Как заставить чиновников мыть руки?

Сергей Грабовский, для УП — Вторник, 6 ноября 2007, 12:21

Почему наша украинская власть такая постылая и противная, не зависимо от того, кто именно и под какими флагами возглавляет ее?

Почему наши чиновники не исполняют добросовестно свои обязанности, а требуют взятки, - но и после получения энной суммы "на лапу" нередко не делают того, за что им заплатили дважды: в виде зарплаты и в форме мзды?

Почему законы написаны так, что курица лапой, вероятно, некоторые из них написала бы куда лучше? Почему... Почему... Почему...

Политологи, экономисты, историки, литераторы и литературоведы, этнографы и даже театральные актеры отчаянно спорят, почему у нас получилась такая власть и какие основные характеристики властно-чиновничьего клана.

Автор этих строк тоже немало писал на эту тему в политологических и исторических ракурсах, но не так давно пришел к выводу, что, возможно, рафинированные теоретические конструкции здесь не нужны. Ведь речь идет о вещах, которые требуют вовсе не политологического, а психоаналитического или патопсихологического исследования и объяснения.

…Капризная судьба этим летом забросила меня работать в журнал, редакция которого располагалась в доме, в котором находятся комитеты Верховной Рады Украины и некоторые другие государственные учреждения.

По коридорам здесь ходят мужчины в красивых костюмах, с галстуками, в хороших туфлях и с печатью собственной значимости на лицах. Женщины тоже ничего, но не о них речь, а о тех чиновниках мужского пола (среди которых встречаются даже некоторые бывшие нардепы), которые преобладают в этом доме.

Так вот: где-то в августе меня заинтересовала одна пикантная деталь в поведении этих самых мужчин.

Заинтересовала так сильно, что побудила начать собирать и анализировать информацию об этом поведении, чтобы сделать некоторую статистику. Хотя – замечу отдельно для определенной категории читательской аудитории – эти наблюдения не заняли у меня слишком много специально выделенного времени, ведь надо же когда-то еще и работать.

Я прекрасно понимаю, что сам объект и тема наблюдений может шокировать кого-то из читателей, а в глазах определенной публики я буду полностью дискредитирован, но – если утверждение о журналистах, как о санитарах свободного общества справедливо, то приходится брать во внимание и не очень презентабельные вещи, сам разговор о которых для кого-то – признак плохого тона.

Но еще более плохой тон – молчать о том, что ты узнал.

Таким образом, просьба политически целомудренную и высоконравственную публику дальше не читать.

А для всех других – результат наблюдений и обобщений на протяжении более, чем месячного срока: только один из пяти чиновников аппарата Верховной Рады моет руки после, извините, визита в уборную.

Другими словами, только один из пяти придерживается элементарных норм гигиены и поведения в цивилизованном обществе. Один из пяти тех, кто готовит документы для депутатов, работает над законами, и вообще – обеспечивает нормальное функционирование украинского парламента.

Не знаю, как вы, а я лично был этим шокирован.

Стоит ли объяснять, почему именно? Думаю, не стоит.

Понятно, что ни в коем случае нельзя утверждать, что человек, который аккуратно моет руки, является воплощением всех возможных добродетелей.

Это бы противоречило как исторической правде - Адольф Алоизович в зрелом возрасте в этом плане был бы вылитый ангел, - так и основам общей психологии.

Но смею утверждать обратное: человек, который регулярно не моет руки, не придает этой мелкой повседневной процедуре надлежащего значения, едва ли может считаться достойным членом цивилизованного сообщества.

Тем более – достойным работником властных структур. Предполагаю, что гениальный поэт или скульптор может разрешить себе быть неряхой, но не бюрократ и не политик, которые должны действовать, прежде всего, рационально.

…Еще собирая статистику, я обратился к своим коллегам, которые аккредитованы в самой Верховной Раде, с просьбой предоставить соответствующую, разумеется, приблизительную, статистику относительно народных депутатов - конечно, по памяти, поскольку пленарных заседаний сейчас, как известно, нет.

Поразмыслив, коллеги общими усилиями вышли на соотношение 1:2. То есть – моет руки один, не моет – два.

Речь, конечно, шла только о мужской части депутатского корпуса, без деления на фракции. Опять-таки, говорится только о приблизительном соотношении. Но все равно можно констатировать: конституционное мужское большинство депутатов - а, учитывая небольшое количество женщин в украинском парламенте, возможно, что и просто конституционное большинство - не имеет привычки мыть свои руки после посещения места, куда и сам царь ходил пешком.

А после этого они идут принимать законы, а вечерами из телеэкранов учат нас жить и рассказывают о разнообразных операциях под названием "Чистые руки"...

Неужели надо расставлять в соответствующих местах дома Верховной Рады хорошо знакомые всем, кому за 40, еще со времен октябрятского детства сандружины?

…Уважаемые читатели, все это кажется полуанекдотом, но на самом деле речь идет об очень серьезных вещах.

Об элементарной цивилизованности. О чистоте рук, и не только в прямом смысле.

О способности придерживаться определенных норм. И обо всем остальном, связанном с тем, за что мы ругаем нашу власть – как депутатов, так и чиновников. Ведь можно сколько угодно рассказывать, что эти руки не воровали, но когда последний раз эти руки были вымыты – и в прямом, и в фигуральном смысле этих слов?

Ведь все в человеке связано, хотя далеко не всегда линейно, - но, наверное, не случайно, в те времена, когда общество очищало себя от осадка советских времен, подавляющее большинство тех, кто оккупировал властные кабинеты и коридоры, занималось совсем другими делами.

Об этом гениально сказала Анна Герман в программе "Свобода слова" 26 октября: "Я помню, как Чорновол водил нас на митинги во Львове в конце 80-х, а партийная номенклатура в это время банки прихватывала, и заводы приватизировала. А мы ходили, трясли трезубцами и пели: " Ой у лузі червона калина", и остались голые и босые и простоволосые".

Другими словами, нормальные люди тщательно мыли руки после той коммунистической грязи, в которой все мы оказались, а те, кто руки не мыл (и не нуждался в этом!), в это время захватывали всенародное достояние.

И что интересно: в словах Анны Герман чувствуется нескрываемая печаль поводу того, что в конце 1980-х она оказалась среди тех, кто хотел жить с чистыми руками и чистым сердцем. Что же, не так тяжело перестроиться и приобщиться к победителям, лишь бы только совесть разрешала тебе не мыть руки.

Вот такие дела.

Перефразируя модного телеведущего - психоаналитика в студию!

Ведь как иначе объяснить то, что для нормальных стран невозможно в принципе, когда причастность к власти настолько изменяет людей, или, наоборот, закрепляет в них определенные черты характера, что они позволяют себе пренебрегать нормами, предназначенными для "простых смертных" даже в таких пикантных вещах, о которых без вдохновения, но из чувства долга писал автор этих строк?

Возможно, в Верховной Раде VI созыва соотношение будет хотя бы один к одному? Возможно, важные мужчины в дорогих костюмах и туфлях прежде, чем проникаться судьбой страны или преисполняться собственными делами, обратят внимание на соблюдение элементарных цивилизационных норм? Может, и чиновников удастся воспитать, кто знает?

У меня лично нет никаких рецептов для решения этой проблемы. Я знаю лишь, что все, кто хочет жить в нормальной стране, должны сами мыть руки и приучать к этому своих детей. Для начала. А дальше надо будет подумать, что нам всем делать с властной братией, которая пренебрегает нормами санитарной и политической гигиены.

Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей