Совместное испытание на публичность: как Тимошенко и Янукович братались "сквозь зубы"
Ведь чуть ли не впервые за всю историю встреч чиновников журналистам разрешили фиксировать весь ход разговора, в то время как обычно присутствие прессы ограничивалось пятиминутной протокольной съемкой в начале и комментариями по окончанию.
На этот раз СМИ почти час могли наслаждаться дружескими репликами и улыбками, которыми, стиснув зубы, обменивались между собой заядлые политические оппоненты.
Зал протокольных заседаний Верховной Рады переполнен журналистами, телекамеры – в три ряда в высоту, до потолка, в партере (то есть на полу) – фотокоры, газетчики и информагентства. На столе с двумя креслами рядом – множество микрофонов.
- Сейчас мы устроим небольшой демарш, - улыбается один из протоколистов Януковича и кладет возле левого кресла блокнот с символикой Партии регионов.
- А в чем пафос? - изумленно спрашивает "Украинская правда", наблюдая за этими действиями.
- Ты же знаешь, что всегда, по протоколу более низкое по рангу лицо сидит по правую руку от главного. Так вот, мы положим блокнот слева, чтобы Юля не заняла наше место...
Долго ждать решения интриги не пришлось. На этот раз с Януковичем сыграла злую шутку его мужская вежливость. Когда перед лидерами открылась дверь, он как вежливый джентльмен "пропустил даму вперед", дама вошла первой и ... села на левое кресло, игнорируя наличие блокнота.
В начале беседы Тимошенко и Януковича сразу стало понятно, что они оба упрямо, наверное, методом автотренинга, настраивали себя на позитив и конструктив.
– Чуть не целуются, - шептались между собою журналисты.
Действительно, сначала все выглядело так, как будто многолетней политической борьбы между Тимошенко и Януковичем никогда не существовало. Виктор Федорович радуется началу диалога между властью и оппозицией - Юлия Владимировна приветствует такой диалог и готова вместе с правительством быть подконтрольной меньшинству.
Однако взаимные расшаркивания длятся недолго - первая "черная кошка" между лидерами пробегает приблизительно на пятой минуте разговора.
- Я, как руководитель правительства и, собственно, представитель демократической команды, хочу, чтобы вы знали..., - начинает Тимошенко.
- А вы считаете, что только вы демократические? Может, еще кто-то есть? - переспрашивает возмущенный несправедливым распределением терминов Янукович.
- Я считаю, что у вас была антикризисная коалиция, а у нас демократическая, - не сдается Тимошенко, посылая Януковичу самую очаровательную из своих улыбок.
- Вот я хотел бы, чтобы мы сейчас сразу не делили с вами общество, а пытались объединять, - не менее очаровательно улыбается Янукович.
- Хорошо, я думаю, что антикризисная программа у вас хорошо состоялась, а теперь у нас состоится демократическая, да? Это нормально, - подводит итоги диалога Тимошенко и переходит к закону об оппозиции.
Дальше все идет без видимых дисбалансов. Тимошенко предлагает законодательно утвердить статус оппозиции – Янукович командирует в общую рабочую группу одного из своих лучших юристов - Елену Лукаш.
Лидер ПР предлагает учесть в программе деятельности нового правительства наработку своего Кабмина относительно экономических реформ – премьер соглашается поговорить об этом с "экономическим идеологом" Партии регионов Ириной Акимовой.
Янукович требует немедленного принятия бюджета с учетом наработок своего правительства (соответствующую экспертную группу, по его словам, возглавит Николай Азаров) – Тимошенко соглашается работать над главным финансовым документом совместно с постоянным объектом своих шуток и критики по любому поводу.
Тимошенко предлагает совместно дорабатывать законы о временных следственных комиссиях и Счетной палате – Янукович согласен.
Тем не менее, когда премьер предлагает оппозиции членство в надзорных советах, должности заместителей министров и заместителей председателей областных администраций – лидер Партии регионов не отвечает, а потом, во время подхода к прессе, в очередной раз отказывается от этих предложений.
Самые ожесточенные баталии начинаются при обсуждении темы пересмотра приватизации предприятий.
Как известно, о важности этого вопроса говорят почти все в Регионах и, что самое важное, - богатейший бизнесмен страны, депутат от ПР Ринат Ахметов, который даже посвятил этому львиную часть своего последнего брифинга, напоминая новоизбранному премьеру Тимошенко, "что все отобрать и потом поделить" – плохая логика.
Теперь уже лидер Партии регионов, очевидно зная о намерениях Тимошенко аннулировать схему, по которой Ахметов сейчас имеет в своем распоряжении 44% акций Днепрэнерго, начал отвоевывать добро однопартийца.
- Тот процесс, который сейчас начался касательно пересмотра приватизации некоторых предприятий, может отрицательно повлиять на привлечение инвестиций. Поэтому я просил бы вас - это наши требования будут - по любому объекту, который, как вы считаете надо пересматривать, создать общую рабочую группу и сначала рассмотреть все аспекты этого проекта, - начал Янукович.
- Я просила бы вас привести хотя бы один пример, сейчас, в присутствии прессы, чтобы мы не были голословными, - настроилась на спор Тимошенко.
- Я, например, говорю о Днепрэнерго, - переходит к наболевшему Янукович, - я хочу сказать, что в 2006 году вашим правительством была начата процедура банкротства этого предприятия, и это было понятно, ведь предприятие болело. Нами была введена санация, но мы не успели его вылечить...
- А в этот раз вылечили..., - иронизирует Тимошенко, имея в виду переход Днепрэнерго под контроль Ахметова во время правления Януковича.
- А на этот раз мы нашли...
- Рецепт? - продолжает хитро улыбаться Тимошенко.
- Рецепт, - соглашается Янукович, - экономика предприятия оздоровлена, стоимость предприятия поднята. Сегодня возвращены долги по зарплате рабочим, государство получило налоги.
- Я хотел бы, чтобы мы с вами сели и рассмотрели этот процесс в динамике с 2001 года, у нас есть с вами такая возможность. Есть ваша точка зрения, есть наша точка зрения. Возможно, истина где-то посредине. Но не надо сегодня пугать инвесторов и владельцев.
- И еще один вопрос – увольнение по политическим мотивам, - Янукович пытается изменить противоречивую тему, - возможно, вы не владеете сегодня полной информацией, так как я уверен, объем работы премьер-министра...
- Днепрэнерго? Я не владею Днепрэнерго? - подсознательно не переключается на другую тему Тимошенко.
- Нет, я говорю об увольнении. Я знаю, что по Днепрэнерго вы владеете вопросом, и не немного... И мне приятно обсуждать эту тему с вами, как с человеком, который владеет ситуацией, - начинает сдаваться Янукович.
- Виктор Федорович, я просто хочу вам напомнить, что одно предприятие вы уже лечили – это Криворожсталь. И вылечили идеально – потом лечили суды всех инстанций. Сейчас это предприятие, кстати, работает прекрасно...
- А где деньги делись, которые государство получило? - экспромтом в голову Януковича приходит его давний козырь, - Съели!…До нас, кстати.
- Нет, кстати, до вас не все деньги съели. Я тщательно разобралась: частью этих денег погасили дефицит бюджета, а 8 миллиардов все это время лежат на казначейском счете. Если вы не знаете, то я вам хочу сказать, что пока вы были премьер-министром, у вас на казначейском счете сохранялось 8 миллиардов, - подколола оппонента Тимошенко.
- Ну, мы вам неплохой казначейский счет оставили, - окончательно сдался Янукович.
- Именно такой, как и мы вам, - кротко ответила Тимошенко, чувствуя, что выиграла эту маленькую битву.
Потом вернулись к Днепрэнерго, и Янукович снова предложил Тимошенко совместно рассмотреть эту тему, после окончательного решения всех судебных инстанций по предприятию. Тимошенко согласилась "если решение будет честным" вместе обговорить - "как раз и навсегда прекратить теневую приватизацию".
А потом они закончили встречу, снова обменявшись напоследок нежнейшими улыбками и репликами.
И, даже если в этот момент Виктор Федорович очень хотел сказать Юлии Владимировне что-то нехорошее, а Юлия Владимировна, тем временем, уже хотела уколоть Виктора Федоровича извлеченной из прически шпилькой, то все это они сделали уже за дверью.
Но очередное испытание на публичность оба выдержали до конца и на "отлично".