Революция продолжается

Четверг, 8 ноября 2007, 13:12

О люди! Люди небораки!
Нащо здалися вам царі?
Нащо здалися вам псарі?
Ви ж таки люди, не собаки!

Тарас Шевченко

"Демократ" Саакашвили сделал то, что не сделал диктатор Шеварднадзе – применил слезоточивый газ и резиновые пули против мирных демонстрантов в Тбилиси. "Демократ" Ющенко отважился на то, на что не отважился диктатор Кучма – вопреки Конституции распустил украинский парламент.

Осенние события 2003-го в Грузии и 2004-го в Украине не были революциями – в обеих странах состоялось только изменение президентов без изменения Системы. Вопреки ожиданию граждан, и Ющенко, и Саакашвили восстановили авторитарные порядки, установленные их предшественниками.

Более того, оба президента превзошли своих "политических родителей" - Шеварднадзе и Кучму - и в номинации "диктатор" начали конкурировать с Путиным и Лукашенко.

Оба, как и Шеварднадзе с Кучмой, будут повалены народом.

1. СИСТЕМА И РЕВОЛЮЦИЯ

Мы вышли из одной "шинели" - СССР: и Украина, и Грузия, и Россия, и другие постсоветские страны. В начале 90-х здесь везде установилась Система олигархического капитализма.

Небольшая группа людей благодаря "ваучеризации", "шоковой терапии", а главное – благодаря связям с представителями исполнительной власти, получила в свое распоряжение львиную долю бывшей государственной собственности.

Именно эта социальная группа – крупные капиталисты, названные журналистами "олигархами" - вместе с высшим эшелоном государственного аппарата и своими топ-менеджерами стали "фаворитами" новой социальной Системы. Такая Система для своего сохранения требует специальной политической организации общества – авторитарного режима по типу президентской республики, что и было установлено во всех без исключения странах СНГ.

Но такое положение вещей не могло понравиться "аутсайдерам" Системы - всем остальным социальным группам, с которых взыскивали олигархи. Наемным работникам и пенсионерам не может нравиться их место в социальной яме, в которой они оказались, а мелкие и средние предприниматели не могут смириться с монополизацией целых отраслей бизнеса и отсутствием конкурентных основ в экономике.

В конце 90-х на постсоветском пространстве сложились условия для социальных взрывов. Эти условия совсем не означали "обездоленность масс" (хотя этот фактор тоже присутствовал). Эти условия заключались в том, что "аутсайдеры" ощутили в себе силу изменить Систему, то есть осуществить революцию.

Первой, в 2000-м году, поднялась Украина - началась "Украина без Кучмы". Осенью 2001-го в Грузии взорвалась "Грузия без Шеварднадзе" (грузины учились у нас), а весной 2002-го тысячи молдаван вышли на улицы Кишинева.

Не смотря на то, что поводы для выступлений были разные (в Украине – убийство журналиста Гонгадзе, в Грузии – обыск в помещении телекомпании "Рустави – 2", в Молдове – изменение школьных программ), массовые демонстрации имели социальные причины.

Тысячи украинцев, даже тех, кто не знал Георгия, вышли на улицы Киева потому, что не могли терпеть социальную несправедливость. Тысячи грузинов, даже тех, которые не имели отношения к телевидению и раньше не проникались свободой слова, вышли на проспект Руставели. В Украине первым требованием протестантов была отставка президента Кучмы, но главным требованием все же было изменение Системы социальных, экономических и политических отношений. Весной 2001-го социологи впервые зафиксировали преимущество сторонников парламентской республики над сторонниками "сильной руки" в Украине.

И в Украине, и в Грузии демонстранты, достигли ряда тактических побед (например, отставки руководителей МВД и СБУ), но все же не смогли победить стратегически. И Кучма, и Шеварднадзе остались на своих местах, а Система осталась незыблемой.

Но "Украина без Кучмы" и "Грузия без Шеварднадзе" стали первыми этапами демократических революций в своих странах. В 2001-м демократическая революция еще не пришла в социальную действительность, но поселилась в мыслях и душах людей.

После этого даже журналисты, которые раньше послушно выполняли "темники", начали протестовать против них. Тогда мы знали, что, не смотря на то, что демонстрации прекратились, РЕВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. Мы знали, что второй этап демократической революции неминуем, только не знали, когда он произойдет.

Еще один важный момент – "Украина без Кучмы" и "Грузия без Шеварднадзе" были общественными движениями и ни одна политическая партия, ни один политический лидер не мог руководить этими акциями (в Украине Тимошенко в начале УБК, а Ющенко до самого конца акции оставались функционерами режима Кучмы).

То, что на вопрос: "Украина без Кучмы, но с кем?", мы не давали ответа в виде конкретной фамилии, было нашим преимуществом. Благодаря этому мы смогли объединить вокруг идеи изменения Системы и левых, и правых, сделать то, чего больше всего боялся Кучма. Без преувеличения можно сказать, что именно тогда, в начале 2000-х, в результате первого этапа демократических революций, в Украине, Грузии и других странах СНГ появилось гражданское общество – общество граждан, которые не хотели мириться с несправедливостью.

2. ИЗМЕНЕНИЯ БЕЗ ПЕРЕМЕН

Второй этап состоялся так быстро, что мы его не ожидали. В ноябре 2003-го грузины повалили режим Шеварднадзе, в декабре 2004-го украинцы положили конец правлению Кучмы, а в начале 2005-го киргизы распрощались с авторитарным правлением Акаева.

Во всех случаях поводом для народных выступлений были выборы, но люди, которые выходили на киевские, тбилисские и бишкекские площади, хотели большего – изменения не просто правящего режима, а своей жизни.

Но в Киеве другие люди, те, кто стоял на сцене, выстроенной на Майдане Независимости, сводили все требования граждан к одному: "Ющенко - президент". Они и не собирались изменять Систему. Они просто хотели возглавить Систему. События 2004-го в Киеве, как и 2003-го в Тбилиси, стали не гражданской, а политической акцией.

К сожалению, группе политиков и олигархов, сконцентрированных вокруг Саакашвили и Ющенко, до недавнего времени видных деятелей режимов Шеварднадзе и Кучмы, удалось использовать стремление граждан в своих целях. Украинцы поменяли президента, но единственным системным изменением стала конституционная реформа, которая немного уменьшила полномочия президента. В Грузии все было проще – Саакашвили перенял систему президентского авторитаризма без каких-либо изменений.

Дело в том, что среди буржуазии вопреки общим социальным интересам существуют разные объединения – "кланы", которые конкурируют между собой. И полем, на котором разворачивается главная конкуренция, является государственная власть, благодаря которой, собственно, и существуют олигархические консорциумы.

В 2004-м, воспользовавшись народным восстанием, кланы, объединенные вокруг Ющенко (так называемые "любі друзі") и Тимошенко (Губский, Абдулин, Жеваго etc), кланы, выращенные в окружении Кучмы, победили клан "донецких" и стали новыми "фаворитами" Системы.

Их социальная природа превратила их из людей, которые возглавили революционное выступление, в контрреволюционеров. Оба "помаранчевых" правительства – и Тимошенко, и Еханурова – не собирались и не хотели ничего менять в социальной жизни граждан.

Их задача состояла лишь в том, чтобы приспособить существующие схемы накопления капитала к новым персоналиям. "Помаранчевая" контрреволюция в лице партий авторитарного направления: "Наша Украина – Народная самооборона" и "Блок Юлии Тимошенко" - собирается отменить и единственное достижение декабря 2004-го – конституционную реформу.

Собственно, для этого и был задуман в администрации Ющенко фарс с досрочными парламентскими выборами. Именно по поводу отмены реформы и распределения государственной власти, а, также и бизнеса, договариваются между собой олигархи Ющенко с олигархами Ахметова.

Знакомый журналист сказал, что правящей партией в Украине после выборов будет ЛДПР – "Любі Друзі и Партия Регионов". Впрочем, в каком бы формате не договорились кланы (ЛДПР или НУНС-БЮТ) – этот формат будет оформлен в той или иной парламентской коалиции – кто-то из них проигрывает, а кто-то выиграет. Только граждане от этого не получат никаких изменений.

В 2006-м разочарование украинцев в "помаранчевых" ожиданиях вылилось в голосование на парламентских выборах за Партию Регионов. В 2007-м главный результат парламентских выборов состоял даже не в высоких процентах Блоков Тимошенко и Литвина и провале социалистов, а в наибольшем количестве за всю историю Украины тех, кто "проголосовал ногами" или проголосовал против всех.

Треть украинцев отказалась очередной раз выбирать между олигархами, какого бы цвета – помаранчевого или синего – они не были. "Голосование ногами" - сегодня не пассивная, а наиболее активная гражданская позиция. Она свидетельствует о том, что мы находимся на стадии тотального разочарования, которое сменится новым – третьим этапом демократической революции. Революции настоящей, которая сметет всех – и "помаранчевых", и "синих". Революции, которая, в конце концов, откроет путь к социальным изменениям.

В Украине ни УБК, ни события 2004-го не были революцией в прямом значении этого слова, поскольку не привели к изменению Системы. Ведь социальные причины, которые вытолкали людей на Майдан в 2000-м и в 2004-м, продолжают действовать. Эти причины должны найти свое разрешение, и потому они с исторической необходимостью выведут украинцев снова на улицу. Революция продолжается и стремится к своему завершению.

3. ГРУЗИЯ КАК ЗЕРКАЛО УКРАИНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Эти слова были бы очередным теоретизированием, если бы не восстания в Грузии. Грузины, которые во время "Грузии без Шеварднадзе" перенимали от украинцев опыт УБК, сегодня пошли вперед. Если революция продолжается в Грузии, то скоро она придет и в Украину.

2-го ноября 2007-го в Тбилиси начался третий этап демократической революции. Этап гражданский, без политического руководства – митинги в Тбилиси, Кутаиси, Поти организовывают разнообразные политические партии, иногда противоположного идеологического направления – но с одной и довольно ясной программой: "Грузия без президента". То есть - с программой парламентской республики.

Тысячи сынов и дочерей Грузии под дубинками, водометами и резиновыми пулями сегодня защищают демократию в своей стране, будущее своей страны. И даже если с помощью войск, чрезвычайного состояния, закрытия рта оппозиционным телеканалам, фюрер Саакашвили сможет временно сохранить свою власть, изменения в Грузии после ноябрьских событий 2007-го неминуемы.

Грузины стали другими, получив крещение кровью. Главное, чтобы они не повторили свою ошибку и не превознесли вместо Саакашвили новых авторитариев вроде саакашвиливского министра обороны Окруашвили или шеварднадзевской и саакашвиливской спикерши Бурджанадзе, которые в недавнем времени превратились в "оппозиционеров" и "миротворцев".

Надеюсь, что грузинская революция обойдется и без "помощи" олигархов Березовского и Патаркацишвили, которые в свое время оказывали содействие приходу к власти батона Михо и в залог получили в начале его правления значительные бизнес-преференции вплоть до контроля над производством "Боржоми".

А что касается обвинений в том, что восстание в Грузии инспирировано из-за границ страны, то это не проблема восставших. Это - проблема диктаторов, как вчерашних, так и сегодняшних. Все они вместо того, чтобы искать причину массовых выступлений народа в собственном поведении, ищут "руку" Москвы или Вашингтона.

Понятно, что парламентская республика – не самая лучшая форма правления, но лучше пока что никто не придумал. Парламентаризм не устранит всех проблем, но, как минимум, разбалансирует "админресурс", который в Украине направляется администрацией президента и назначаемыми им губернаторами, а также даст представительство и право голоса большинству или всем социальным группам.

В конце концов, парламентаризм будет оказывать содействие свободе слова и выражению взглядов гражданами. Парламентская республика сегодня выгодна мелкой и средней буржуазии, которая благодаря парламентаризму получит право конкуренции вместо монополизации экономики, характерной для президентского правления.

Другие социальные группы не так много получат от такого изменения. Но изменение формы правления президентской на парламентскую – шаг, который необходимо сделать для того, чтобы иметь возможность сделать второй и третий шаги.

Грузины показывают нам пример. События в Грузии – предостережение Ющенко и его администрации касательно их авторитарных посягательств (вслед за фюрером Саакашвили может пойти фюрер Ющенко). Тем не менее, похоже, уроки Грузии мало чему учат нашего президента и его окружение.

Как и грузинский диктатор Саакашвили, Ющенко хочет получить контроль над всеми "силовиками", включая МВД, которое по Конституции Украины принадлежит к ведомству парламентской коалиции. (Чтобы ввести вооруженных людей в столицу, как он старался это сделать в мае?).

Как и грузинской диктатор Саакашвили, Ющенко с помощью закрытия телепередач (например, "Подвійний доказ" на канале "1+1") и увольнения журналистов ("Новый" и "5-й канал") старается контролировать общественное мнение.

Как и грузинский диктатор Саакашвили, Ющенко с помощью "помаранчевых" министров в 2005-06-м разгонял оппозиционные митинги. Как и пакистанский диктатор Мушшараф, Ющенко распускает парламент и освобождает "неугодных" судий.

К сожалению, пока что все эти вызовы со стороны администрации Ющенко гражданским правам не находят адекватного ответа в украинском гражданском обществе и на Западе, который еще недавно так пристально опекался правами человека в Украине. Думаю, ПОКА ЧТО. Впрочем, это даже не главное.

Главное, что события в Грузии показали нам: любой авторитаризм, каким бы именем он не назывался – Саакашвили, Ющенко, Путин – будет преодолен.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Владимир Чемерис, сокоординатор акции "Украина без Кучмы", член правления Института "Республика"

* От редакции. Редакция УП не всегда разделяет точку зрения авторов, тем не менее, и в дальнейшем будет отстаивать возможность людей высказывать свою точку зрения. Даже, если она не совпадает с мнением большинства.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде