Право быть собой
21 августа 1968 года, из заявления ТАСС об оккупации Чехословакии войсками Варшавского договора
14 декабря 2007 года российский МИД отреагировал на государственную украинскую гуманитарную политику заявлением. Процитируем только некоторые формулировки, которые прозвучали в ней: "Реабилитируется организация украинских националистов - украинская повстанческая армия (ОУН-УПА), хотя хорошо известно, что бандитские формирования УПА принимали участие в карательных акциях нацистов", "обращает на себя внимание, что радикальные националистические силы в стране чувствуют себя не только вольготно и безнаказанно, но все более активизируют свои провокационные действия", "пора дать отпор подобным националистическим выходкам".
Формулировки – беспрецедентные по своей откровенности и нахальству, использованию советских и имперских штампов.
Это – прямое обвинение Виктора Ющенко в содействии "нацистским прихвостням".
Это – повторение агитпроповского вранья образца 1944-1952 годов о сотрудничестве УПА с нацистами.
Это – вопрос целостности советской "монументальной пропаганды" и символьного присутствия в Украине.
Это – приравнивание действий группки провокаторов и хулиганов к государственной политике.
Такие формулировки Кремль себе позволяет в адрес не всех своих соседей. Ведь спикеры Москвы не говорят, например, полякам, что Армия Крайова – "бандформирование", Юзеф Пилсудский – "наемник иностранных разведок", а памятники жертвам коммунистических репрессий – "сомнительные идеологические установки" "националистических сил, которые себя вольготно чувствуют".
Российские империалисты избрали наших героев своими врагами. Мазепа, Петлюра, Бандера не воевали за присоединение русских земель к Украине, не создавали марионеточных российских правительств, не заставляли россиян в Рязани и Смоленске говорить на украинском языке. Они боролись за свое государство на своей земле.
Российские империалисты до сих пор не могут отделить свою и нашу историю. Они не могут признать то, что Голодомор – не частичный случай "голода в СССР", и то, что у Галичины есть свое особое отношение к российско-советскому империализму, вызванное кровавой насильнической политикой последнего.
Ведь "предателем" Мазепа может быть, только если он был "своим" до того.
Российские империалисты считают, что признание преступлений российской и советской империи в Украине – "антироссийское", спекулятивно втягивая в этот спор русский народ, в том числе – и граждан Украины, которые считают себя россиянами.
Они всех антиимперцев называют "националистами", проштамповывая их "нацистами", без оглядки на реальное состояние вещей - националистические политические силы в Украине маргинальны и, в сущности, не представлены в политике.
Да, Мазепа, Петлюра, Бандера и сотни других – герои национально-освободительной антиимперской борьбы. Да, они - враги российской империи (не путать с русским народом!), точно так же, как индус Махатма Ганди – враг британской, латиноамериканец Симон Боливар – испанской, болгарин Васил Левский – турецкой империи.
Но британская, испанская и турецкая империи – на кладбище истории. А этим манифестом российский МИД подтверждает: мы – живая империя, и не потерпим антиимпериализма в зоне своего влияния.
Да, большая часть украинской истории прошла под российским протекторатом. Да, украинцы принимали участие в развитии империи – от казацких войск, которые брали Крым и императорских канцлеров до украинцев-нефтегазовиков Тюмени и прапорщиков Советской армии.
Но это не делает Украину частью России. Ваш протекторат закончился 16 лет тому назад, господа имперцы.
Представьте себе "алаверды" этого обращения российского МИД с замененными на российские украинскими географическими названиями и вставленными фамилиями российских шовинистов – и мы почувствуем, как "на воре шапка горит".
Зачем российская власть безответственно ссорит своих граждан с украинцами? Зачем поносит чужих героев в своей стране? Почему требует от соседей переписывать страницы их истории?
Прошлое – это конфликт. Российско-советская империя – не ангел. И только осмыслив ее прошлое не по навязчивым подсказкам "старшего брата", а в диалоге, и избавившись от хамских имперских замашек, можно идти дальше.
Остап Крывдык, политолог, активист