Местный референдум как ключ к киевскому престолу
Можно с уверенностью твердить только об одном – борьба будет еще более отчаянной. И обусловлено это тем, что большинство в новой Верховной Раде получили "помаранчевые" политические силы, которые до этого были и остаются основными адептами идеи изменения киевской власти.
То, какие сценарии для устранения из столичного престола Леонида Черновецкого и его команды могут предложить БЮТ и НУНС, детально описывалось в статье "Земля, земля, это Черновецкий. Полет проходит нормально".
В данном материале основное внимание хотелось бы уделить возможности изменения власти в Киеве благодаря проведению местного референдума.
Местный референдум - наиболее приемлемый способ устранить действующую киевскую власть от своих обязанностей. Он разрешит прекратить полномочия не только городского председателя, но и городского Совета.
Такой вариант является более чем идеальным для помаранчевых, которые не контролируют большинство в Киевсовете, из-за того, что значительная часть депутатов перешла на сторону Черновецкого.
Удачное проведение местного референдума лишит фракции Киевсовета такой головной боли, как применение императивного мандата к перебежчикам.
Более того - главное преимущество местного референдума состоит в том, что он предоставляет процессу изменения власти признаки легитимности. Чего нельзя сказать обо всех других методах.
Местный референдум разрешает приобщить к смещению киевской верхушки общину города и таким образом показать, что это был "глас народа". А это, согласитесь, козырь немалый для кого угодно, кто бы не пришел на место Леонида Черновецкого и его команды. Тогда картина будет выглядеть, как будто срисованной из учебника: община высказала недоверие старой власти и сразу же после того избрала новую.
В этом свете местный референдум является намного более тонким ходом, чем, скажем, инициирование резонансного решения суда по лишению Черновецкого его мэрских полномочий, или очень уже сомнительного с точки зрения закона прямого постановления Верховной Рады.
Но на пути к организации местного референдума существует целый ряд препятствий. Все эти препятствия берут свои истоки из несовершенства закона "Про Всеукраинский и местные референдумы".
Проблема в том, что данный закон предусматривает активную деятельность местной власти в процедуре организации референдума, который должен подготовить почву для ее же (власти) устранения.
Вот такой парадокс.
В ст.17 этого закона сказано: "Инициативные группы местного референдума регистрируются председателями местных Советов народных депутатов, на территории которых предлагается провести местный референдум". То есть, председатель местного Совета, который будет освобожден после удачно проведенного референдума от выполнения своих обязанностей, должен подписать собственный приговор.
В ст.21 закона о референдумах речь идет о том, что решение о назначении референдума постановляет на своей сессии местный Совет большинством голосов. Снова же видим те же самые "грабли".
Кроме того, существует еще много чисто технических незначительных, но очень важных моментов, которые делают невозможным назначение и проведение местных референдумов.
Тем не менее, несмотря на такие коллизии в законе, попытка провести местный референдум в Киеве все-таки была. Весной несколько политических сил, среди которых: БЮТ, НУНС, Блок Кличко, Форум освобождения Киева "Киевляне" и партия "Великая Украина", провели собрание инициативных групп из организации местного референдума в столице. На этом собрании были приняты вопросы, которые в будущем должны были выноситься на местный референдум.
Звучат они следующим образом:
Поддерживаете ли Вы досрочное прекращение полномочий киевского городского председателя Черновецкого Леонида Михайловича?
Поддерживаете ли Вы досрочное прекращение полномочий Киевского городского совета 5 созыва?
Впрочем, данная инициатива провалилась. Киевская власть отказала в регистрации инициативных групп, которые должны были бы заниматься сбором подписей на поддержку местного референдума. Отказы мотивировались техническими претензиями к оформлению документов.
На данный момент политические силы – инициаторы процедуры местного референдума - отстаивают свое право на регистрацию инициативных групп в суде.
После всего изложенного выше, становится понятным, что попытка провести местный референдум по действующему закону на руку только столичной власти, которая удачно использует щели в законодательстве в свою пользу и затягивает время, успевая, между прочим, раздать сотню-другую гектаров киевской земли.
Напрашивается только один выход из этой, казалось бы, патовой, ситуации – изменение или принятие нового закона, который бы регулировал назначение и проведение местных референдумов.
Почва для этого подготовлена уже давно. В Верховной Раде еще V созыв был создан законопроект "О местном референдуме", автором которого является член фракции БЮТ Андрей Портнов.
Не тяжело догадаться, что новый законопроект значительно облегчает путь к процедуре местного референдума. Этот законопроект фактически был написан под местный референдум в одном конкретном городе. И название этого города - Киев.
Это не означает, что новый законопроект, став законом, не будет инструментом многоразового использования. Нет, наоборот - наверняка возникнет соблазн применить его не только в столице. ЕСТЬ и другие города, над которыми висит тень изменения местной власти. Например: Харьков, Черкассы и т.д.
А в чем же собственно ключевое отличие нового законопроекта от действующего закона?
Все очень просто, теперь вопрос организации процедуры референдума по вопросам досрочного прекращения полномочий городского председателя и соответствующего совета поручен не местной власти, а ЦИК.
Кроме того, есть еще ряд нюансов, таких как - увеличение срока для сбора подписей на поддержку местного референдума из тридцати до сорока пяти дней, уменьшение обязательного процента явки на референдум, и прочее. Таким образом, если в городе есть критическая масса людей не удовлетворенных властью, а в составе ЦИК есть нужный ресурс, то путь к местному референдуму открыт.
Этот законопроект не мог быть проголосован парламентом прошлого созыва через две серьезных причины.
Во-первых, в "помаранчевых" тогда и близко не было большинства в Верховной Раде.
Во-вторых, на поддержку Партии Регионов в этом вопросе надеяться было напрасно, поскольку Леонид Черновецкий крепко с ней дружил на местном уровне.
Теперь большинство в парламенте в "помаранчевых" и есть все предпосылки для того, чтобы законопроект стал законом.
Но настораживает то, что большинство это пока что только на бумаге, и запас прочности у нее очень критический - лишь несколько штыков.
В любом случае можно с уверенностью твердить - БЮТ и НУНС будут всеми силами стараться проголосовать новый закон "О местном референдуме" в парламенте VI созыва.
А Леонид Черновецкий в свою очередь будет стараться всячески стимулировать Блок Литвина и Партию Регионов, чтобы те ни под каким поводом не поддерживали такую инициативу.
Скорее всего договориться Черновецкому с данными политическими силами не составит особой трудности, поскольку эти партии представлены в Киевсовете, который является источником раздачи городских ресурсов.
Итак, нас в будущему ожидает настоящая битва за Киев, тогда и посмотрим, на чьей стороне будет победа.
Андрей Коломиец