Ющенко. Реанимация власти
Ощутив себя хозяином ситуации, Ющенко решил разыграть свою "золотую акцию", которая временно попала ему в руки – на период внесения в парламент кандидатуры премьер-министра.
Вся нынешняя деятельность президента контрастирует с политической пассивностью, которую Ющенко демонстрировал два первых года своих полномочий.
За последний месяц Ющенко публично сделал не менее полудюжины неоднозначных заявлений, которые должны были бы вызвать удивление у людей, знающих конституционные функции главы государства.
Уже на следующий день после выборов, 1 октября, Ющенко выразил беспокойство по поводу медленного подсчета голосов. "Даю поручение правоохранительным органам немедленно начать расследование задержки передачи первичных протоколов", - заявил он.
У знатоков конституционного права такая форма общения главы государства с правоохранительными органами вызвала удивление – прямых полномочий давать устные поручения милиции у Ющенко нет.
Юристы президента, объясняя его шаги, часто ссылаются на эфемерную норму Конституции о том, что глава государства является "гарантом прав и свобод человека". Однако в исполнении этой нормы можно дойти до того, что президент возьмет на себя функции прокурора, судьи и департамента выполнения наказаний.
Статья 19 Конституции специально ограничивает пространство для творчества должностных лиц – они "обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины".
Однако процесс создания образа "решительного президента" вступал в конфликт не только с изложенными на бумаге законами, но и с элементарной логикой.
Например, 3-го октября Ющенко сделал свое легендарное заявление на крыльце секретариата президента: "Даю поручение Партии регионов, БЮТ, "Наша Украина – Народная самооборона" (…) начать политические консультации относительно формирования большинства в парламенте и правительстве".
На такие указания у президента нет ни прав, ни оснований – поскольку он вмешался в сферу компетенции не зависящих от него политических сил: Партии регионов и блока Тимошенко. И, если, например, БЮТ не захотел бы проводить консультации – значит, они тогда являются нарушителями "поручения президента".
13 октября пресс-служба Ющенко в связи с событиями в Днепропетровске распространила еще одно заявление – о том, что "глава государства поручил премьер-министру Януковичу безотлагательно составить государственную комиссию для выяснения причин взрывов".
Можно приветствовать эти действия Ющенко в трагических обстоятельствах, но, несомненно, такая комиссия была бы создана и без инициативы президента. Не говоря уже о том, что подобные поручения от президента выглядят сомнительно.
15 октября президент еще раз выступил с сообщением в ультимативных тонах – теперь из сферы экономики. "Мое требование остается неизменным – госбюджет-2008 должен гарантировать повышение уровня социальных стандартов в Украине", – заявил Виктор Ющенко.
Вмешательство президента в текущую деятельность правительства не предусмотрено действующим украинским законодательством – кроме как останавливать его постановления. Хотя на общем фоне это заявление выглядит более или менее оправданным, поскольку у Ющенко есть инструмент вето на бюджет – в отличие от его поручений по созданию коалиции.
Тогда же 15 октября Ющенко раздавал команды в связи со взрывом в Днепропетровске.
"Я приказываю всем ответственным руководителям сделать все, чтобы люди были полностью защищены государством", - сказал он.
Пиар-составляющая этих слов президента очевидна – поскольку и без благословения со стороны Виктора Ющенко ситуация не предусматривала другой реакции от "ответственных работников".
Намного корректнее со стороны президента было бы сказать: "я сделаю все от меня зависящее...". Однако такая конструкция требовала бы от Ющенко постоянного участия в том, чтобы права и безопасность людей не пострадали.
Примененная же им некорректная формулировка "я приказываю" предусматривает одноразовое действие. Но достижение эффекта от этих слов опускается на уровень исполнителей команд президента. Это не предусматривает ответственность самого Ющенко в случае, если все же "люди не будут полностью защищены".
17 октября Ющенко сделал новое сообщение: "Соответственно Конституции, заявляю о готовности на основе предложений коалиции внести на утверждение кандидатуру премьер-министра и кандидатуры в состав Кабинета министров. Поручаю Блоку Юлии Тимошенко и Блоку "Наша Украина – Народная самооборона" выполнить необходимые конституционные требования".
Первое же предложение из этой цитаты звучит удивительно. По сути, оно означает: соответственно Конституции, заявляю о готовности выполнять функции президента. Как Виктор Ющенко представлял бы себе другое развитие событий? То есть он мог не подать кандидатуру премьера, нарушая Основной закон?
Во втором предложении снова звучит поручение президента в адрес самостоятельной политической силы – БЮТ – к которой Ющенко не имеет никакого отношения. Интересно, если бы Леонид Кучма в 2002 году поручил "Нашей Украине", например, вступить в коалицию с СДПУ(о) – как бы на это прореагировал ее тогдашний лидер?
18 октября Ющенко еще раз публично выразил недовольство темпами создания коалиции. "Я требую от всех политических участников парламентского процесса максимально быстрой динамики".
Эти слова главы государства, кроме очевидной нетактичности, выглядят вдобавок абсурдно – поскольку депутаты на формирование коалиции имеют месяц, гарантированный им Конституцией.
23 октября в Харькове Ющенко еще раз раскритиковал этот процесс за медленность. "Я официально поручил Юлии Тимошенко и Вячеславу Кириленко вместе с переговорными группами как можно скорее взять на себя ответственность и сформировать демократическую коалицию", – сказал он.
Если поручения Кириленко Ющенко может давать как почетный глава партии, то на основании чего он дает поручения Тимошенко, так и осталось загадкой.
И, наконец, 6 ноября Ющенко дал еще одно поручение – и. о. министра внутренних дел Михаилу Корниенко "в короткий срок подготовить законопроект, который бы существенно повысил штрафы за нарушение правил дорожного движения, а также разрешил бы работникам ГАИ применять штрафные санкции к нарушителям на месте".
Подобная формулировка выглядела, по меньшей мере, некорректно. Такое сообщение на сайте президента было бы уместно два года назад, когда глава государства имел влияние на исполнительную власть – однако сейчас действует новая редакция Конституции, по которой милиция введена в подчинение премьер-министра и подконтрольна Верховной Раде.
Кроме того, когда Янукович вторично въехал в апартаменты главы правительства, было принято специальное постановление Кабмина. В нем говорилось, что в связи со вступлением в действие изменений в Конституции, Ющенко больше не должен давать поручения правительству. Президентские юристы назвали это незаконным и угрожали остановить действие такого нормативного акта одновременно с обжалованием в Конституционном суде.
Однако на сайте КС размещен перечень – какие именно представления поступили к ним от президента по состоянию на 5 ноября 2007 года. И там нет ничего, что могло бы поставить под сомнение то, возможно, и безграмотное, но действующее постановление правительства.
Виктор Ющенко входит во вкус игры по наращиванию полномочий – воспользовавшись ситуацией коалиционной неопределенности, он забирает власть, которая, по мнению Ющенко, должна принадлежать ему.
Эти каникулы у главы государства, когда он может диктовать условия, ограничены во времени – до утверждения нового премьер-министра.
Президент отталкивается от логики, что Банковая может отклонить предложенную кандидатуру главы правительства.
В разговоре с "Украинской правдой" представители секретариата приводят такие аргументы, что, поскольку президенту дают 15 дней на внесение счастливчика – значит, он не выполняет функции просто почты, а потому может предъявлять свои требования и действовать на собственное усмотрение.
Хотя, на самом деле, нет ни одного вердикта Конституционного суда, который бы подтверждал право Ющенко блокировать представление премьер-министра.
Однако и Юлия Тимошенко, и Виктор Янукович никак публично не реагируют на вмешательство со стороны Ющенко в их дела. Они понимают, что у Ющенко есть другой, более опасный инструмент влияния – это давление на "Нашу Украину" с целью создания коалиции – либо с БЮТ, либо с Партией регионов.
Именно этот фактор заставляет лидеров двух самых рейтинговых сил важно качать головой в ответ на требования, которые с все большим аппетитом выдвигает глава государства к потенциальным партнерам.
Наименее солидно в этой ситуации выглядит сам президентский блок, который замер в позе шпагата.
Иллюстрация этому – процесс сбора подписей под странным документом, который якобы имеет отношение к созданию коалиции.
Как известно, по состоянию на вторник официально объявлено, что там отсутствуют подписи трех лиц – Игоря Криля, Василия Петьовки (оба – ближайшие соратники Виктора Балоги) и Ивана Плюща, главного агитатора за широкую коалицию.
Если поверить, что, кроме Криля, Петьовки и Плюща, эту бумагу скрепили остальные будущие бело-помаранчевые депутаты, то общая численность автографов составляет 225. То есть ровно на границе между созданием и распадом демкоалиции.
Задержать паузу именно на этом моменте, чтобы показать шаткость конструкции, предложенной Тимошенко, Кириленко и Луценко, выгодно секретариату президента – и Виктору Балоге с его премьерскими амбициями в частности.
Поэтому эти фамилии неподписантов не должны удивлять.
Но на самом деле манифест, который так долго ждет благословения от трех депутатов, не влечет за собой никаких последствий.
Более того, настораживает и законспирированость, в которой держат документ – и это вызывает подозрения у многих нашеукраинцев, что там отсутствуют не только Криль, Петьовка и Плющ, а, например, и Стельмах или Палица.
Как рассказали источники "Украинской правды", многострадальный документ – только политическая декларация, которая состоит из трех пунктов и касается давно "пережеванных" тем.
– Когда я его подписывал, там было обещание создать демократическую коалицию с БЮТ, вступить во фракцию НУНС в новом парламенте и поддержать программу деятельности коалиции, - рассказал один из депутатов от "Нашей Украины".
Настоящее коалиционное соглашение депутаты будут скреплять после получения полномочий в новом парламенте. То есть, по большому счету, и эти расписки не имеют никакой необходимости, кроме политического давления на тех нашеукраинцев, которые шатаются – с дальнейшим осуждением отказчиков.
Однако, все эти интриги – только публичная сторона медали.
Инициатором сбора подписей выступал Вячеслав Кириленко, а его правая рука Олег Гуменюк хранит у себя оригинал документа в одном экземпляре, который выдается подписчику для росписи рукой, а потом изымается назад.
И одной из целей замысла было показать, что Кириленко как лидер президентской партии держит под контролем свою фракцию.
Однако на практике идея превратилась в цирк, что сделало достоянием публики всю ту анархию, которая царит в "Нашей Украине – Народной самообороне", где не один, не два и даже не три центра принятия решений.
Таким образом, когда люди Балоги не поставили автографы, тем самым Юлии Тимошенко был послан сигнал, что именно он держит "золотую акцию", а ее коалиционные переговоры с Вячеславом Кириленко и Юрием Луценко были, в определенной мере, бессодержательной тратой времени.
Внутренние интриги – это хронический диагноз "Нашей Украины". Кроме конкуренции за влияние внутри будущей фракции, сейчас Кириленко, Луценко и Балога сошлись в новой борьбе – вокруг темы создания единой партии.
Перед выборами участники НУНС задекларировали обязательным условием своего дальнейшего сосуществования объединение в новый мега-проект.
Год назад Балога приложил руки к избранию Кириленко лидером "Нашей Украины". Однако, со временем, молодой вождь начал собственную игру, чем не на шутку разозлил руководителя секретариата президента, который отводил ему не более, чем роль марионетки.
В итоге внутри НУНС развернулась война за влияние. Чтобы укрепить собственные позиции, Балога взялся за кулуарный процесс объединения участников блока в единую структуру. Его логика поняла – ведь новая партия будет требовать избрания и нового лидера, на месте которого уже не видят Кириленко.
Понимая, что власть у него забирают просто из-под носа, Кириленко решил официально создавать единую партию. В результате политсовет блока, возглавляемый им же, создал три рабочие группы, которые будут разрабатывать устав новой партии, ее программу и сценарий объединения.
Ющенко же, который не упускает повод, чтобы подправить что-то в "Нашей Украине" на свое усмотрение, сейчас отстраненно наблюдает за этим процессом сверху. Он дает возможность победить более сильному, чтобы с этой новой структурой начать избирательную кампанию президента-2010.