Загадка Арсения Яценюка
Принято считать, что в Украине существуют донецкий, закарпатский ну и, возможно, днепропетровский кланы. Арсений Яценюк является представителем буковинской группы в современной украинской элите, о существовании которой мало кто догадывался.
Дмитрий Фирташ, Александр Зинченко, покойный Игорь Плужников, Геннадий Москаль, Виктор Король, Михаил Папиев, Ян Табачник, в конце концов, Арсений Яценюк – этих людей объединяет общая точка восхождения в киевскую власть: Черновцы.
Яценюк является уникальным явлением в современной украинской политике. В 33 года он занял должность, которая входит в тройку самых влиятельных в стране. А, как известно, именно спикер, а не премьер-министр в случае досрочного прекращения полномочий президента по Конституции исполняет его функции.
Стремительное начало трудовой карьеры Яценюка заставляет заинтересованных лиц искать теневую фигуру, которая вывела молодого парня в люди, хотя, возможно, она никогда не существовала.
Но, очевидно, секреты такого мощного старта Яценюка будут такой же интригой для журналистов, как и фигура Фирташа.
Итак, в сентябре 1991 Яценюк начал обучение в Черновицком университете, а уже в декабре 1992 он становится президентом юридической компании "Юрек Лтд". Яценюку на этот момент было 18 лет – он учился на втором курсе.
Вторым основателем фирмы был Андрей Иванчук, который был всего на год старше Яценюка. Иванчук с Яценюком были владельцами на паритетных началах – каждый внес в уставный фонд по 18 миллионов купоно-карбованцев.
Как удалось выяснить "Украинской правде", почти сразу компания Яценюка занялась юридическим обслуживанием предприятия другого в будущем влиятельного земляка Михаила Папиева.
Но производственное объединение "Альянс" Папиева было не самым большим клиентом у молодого студента юрфака – уже тогда он предоставлял услуги Черновицкому машиностроительному заводу.
Как написал сам Яценюк в автобиографии, его фирма вела процессы в арбитражных судах, а также принимала участие в "разгосударствлении промышленных и аграрных предприятий". При этом Яценюк продолжал обучение в университете. Рассказывают, что по согласию ректора он некоторые экзамены сдавал досрочно.
Криминалистику на курсе Яценюка преподавал другой депутат шестого созыва Геннадий Москаль. Он, как сейчас вспоминает, поставил Яценюку за этот предмет "пятерку".
Однокурсником Яценюка был Андрей Пышный – его теперешний близкий друг, заместитель секретаря Совета нацбезопасности.
Эти люди рука об руку параллельными курсами шли по карьерной лестнице. И, возможно, в связях этого тандема следует искать секреты их динамического роста.
Если отец Яценюка работал в университете, то отец Пышного занимал более серьезную должность – он был начальником колонии в Черновицкой области.
Как рассказали "Украинской правде" осведомленные люди, отец Пышного вместе с будущим олигархом Игорем Плужниковым еще в годы развала Советского Союза были основателями кооператива "Буковина".
Кроме того, существует еще одна связка – брат Игоря Плужникова был руководителем парткома Черновицкого университета, тогда как отец Яценюка преподавал там же историю СССР.
В конце концов, решением экзаменационной комиссии от 24 июня 1996 Яценюк получил специальность юриста. Весь период до этого он не прекращал карьеру – например, фирма Яценюка сотрудничала с Папиевым три года.
На должности руководителя компании "Юрек Лтд" сам нынешний спикер пробыл до сентября 1997. Потом три месяца в его биографии были с пометкой "временно не работает".
С января 1998 Яценюк переезжает в Киев – он приглашен в банк "Аваль" на должность консультанта кредитного департамента. Яценюк пишет, что он дослужился в "Авале" до заместителя председателя правления, однако люди из этой структуры не помнят, чтобы в число их руководителей входил этот человек.
В свою очередь Яценюк сказал "Украинской правде", что действительно был заместителем руководителя банка, но только на протяжении одного или двух месяцев.
По некоторой информации, определенное время Яценюк имел статус "помощника депутата" у своего земляка Виктора Короля, который с 1982 по 1993 работал в Черновецкой милиции на разных постах.
С сентября 2001 Яценюк становится министром экономики Крыма, где многим запомнится принципиальным желанием общаться на украинском языке.
Яценюка на министра экономики Крыма предложил Валерий Горбатов – тогдашний глава правительства автономии, представитель партии "Трудовая Украина". Спонсором и идеологом этого проекта в общеукраинском масштабе был Виктор Пинчук – и сейчас его с Яценюком связывают теплые отношения.
Политически же Яценюка на старте его карьеры в автономии поддержал тогдашний спикер парламента Крыма Борис Дейч.
А когда Яценюк станет первым заместителем главы Нацбанка у Сергея Тигипко, их будет объединять общее прошлое под крышей "Трудовой Украины".
За последние годы Яценюк не пропускал собраний, организованных Пинчуком в Давосе и Ялте. И летом олигарх даже представил Яценюка экс-президенту США Биллу Клинтону со словами "Это – наш самый молодой министр".
Однако назначение Яценюка в НБУ в 2003 году не состоялось бы без влиятельного тогда члена СДПУ(о) Игоря Плужникова – тоже буковинского происхождения.
К слову, в 2000 году друг Яценюка Андрей Пышный переходит работать в "Сбербанк", наблюдательный совет которого возглавлял их земляк Игорь Плужников.
В период работы в Нацбанке про Яценюка пресса заговорила в полный голос тогда, когда в 2004 году Тигипко фактически отошел от дел, поскольку стал у руля избирательного штаба Виктора Януковича.
Так в руководстве НБУ вырисовался тандем Арсений Яценюк – Александр Шлапак. Потом, когда Яценюк уволится из секретариата президента, он приложит руку к тому, чтобы на его место пришел не кто-то абстрактный, а именно Шлапак.
Во время Помаранчевой революции Яценюк удержал курс гривны и спас от проблем банк "Мрия" Петра Порошенко – это не осталось незамеченным в тусовке.
Позднее Нестор Шуфрич будет раздавать журналистам как компромат на Порошенко документ с подписью Яценюка в поддержку "Мрии".
Став президентом, Виктор Ющенко сначала не проявлял к Яценюку никаких симпатий. Скорее наоборот – Яценюк на Майдане не стоял, а, кроме того, Ющенко с ревностью относился ко всем, кто занимал его любимое кресло в НБУ. Поэтому Яценюк в представлении президента считался близким к лагерю бело-голубых.
Это отразилось на дальнейшем трудоустройстве Яценюка. Так, в 2005 его предлагали на главу "Сбербанка", но Ющенко под влиянием Стельмаха не захотел.
Потом Петр Порошенко хотел забрать Яценюка своим заместителем в Совбез, но и тогда Ющенко был против. И во времена становления новой власти Яценюк нашел свое место как заместитель губернатора Одесской области Василия Цушко.
Отношения Яценюка с Цушко даже позволили Банковой в комплиментарной форме поздравить социалиста с избранием на должность министра внутренних дел. Было это в конце 2006 года. Пройдет несколько месяцев, и Цушко станет олицетворением зла для секретариата президента.
Сейчас Ющенко всячески демонстрирует свою поддержку новому спикеру. Фото Михаила Маркива |
По воспоминаниям Еханурова, он ехал в Одессу на бизнес-форум, когда Ющенко предложил ему должность премьера. И уже пообщавшись в приморском городе с Яценюком, Ехануров решил рекомендовать его на место министра экономики Украины.
В период, когда кресло главы секретариата президента под Рыбачуком начало шататься, он предлагал усилить Банковую Яценюком. Ющенко прислушался к этому совету, но его реализация происходила уже без самого Рыбачука.
Свою роль в приходе Яценюка в секретариат сыграла Вера Ульянченко. Яценюк также считается близким к Виталию Гайдуку, который примерно в тот же период стал секретарем Совбеза. Существенную роль в становлении Яценюка сыграли симпатии, которые испытывала к нему Екатерина Ющенко.
Яценюк шел на Банковую, надеясь, что станет главой секретариата, но уже на первом этапе смог ощутить вкус коронных разводок Виктора Балоги.
Упрощенно схема выглядела так: Балога сообщил Ющенко, что договорился с Яценюком, чтобы он был первым заместителем – а Яценюку Балога сказал, что президент дал согласие на его назначение своим первым замом.
Яценюк, ощутив себя жертвой интриг, сначала отказался быть первым заместителем у Балоги, однако со временем поставил свои условия: быть куратором СБУ и войти в наблюдательные советы Сбербанка и Укрэксимбанка.
Презентация Яценюка в секретариате оказала незабываемые впечатления на сотрудников среднего и руководящего уровня. На встрече с руководителями служб, в присутствии чиновников с десятилетним стажем, того же Владимира Горбулина или Павла Гайдуцкого, Яценюк начал круто "ставить себя на районе", поучая этих седоволосых бюрократов: "Вы не умеете работать и ни на что не способны".
Также на Банковой помнят совещание при участии Яценюка и другого первого заместителя Ивана Васюныка. Хоть они равны по рангу, но Яценюк прямо обвинил Васюныка в развале работы секретариата.
Балога с Яценюком устроили массовую перестройку секретариата по своему виденью.
В президентском офисе Яценюк забрал себе поле ответственности Васюныка – внутреннюю политику, экономические вопросы, информационно-аналитические.
Со временем информационной составной стал заниматься новый первый заместитель секретаря Совбеза Валерий Хорошковский, но потом эта сфера снова отошла под Яценюка.
Не смотря на молодой возраст, Яценюк понял один из главных принципов политики – расставлять свои кадры. Так, на заместителя главы СБУ он провел Олега Скляра.
Кроме того, Яценюк добился влияния на решение по заполнению вакансии после его назначения в МИД. И на место первого заместителя главы секретариата пришел лояльный к нему Александр Шлапак.
Здесь же проявилась и вторая черта Яценюка – быть "своим в доску" одновременно для двух лагерей оппонентов.
В конце прошлого года Яценюк, будучи первым заместителем главы секретариата президента, входил в штаб военных действий с Януковичем. Вместе с тем он имел право присутствовать на заседаниях правительства, где вел себя более чем сдержанно.
Например, история с попытками отменить визит Януковича в США из-за того, что он не согласовал с Банковой директивы на переговоры. Яценюк не просто был причастен к этому сценарию – он стоял рядом с первым заместителем министра Владимиром Огрызко, когда тот вручил послу США ноту о перенесении поездки.
Но на следующее утро в комментариях журналистам Яценюк называл эту всю ситуацию "недоразумением", и возмутился, что "такое недоразумение кто-то специально инспирирует в разных лагерях".
"И меня интересует, кто идеолог этих вещей. Но это не президент и не премьер-министр, - не моргнув глазом, заявил Яценюк и вздохнул, - Хорошо, что сегодня мы вырулили".
Переведение Яценюка на должность министра иностранных дел устроило всех. Балоге надоела внутренняя конкуренция, а Яценюк устал принимать участие в перманентной войне, которую велели команды премьера и президента. За его утверждение на МИД голосовала и Партия регионов.
Последней спецоперацией Яценюка в секретариате стала замена руководства "Сбербанка", которую он провел вместе с братьями Клюевыми. В конце концов, нашеукраинца Александра Морозова уволили из этого финансового учреждения. Ценой поддержки Яценюком этого сценария должно было стать назначение его Андрея Пышного председателем "Укрэксимбанка", которое, впрочем, так и не состоялось.
Позднее снятый с должности Морозов назвал это результатом заговора "трио Петровичей": "У Андрея Петровича (Клюева) и Сергея Петровича (Клюева) есть третий брат – Арсений Петрович (Яценюк)".
Он также прямо намекнул, что Яценюк просил, чтобы "Сбербанк" выделял деньги якобы на проекты жены Ющенко.
После увольнения Бориса Тарасюка с должности министра иностранных дел силами антикризисной коалиции Яценюк первым вслух предположил, что парламент имеет такое право – что вызвало одобрение у антикризисной коалиции.
Желание Яценюка поддерживать отношения с обоими лагерями более наглядным стало в ночь после обнародования первого указа Ющенко о роспуске парламента. Свидетелем той ситуации стала вся страна, поскольку экстренное заседание правительства в связи с объявлением досрочных выборов транслировалось в прямом эфире.
Когда речь дошла до голосования за проект постановления, против выступил только министр обороны Анатолий Гриценко.
Яценюк не сразу поднял руку и сделал это только после того, как его позвал премьер. "А... Что?" – Яценюк сделал вид, что он отвлекся. Когда же министр иностранных дел, в конце концов, сказал, что не поддерживает постановление, Янукович ответил: "Я думал, что я ошибся. К сожалению, нет".
На должности министра иностранных дел Яценюк сосредоточился на визовых проблемах украинцев, чем получил оценку у западных дипломатов как бескомпромиссный боец. Вместе с тем Яценюк допустил казус во время переговоров в Москве, когда предложил просмотреть большой договор между Украиной и Россией, что вызвало радостное потирание рук в Кремле.
При Яценюке сотрудники МИД, зарплаты которых оставляют желать лучшего, стали получать регулярные доплаты. Вместе с тем именно в период работы Яценюка в министерстве горстройсовет Киева принял проект постройки в самом центре столицы, на Пейзажной аллее скандального дома для сотрудников МИД с бассейном на крыше. До него этот вопрос долгое время не мог сдвинуться с места.
Понятно, что обычные клерки-дипломаты там квартиры бы не получили – для МИД отвели бы определенный процент помещений, а остальное жилье инвестор проекта продал бы по всей строгости рыночной экономики.
Теперь строительство на Пейзажной аллее будет разруливать новый министр – Яценюк пошел на повышение в Верховную Раду. Его кандидатуру на должность спикера выдвинул непосредственно Виктор Ющенко – во время встречи с неподписантами коалиционного соглашения. По словам Яценюка, эту новость он узнал в Мадриде во время телефонного разговора с президентом.
В Партии регионов за Яценюка голоса не отдали, но и с его избранием смирились почти мгновенно. На фоне других претендентов этот был для них самый компромиссный, который может говорить с ними на одном языке. В свою очередь Ющенко надеется, что избрание Яценюка станет ключом к его второму президентскому сроку.
Когда кто-то пытается преуменьшить роль спикера парламента, то начинает рассказывать, что это – только председательствующий на заседании. На самом деле спикер – это "большой разводящий" всей политики, на котором сходится легитимизация процессов.
Провести решение вопреки воле главы парламента невозможно. И самый яркий пример этого – когда Владимир Литвин в апреле 2004 года не дал принять политреформу.
Если бы тогда состоялось результативное голосование, все последующие процессы в Украине могли пойти иначе...