Ловушки украинизации

Четверг, 20 декабря 2007, 12:56
Когда читаешь мемуары Павла Скоропадского, возникает впечатление, что он пишет о современных событиях: насильническая украинизация, поиск сбалансированного подхода между великорусской и украинской позициями, радикализация великорусского и русскоязычного меньшинства и т.п..

Уже в 1917-1921 годах соревновались два подхода к созданию государства: украинско-националистический Центральной Рады и Директории и воздержанный Скоропадского.

Одной из очевидных причин неудач Центральной Рады и Директории было строительство "Украины для украинцев". В тех исторических обстоятельствах это было, с одной стороны, вполне поняло и закономерно.

Украинство последовательно истреблялось автократическим царским режимом на протяжении столетий и во время украинской революции можно было с большими трудностями насобирать достаточно образованных украинских людей для управленческих должностей в правительстве, преподавателей высшей и средних школ и т.д.

С другой стороны, задекларированных уверений, что права национальных меньшинств будут уважаться в новом украинском государстве, было явным образом недостаточно, чтобы утихомирить великорусское и русскофильское меньшинство, которое до этого впервые в истории начало себя осознавать меньшинством.

Сначала украинское упорство Центральной Рады воспринялось довольно положительно многими тогда зваными малороссами, которые "отыскивали свои корни" и даже великороссами - припомните, что во время революции, даже Скоропадский, который любил Украину Шевченко, считал себя "русским человеком".

Но когда дело дошло до украинизации, многие люди начали считать ее насильнической. Самоутверждение всего украинского осуществлялось за счет ненависти к Москве и всему русскому.

Это радикализовало значительную часть русского и русскоязычного населения против украинской Украины. Началась открытая конфронтация на многих уровнях: в правительстве, в школе, на улице. Очевидно, что ситуация 1917 кажется нам очень знакомой...

Скоропадский опередил свое время, уже в 1918 году выступая против насильнической украинизации и, как он их называл, "узких украинцев". Он старался найти сбалансированную позицию, чтобы построить крепкое государство (подчеркиваем государство, а не нацию!), основанное на профессионализме, прагматизме и здоровом патриотизме.

Он в то время уже понимал, что крепкое государство можно построить не на "шароварах и песнях", а на современных украинских государственных идеях: развитая наука (поэтому – учреждение Украинской Академии Наук), образованная управленческая элита, крепкая армия, украинизированные отряды, объединенные патриотичной идеей, и т.п..

Гетман также выступал за украинский язык, так как считал, что знание языка края является уважением к государству, которое тебя защищает. Но сам контекст и презентация его убеждений меняли отношение населения к этим идеям.

К чему эти уроки истории? Украина продолжает искать свой путь и  способ решения "больного" вопроса построения государства.

Сама идея правильная – утверждение крепкого и зажиточного украинского государства, которое защищает своих граждан. Но методы достижения цели явным образом неадекватные.

Современные "центральнорадцы" и "директористи" причинили много вреда так называемому "украинскому делу". Вследствие их действий пострадали два языка и идентичности – и украинская, и русская. Даже одна мысль о насильнической украинизации оттолкнула значительную часть населения от "украинской Украины".

Радикальный национализм еще никогда ни к чему путному не приводил - вспомните войны в бывшей Югославии, Хамас в Палестине ли даже братьев Качинских в Польше.

В Украине установились так сказать региональные микроклиматы. "Западенцы" живут в своем мире, считают россиян и русскоязычных украинцев москалями, уважают Шухевича, вспоминают с ностальгией австро-венгерские времена и называют велосипед "ровером".

"Схидняки" еще выходят и входят на станции метро "Советская", проходят мимо памятников грозному вождю пролетариата и уважают 1 мая.

Однако последние годы показывают, что это - воображаемая стена, и микроклиматы в определенной степени искусственно поддерживаемые.

Это - благодаря развитию экономики - люди все больше путешествуют по Украине в бизнес и других целях и имеют компании с представительствами во всех регионах Украины, становятся более современными политические партии, которые все больше работают с избирателями во всех регионах, не оставляя без внимания даже самые отдаленные хутора, имеют все больший доступ к Интернету и к независимым мыслям, которые там уже можно прочитать - например, Украинская правда и другие издания – на 3 языках, люди чаще путешествуют заграницей и т.п..

Восток и Запад все больше узнают друг о друге и понимают, что микроклиматы все-таки выдуманные. Мое недавнее путешествие на востоке Украины послужило тому хорошим примером.

На мои вопросы на украинском языке на меня не только не смотрели изумленно, а даже старались вежливо ответить на украинском и всячески мне помочь.

Если человек разговаривает на нормальном украинском языке – это вызывает уважение и восторг, как и владение любым другим иностранным языком (или языкам).

Благосостояние каждой семьи и человека в украинском государстве – становится постепенно той идеей, которая объединяет всех граждан Украины. Все чаще можно услышать: "какая разница, на каком языке, главное, чтобы нам всем хорошо было".

Это важное изменение в сознании украинцев. На наших глазах уже начала формироваться современная Украина. Новое поколение технократов (их можно назвать "двуязычными прагматиками") – свободно владеет двумя языками и уже воспитало совершенно другое отношение к своей Отчизне.

Они - за успешную Украину. Они гордятся ее победами на международном уровне: украинской футбольной команды, участия Украины в "Евровидении". Они - за возрастание ВНП, и т.д. Но  меньше ли они любят свою Отчизну, чем те, что ревностно обороняют "соловъинисть" Украины? Они ее любят по-иному, по-современному...

Государство, которое отождествило себя с националистическими идеями, попало само в свою же ловушку. Оно не успевает приспособиться к прогрессивности своих граждан. От этого страдают оба языка.

Все больше людей понимают, что на украинском языке уже не только можно говорить о творчестве Шевченко и петь песни.

Это – современный язык, который обслуживает государственную бюрократию, науку, масс-медиа и частично бизнес. Но украинский язык и дальше не может свободно развиваться из-за постоянной оппозиции русскоязычной части населения и в особенности политиков, которые пользуются языковым вопросом в своих целях.

Русский язык тоже страдает. Уровень владения этим языком значительно ухудшился в Украине - во многих школах язык просто не изучают, и языковые навыки, так сказать, воспитываются на улице.

Украинцы, которые общаются на международном уровне, понимают, что хорошее знание русского языка может очень пригодится – ведь это все-таки один из шести официальных языков ООН.

Время уже показывает свои лечебные способности. Оно не учитывает ни политические страсти и конфронтации, ни воображаемые и мифические убеждения. Оно просто делает свою работу – воспитывает новую Украину.

Оксана Мишловская, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде