годовщину "злуки" УНР и ЗУНР, тоже закончившейся полной неудачей.
26 апреля отмечается годовщина Чернобыльской катастрофы.
10-го июля мы скорбим о погибших в проигранной битве под Берестечком казаках.
14 октября - отмечается создание потерпевшей в итоге полное поражение ОУН-УПА с днем рождения ее главы – новоявленного героя Украины Романа Шухевича.
24 ноября, а также неделю до и несколько дней после этой даты, почти все информпространство страны посвящено памяти жертв голодомора и высказываниям Ющенка на эту тему.
Наконец, в конце октября – начале ноября следующего года наша власть во главе с президентом собирается широко отмечать 300-летие проигранной войсками гетмана Мазепы обороны Батурина и последовавшей за этим гибели батуринцев.
Безусловно, все это – важные события в истории Украины, забывать которые нельзя никоим образом.
Но не будем сейчас говорить об их оценке, историческом значении и последствиях. По многим из них мнение почти всего украинского общества сходится, по некоторым – кардинально расходится.
Речь сейчас о другом. Неужели национальной идеей для страны должен стать стал "комплекс поражения"?
Память умерших, конечно же, нужно чтить. Но если всю страну систематически приучать к таким скорбным, несущим на себе печать поражения, датам и воспитывать на них молодые поколения, то результат может быть только один.
Появление стойкого комплекса неполноценности, народа-неудачника, вечно страдавшего и вечно проигрывавшего. И особенно сильно этот комплекс закрепляется у молодежи, уже со школьной скамьи привыкающей именно к такой трактовке истории.
Да, советская история – не лучший пример объективизма, но она воспитывала миллионы людей, создавая победные мифы…
Кто-то скажет: "Мы растим поколение, знающее трагические страницы". Согласен, знать их нужно. Но, что это поколение будет знать о победах Украины?
Даже если в личностном отношении человек ориентирован на успех и его добивается, то, как частичка "вечно обиженного" народа, он будет ощущать действие такого комплекса – сознательно или подсознательно.
Да и никакого развития патриотизма и национального самосознания, на что якобы направлена такая идеология, в результате не происходит.
Наоборот. Стремление уехать учиться, работать и жить не в Украине, а за рубежом, категорическая неготовность жертвовать своей жизнью и здоровьем для защиты Родины – вот одни из главных результатов формирования такого мировоззрения. Это фиксируют любые соцопросы, прежде всего среди молодых людей.
Что особенно поражает в действиях нашей властной и интеллектуальной элит, так это уникальная способность даже события, потенциально способные послужить предметом национальной гордости, поворачивать именно проигрышным боком.
Например, вместо многочисленных украинских побед - под Корсунем, Желтыми Водами, Пилявцами и т.д., времен в целом победной национально-освободительной войны во главе с Богданом Хмельницким, выбирается и отмечается (с церковными молитвами и телевизионными репортажами всех ведущих телеканалов) поражение под Берестечком.
А вместо реально состоявшегося объединения Западной Украины, во всяком случае, большей части ее территории и населения, с остальной Украиной в одно государство, произошедшего в сентябре-октябре 1939 года, отмечается годовщина декларативной, реально несостоявшейся и неудачной попытки "злуки" УНР и ЗУНР 1919 года.
Да, это был план СССР и Германии. Да, состоялся раздел Польши. Но земля то ведь наша!
И даже ко Дню 9 мая – возможно, величайшей в человеческой истории Победы, одним из главных творцов которой был наш народ, Ющенко и ему подобные пытаются привязать шлейф пораженчества, равняя в этот день советских солдат с Шухевичем и другими деятелями проигравшей в итоге войны ОУН-УПА.
В тех же случаях, когда речь действительно идет о неоспоримо "черных" страницах украинской истории, наши "пораженцы" с каким-то болезненным удовольствием стараются перещеголять друг друга в публичных высказываниях о количестве жертв, например голода 1932-1933 годов. Так, из уст президента и его окружения регулярно слышно о 7-10 миллионах погибших.
В то время, как по оценкам многих и западных ученых, и ведущих исследователей Голодомора отечественной Академии наук, основанных на документах, в 1932-1933 годах в Украине погибло от голода примерно 3 - 4 млн. человек.
Тоже, естественно, огромная цифра, но зачем увеличивать ее еще в 2,5 – 3 раза? Почему из всех возможных оценок количества жертв обязательно выбираются наибольшие?
Традиции приписок, бытовавшие в советские времена, получается, живут и побеждают и в рядах антисоветской властной верхушки. Но существенная разница в том, что тогда приписывали тонны выплавленного чугуна и добытого угля, т.е. достижения. А сейчас – миллионы трупов, т.е., снова-таки, поражения.
Единственное разумное объяснение этой "пораженческой" государственной политики в сфере идеологии, на мой взгляд, можно найти в двух причинах. Во-первых, постоянными шумными отмечаниями различных трагических дат нашей истории, правящая элита хочет отвлечь внимание общества от многочисленных сегодняшних проблем, которые она не способна решить.
От грозящей вот-вот обрушиться коммунальной и других инфраструктур, не обновляемых десятилетиями, и до демографических потерь Украины в 6 млн. человек за последние 15 лет…
А во-вторых, на фоне всех ужасов прошлого, теперешняя власть выглядит как бы лучше, чем выглядела бы на фоне исторических достижений. Не понимая при этом, что тем самым она лишь демонстрирует собственную ущербность и неполноценность, которые наглядно проявляются в сравнении с государственной политикой других стран в этой сфере.
Так, во Франции - одной из ведущих стран Евросоюза, с которой еще недавно в прессе часто сравнивали Украину - по территории, количеству населению, форме правления и т.д., есть три главных государственных праздника, не считая религиозных.
Это День взятия Бастилии (14 июля), День победы над фашизмом (8 мая) и День перемирия - в память о Компьенском перемирии 1918г., ранее называвшейся Днем победы, только в Первой мировой.
В столь любимых нашим президентом США главный, опять же, не считая религиозных, праздник, как известно – 4 июля, связанный с провозглашением Декларации независимости США в ходе победоносной войны с Англией.
Наконец, самая значительная и влиятельная из всех стран-соседей Украины – Россия. Там наряду с Новым годом, 8 марта и религиозными праздниками на высшем государственном уровне празднуются и 23 февраля - официально именуемое как "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. - День защитника Отечества", День Победы (9 мая).
В последние годы прибавился еще немного искусственный и поэтому не особо почитаемый россиянами, но, тем не менее, восхваляющий былые достижения, День народного единства (4 ноября) в честь победы народного ополчения над поляками в 1612 году.
Как видим, в этих и большинстве других странах для пропаганды на государственном уровне выбираются именно победные исторические даты, на примере которых воспитывается национальная гордость и общенародный оптимизм.
Как аргумент "против" можно привести пример Израиля с памятью о Холокосте, но он не показателен хотя бы по двум причинам.
Во-первых, евреи как народ больше тысячи лет были лишены не только своего государства, но и родной земли, где бы они компактно проживали. И все это время, соответственно, в отличие от украинцев, не имели физической возможности добиваться каких-то коллективных, общенациональных побед.
А во-вторых, создав Израиль как государство, евреи помнят и отмечают не только Холокост, но и, например, годовщины победных для них войн с арабами.
И в завершение. Из психологии известно, что преступления (от убийств и изнасилований до мошенничества) зачастую провоцируются поведением потерпевших, которые своими действиями подсознательно обозначают себя как потенциальную жертву.
Так, может быть, не стоит дожидаться, пока усилиями нашей "элиты" мы окончательно превратимся в ноющую, жалующуюся на всех и вся нацию с вызывающей жалость историей? Нацию, единственная гордость которой состоит в том, что Украина "ще не вмерла"… Почему бы не вспомнить, что мы народ не только великих страдальцев, но и великих победителей?
Правда, не переборщив при этом с выдумыванием липовых побед и достижений – и реальных вполне достаточно…
Евгений Филиндаш, директор Центра социальной аналитики "Левый взгляд", народный депутат IV-V созывов