Дело Василия Кононова: урок для Украины
"Европейский суд полностью оправдал Василия Кононова в его судебном иске против Латвии". Эта дезинформация, распространенная РИА "Новости" со ссылкой на латвийскую русскоязычную газету, быстро распространилась по информационному пространству России, а дальше и по украинским сайтам.
Кто же такой Василий Кононов и зачем врут соседские информагенты?
Позиция Латвии
В 1998 году латвийская прокуратура открыла криминальное дело против Василия Кононова, советского партизана времен 2-й мировой, полковника МВД Латвийской ССР в отставке, гражданина Латвии. Его причина – события 50-летней давности в небольшом латвийском селе недалеко от белорусской границы, когда погибло 9 человек и еще несколько были поранены.
Латвийское правосудие несколько раз меняло свою позицию, то переквалифицируя преступление Кононова в бандитизм, то потом снова занимая позицию "военного преступления". В результате, 6 лет тюрьмы превратились в полтора года, уже отбытые на протяжении периода предварительного заключения.
Прокурор Стрелис, который вел это дело, в интервью Александру Подрабинеку высказался так: "Мы вызываем Кононова в суд не за то, что он воевал против немцев. Не за то, что он вообще воевал, а за то, что он совершил военное преступление. Под его руководством группа красных партизан числом около 20 человек совершила акт мести – они вошли в село, сожгли дома, убили шестерых мужчин и трех женщин".
Позиция Европейского суда
На первом заседании Европейского суда по правам человека были установлены такие факты:
Кононов с группой диверсантов в июне 1943 года был заброшен на территорию Беларуси. В марте часть группы партизан была уничтожена немецкими войсками в районе села Малые Баты, что дало повод заподозрить местных жителей в измене.
27 мая 1944 года красные партизаны, переодетые в форму вермахта, отправились на акцию отплаты. Всего в селе Малые Баты было убито 6 мужчин и три женщины из семей Крупникс, Булс и Скирмантс. Одну из жертв убили прямо в ванной, в другого стреляли на глазах у его детей и оставили умирать в лесу недалеко от села, пригрозив смертью всем, кто решится помочь.
34-летняя Теко Крупник, жена одного из убитых, находилась на девятом месяце беременности. Она была ранена и попробовала убежать, но ее поймали и бросили через окно в горящий дом. Обугленный скелет уже неродившегося ребенка нашли рядом с останками матери на следующий день.
Партизаны сожгли дома убитых, ограбили село и ушли в лес. Факт преступления подтвержден как записью в церковной книге села, так и непосредственно 24 свидетелями (детьми и соседями убитых), из которых семеро видели эти убийства собственными глазами.
Европейский суд по правам человека еще не назначил время следующего заседания по этому делу.
Позиция России
Российское информагенство "РИА НОВОСТИ", говоря о победе Кононова в суде, ссылается на русскоязычную латвийскую газету "Телеграф", которая цитирует самого ветерана. Но почему-то веб-сайт Европейского суда (где оперативно выкладываются видеозаписи и расшифровки всех заседаний) об этом событии не сообщает. По непроверенным данным, "победа" - это то, что Европейский суд принял решение о рассмотрении этого дела.
Сам Василий Кононов, которому сейчас 84 года, также несколько раз менял свою позицию. На первых судах еще в Латвии он признал то, что принимал участие в такой операции, оправдывая это местью нацистским прислужникам. Но уже его свидетельства Европейскому суду абсолютно другие: и на операцию он не хотел идти, и в само село не заходил, отказавшись от акции, и руководил ею другой человек.
А вот российская пропагандистская машина использовала эту ситуацию сполна, распиарив суд над "мстителем-антифашистом" по полной. Дело Кононова стало одним из кирпичиков мифа о нацистских прибалтийских режимах.
12 апреля 2000 года Кононову указом Путина было предоставлено гражданство России. Многими прибалтами это трактуется как факт опеки современного российского режима над военными преступниками, предоставление им своей моральной и идеологической поддержки.
Путинское хитрое обращение в этом деле, изданное еще в 2000 году, содержит такие слова: "Выражается обеспокоенность, что решение Рижского суда может послужить прецедентом для преследования людей, которые в годы Второй мировой войны воевали на стороне государств антигитлеровской коалиции."
В этой фразе - откровенный страх от того, что индульгенция, выданная СССР самому себе, может закончиться. И прикрытие Нюрнбергским трибуналом и борьбой с наци, как фиговым листком ("антифашист никогда не мог такого совершить, поэтому его судят только за то, что он - антифашист"), исчерпывает себя как метод.
Путинская логика откровенно игнорирует события 1940-41 годов, преступления советской власти на оккупированных территориях. После тех событий советские партизаны никак не могли быть восприняты как "свои" - а вот советская пропаганда вдалбливала противоположное. Она, в который раз подтверждает тезис "кто не за СССР - нацист".
Украинский ракурс
"Антинацистский" пропагандистский секонд-хенд, использованный советской властью в отношении немцев и американцев, прогнанный вторично против прибалтийских государств, уже применяется и по отношению к Украине. Путинская Россия дискредитирует антифашизм, превращая его в пешку в своих имперских играх.
Тысячи историй, аналогичных событиям в Малых Батах, случились в Украине. И украинские Кононовы все еще ждут своего суда – и они не имеют права быть забытыми. В противном случае беспредметный разговор о "суде над коммунизмом" - из того же разряда, что и российский "антифашизм".
И это – вопрос не только второй мировой. Раскулачивали и разрушали церкви, арестовывали и отбирали зерно, расстреливали и руководили процессом конкретные люди. Красные командиры 1920-х, комиссары НКВД 30-х, переодетые провокаторы МГБ в 40-х - все эти данные есть, все их "заслуги" давно описаны в их личных делах. И жертвы, и свидетели, которые видели эти преступления собственными глазами, все еще живы, как и одиночные престарелые палачи, которые уже близки к естественной смерти, а таким образом - к высшей справедливости.
В Европе уже состоялись неодиночные суды. Например, Людмила Брозова-Полуднева, чешская судья, которая в далеком 1950-м осудила на "справедливом советском суде" оппозиционного лидера Миладу Горакову на смертную казнь через повешение. Она получила 6 лет тюрьмы. Приговор огласили 1 ноября 2007 года.
Нельзя абстрактно осудить процесс - такие преступления не имеют срока давности. Без памяти об этом нам останется только советское прошлое, причесанное и отфильтрованное коммунистической пропагандой – и амнезийное поколение, которому боялись рассказать правду родители и деды.
Безусловно, нужно расследовать все военные преступления. На скамью подсудимых, например, должны сесть и те, кто причастен к Волынской трагедии - рядом с убийцами из Завадки Морохивской. История должна избавиться от безликости и безличности.
Во время Второй мировой были два самых больших преступника - Гитлер и Сталин. Первый осужден. Режим второго все еще ждет своего Нюрнбергского трибунала.
Остап Крывдык, политолог, активист