The Truth Is Out There: Конспирология по-украински
От взора общественности уже 60 лет скрывают летающую тарелку, потерпевшую крушение под Розвеллом. За гибелью принцессы Дианы стоит британская королевская семья. Сценарий оранжевой революции был разработан ЦРУ.
Решение одесских властей о восстановлении памятника Екатерине II – часть глобальной спецоперации Кремля. Цены в Украине повышают враги Тимошенко (когда ЮВТ – премьер) или соратники Тимошенко (когда ЮВТ – оппозиционер).
Если вам известна хоть одна из этих бесспорных истин – значит, вы принадлежите к славному племени конспирологов.
"Конспиративизм как менталитет рассматривает все существенные события с позиций теории заговора", - так охарактеризовал этих любопытных граждан американский профессор Джордж Энтин.
На каждом шагу конспирологи видят скрытое воздействие могущественных сил: спецслужб, международных корпораций, тайных обществ и т. п. Случайностей, простых совпадений или неожиданных побочных эффектов не бывает в принципе.
Если в результате резонансного события кто-то выиграл, значит, он его и организовал. А если некоторые факты противоречат стройной теории – налицо коварная попытка замести следы, лишний раз подтверждающая наличие заговора.
Вообще, окружающий мир делится на подлых заговорщиков, наивных простаков и проницательных конспирологов. Того, кто начинает спорить с ярыми приверженцами теории заговоров, тотчас переводят из категории простофиль в замаскированные пособники врага...
Феномен конспирологии уже давно привлекает западных историков, социологов и психологов. Что ж, зарубежным светилам не мешало бы обратить внимание на Украину.
Ибо наша страна вполне может претендовать на звание конспирологической Мекки.
Во-первых, обнародованием сенсационных X-files у нас занимаются ведущие политики страны.
В этом смысле 2007 год выдался особенно урожайным. Спикер Александр Мороз раскрыл заговор военных, готовившихся двинуть на Киев мифическую "1-ю танковую дивизию". Президентский секретариат сообщил о планах физического устранения Юлии Тимошенко, Виктора Балоги, Юрия Луценко и Давида Жвании.
Депутат-регионал Василий Киселев лично поведал о возможном покушении на свою скромную персону. Министр транспорта и связи Николай Рудьковский анонсировал злодейские теракты на железной дороге.
Наконец, мы услышали сакраментальный вопрос: "Хто отруїв Цушка?"
Во-вторых, теория заговоров прочно овладела умами миллионов украинцев.
Заметить подозрительное совпадение, отыскать скрытый подтекст, вынести безапелляционный вердикт – у многих граждан это уже вошло в привычку. Сферой политики конспирологические изыскания не ограничиваются.
Пищей для подозрений служит буквально все: от техногенных аварий и цен на бензин до телевизионных "Кадетов" и "Великих украинцев".
О событиях прошлого и говорить не стоит – конспирологические трактовки украинской истории ХХ века пользуются бешеной популярностью. И, разумеется, особое внимание адепты теории заговоров уделяют "четвертой власти".
Украинский журналист может беречь свою честную репутацию как зеницу ока: бдительные читатели-конспирологи все равно определят, кем был проплачен не понравившийся им материал.
В-третьих, для Украины характерен феномен, который немало озадачил бы любого западного исследователя.
Только у нас заядлый конспиролог может за пять минут превратится в типичного скептика, а еще через пять минут снова приступить к раскрытию изощренных заговоров. Виной тому традиционное противостояние Востока и Запада, а также двойные стандарты – куда без них!
Со времен наколотых апельсинов и российского спецназа на Банковой для двух берегов Днепра не существует единых теорий заговора.
Кому-то повсюду мерещатся происки Запада и его оранжевых прислужников, кому-то – поистине дьявольские козни Москвы. При этом оппоненты не без основания обвиняют друг друга в паранойе.
С видом трезвомыслящего человека житель Львова объявляет бредом утверждения крымчан о том, что США пытаются превратить Украину в свою колонию. А мгновение спустя он начинает с жаром доказывать, что восстановление одесского памятника Екатерине и безобразия ЕСМ на Говерле – это звенья одной масштабной идеологической диверсии, разработанной в Кремле.
Парень из Донецка смеется над попытками киевских патриотов выявить на интернет-форумах сотрудников ФСБ. Но если речь вдруг зайдет о кознях ЦРУ в секретариате Ющенко, язвительный насмешник немедленно перевоплотится в доморощенного агента Малдера, уверенного, что истина is out there.
Аналогичные метаморфозы происходят и с украинскими политиками, мигрирующими из оппозиции во власть и обратно.
2005 год: оппозиционер-прагматик Инна Богословская с ироничной улыбкой комментирует теории бензинового и мясного заговоров, озвученные Юлией Тимошенко.
2007 год: заместитель министра Инна Богословская как заправский конспиролог демонстрирует списки бизнесменов-бютовцев, связанных с пищевой индустрией – вот кто злонамеренно повысил цены на продукты, стараясь подорвать авторитет правительства!
Что же превращает конспиративизм в характерную черту украинского менталитета?
Причин немало. Выделим хотя бы три основные:
а) Объективный фон: конкурентная, но непрозрачная политика.
Изо дня в день мы становимся свидетелями подковерной борьбы и грязных интриг в верхах, экономического лоббизма, засилия откровенной "джинсы" в медиа, давления на Украину со стороны северного соседа.
Все это провоцирует рост подозрительности в обществе. Рядовой гражданин начинает видеть сговор и подвох буквально всюду, приписывая предполагаемым интриганам фантастическую координацию и невиданное могущество.
В результате здоровый скептицизм по отношению к политикам и СМИ плавно переходит в паранойю.
б) Наши политические деятели активно пропагандируют разнообразные теории заговоров.
В отечественном политикуме стало доброй традицией периодически заявлять о планах покушения на себя любимого. А уж раздуть до фантастических масштабов реальные интриги конкурента – вообще святое дело!
Образ вездесущего врага помогает лидеру мобилизовать своих сторонников – об этом знали еще Гитлер со Сталиным. Дошла сия простая истина и до отечественной элиты.
в) Как форма популизма конспирология чрезвычайно привлекательна для обывателя.
Хотя словосочетание "теория заговоров" ассоциируется у нас с чем-то мудреным и запутанным, на самом деле конспирология дает простые объяснения весьма непростым явлениям.
Там, где действует множество естественных и рукотворных факторов, зачастую не связанных друг с другом, конспирологи списывают все на злую волю конкретных сил.
Поэтому теория заговоров – настоящее раздолье для дилетантов. Подменим конспирологией экономику – и любой школьник, не читая трудов Пола Самуэльсона и Джозефа Стиглица, с легкостью объяснит, отчего в стране повышаются цены.
Подменим конспирологией историю – и светилом исторической науки станет хоть профессиональный физик, хоть бывший машинист.
Существует ли эффективное лекарство от параноидальной конспирологии? Пожалуй, только здравый рассудок. Нужно проводить четкую грань между гипотезой и фактом, подозрением и твердой уверенностью.
Помнить, что пресловутый подход "Кому выгодно?" не является универсальным. Избегать стиля мышления, присущего конспирологам: они начинают с выводов, а затем находят основания, чтобы отбросить все неудобные факты.
В целях профилактики стоит периодически вспоминать о теориях заговора, озвученных нашими политическими кумирами и на проверку оказавшихся вымыслом.
За каждым из украинских политиков тянется внушительный шлейф таких заявлений. Не является исключением и главная претендентка на премьерское кресло.
В персональном досье Юлии Владимировны фигурируют и партия фальшивых денег, ввезенная из РФ для расчетов с участниками "бело-голубых" митингов (2004 год); и российский спецназ, охраняющий администрацию Леонида Кучмы (2004 год); и награда экономического форума в Кринице, присужденная Леди Ю, но в результате президентских козней отданная "другому политику" (2005 год)...
Уделить особое внимание госпоже Тимошенко автора побудили не инструкции ФСБ или ЦРУ. Просто с премьерством Юлии Владимировны может быть связан очередной виток конспирологических настроений в нашем обществе.
И дело тут не в личных качествах ЮВТ, а в специфических особенностях конспирологии по-украински.
На Западе теории заговоров направлены главным образом против властей – это они прячут от народа сбитые НЛО и планируют снабдить каждого гражданина бесплатным чипом в мозгу!
В Украине правящие круги сами выступают в роли мощного генератора конспирологических идей. Как известно, с улучшением нашей жизни уже сегодня у властьимущих постоянно возникают проблемы. А теория заговора – отличный способ объяснить населению, почему его не удалось облагодетельствовать в кратчайшие сроки.
Весь 2007 год нас радовали сенсационными откровениями Александр Мороз, Николай Рудьковский, Василий Цушко, Инна Богословская и прочие конспирологи из антикризисной коалиции. Видимо, теперь эстафета перейдет к Юлии Тимошенко и ее соратникам. Все условия для этого налицо.
С одной стороны, регионалы действительно будут по мере сил вставлять премьеру Тимошенко палки в колеса, хотя переоценивать их возможности не стоит: события этого года показали, что на роль всесильных Гениев Зла лузеры из ПР явно не тянут.
С другой стороны, команда ЮВТ, отягощенная грузом нереальных предвыборных обещаний, столкнется с объективными экономическими трудностями. Соблазн объяснить неизбежные промахи и неудачи вражеским заговором чересчур велик.
Так что прикладная конспирология рискует стать излюбленным занятием нового Кабмина. А поскольку демократической коалиции сочувствует более половины наших сограждан, очередные конспирологические изыски гарантированно найдут отклик в массах.
Дело агента Малдера в Украине живет и побеждает!