Эти долгожданные выборы

Сергей Кивалов, для УП — Понедельник, 5 ноября 2007, 13:34

Хочу сразу обратить внимание, что есть очередные выборы и внеочередные – третьего не дано.

Внеочередные выборы состоялись. Избранный 30 сентября 2007 года состав Верховной Рады сменит парламент, который работал всего полтора года.

Граждане проголосовали за тех, кому доверяют, и поэтому шестая по счету, начиная с 1990 года, Верховная Рада Украины по Конституции уполномочена работать полный пятилетний срок – до 2012 года включительно.

И не может быть другого варианта вроде того, что избранная на досрочных выборах Верховная Рада "добудет" срок полномочий Верховной Рады 5-го созыва, то есть новоизбранным народным депутатам осталось работать не многим более трех лет.

Мы имеем прецедент применения в этой ситуации конституционных норм. Это уже вторые досрочные парламентские выборы в Украине за 17 лет.

Первые состоялись в 1994 году, решение о проведении которых приняли тогдашний президент Леонид Кравчук и парламент. Верховная Рада Украины 2-го созыва, избранная на внеочередных выборах в 1994 году, действовала до 1998 года включительно, проработав полноценные четыре года.

Если бы Конституция предписывала ей лишь "добыть" срок полномочий переизбранной на внеочередных выборах Верховной Рады 1-го созыва, очередные выборы состоялись бы двумя годами раньше – в 1996 году.

Закон "О выборах народных депутатов Украины" говорит, что начало избирательного процесса объявляет своим решением Центральная избирательная комиссия в случаях и в сроки, установленные Конституцией и указанным законом.

В Основном Законе так же записано, что дата очередных выборов в Верховную Раду – это последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий парламента. Причем нет разграничения между Верховной Радой, избранной на очередных выборах, и Верховной Радой, избранной на внеочередных выборах.

Как только не менее трехсот народных избранников принимают присягу в сессионном зале, Верховная Рада становится полномочной, и начинается отсчет пятилетнего срока пребывания народных депутатов в своей должности.

Если это произойдет в ноябре, то, соответственно в последнее воскресенье ноября 2012 года состоятся очередные выборы в Верховную Раду 7-го созыва. Это будет 25 ноября, если кому-то любопытно.

Даже принятие новой редакции Конституции во время функционирования Верховной Рады 6-го созыва с соответствующими изменениями о сроках полномочий парламента не должно привести к новым выборам до указанного срока.

Будет ли так на самом деле, зависит не от гадания юристов на кофейной гуще, а от того, насколько политические силы и высшие должностные лица страны будут уважать выбор украинских граждан и право политической силы, которой избиратели доверили наибольшее количество голосов, реализовать свою предвыборную программу через органы законодательной и исполнительной власти.

Теоретически проведение внеочередных парламентских выборов можно инициировать в рамках закона или просто при очень большом желании, что мы имели возможность наблюдать в этом году.

Но в нынешней ситуации, как бы ни сложилась судьба новоизбранной Верховной Рады, президент, да и не кто другой, не может приостановить полномочия парламента, избранного на внеочередных выборах, на протяжении одного года.

Ну а через год, не ранее, то есть в конце сентября 2008 года, особо демократические силы могут и подтолкнуть страну к новым выборам. При этом то, что проведение каждого избирательного процесса поглощает сотни миллионов гривен народных денег, которые жизненно необходимы государству и обществу – в расчет не берется. А ведь страдают от этого все.

"Прививая" людям привычку к досрочным выборам и ежегодной смене правительств, Украина не приобщается к положительному опыту цивилизованных демократий.

История знает массу плачевных результатов таких бесконечных выборов. Политический или экономический кризис не решается только механической сменой парламентского большинства.

Нельзя постоянно проводить конкурс на лучшее обещание, да и не нужно: одного раза в пять лет вполне достаточно. Прелести перманентных выборов мы уже ощутили в полной мере.

Заглядывать слишком далеко вперед – недальновидно. Но полагаю, если нас ожидают следующие внеочередные выборы, то их попытаются спровоцировать и провести либо в конце 2008 года, либо сразу после очередных президентских выборов 2010 года.

Глубоко убежден, что избирательная кампания любой политической силы, на самом деле, начинается в момент, когда эта сила избирается широкими массами электората и делегируется в государственные органы для решения насущных проблем жизни государства и общества.

Избирательная компания – это отрезок времени между выборами. И поэтому в этот период следует плодотворно работать и конструктивно сотрудничать всем сторонам процесса, уважать граждан и не доводить ситуацию до неразрешимых противоречий в парламенте, до кризиса, при котором нет иного выхода, кроме как досрочные выборы.

Сергей Кивалов, руководитель Юридического департамента Центрального избирательного штаба Партии регионов, член Партии регионов, избранный народный депутат (№ 28 в списке)