Будущее имиджа Украины

Денис Богуш, для УП — Понедельник, 5 ноября 2007, 13:00

Какое будущее имиджа Украины? Как будут воспринимать Украину через 10-15 лет? Такой анализ должен базироваться на видении будущего государства Украина, возможностях его развития, стратегических задач и национальных приоритетов. Попробуем проанализировать некоторые аспекты для будущего имиджа Украины.

В современном мире основными ценностями государств являются информация и виртуальные факторы - например, имиджи и бренды, качество которых влияет на котировки на биржах, цены, решения правительств, распределение ресурсов и т. п.

Каждое государство в мире в наше время имеет свой имидж и является брендом. При этом имидж главы государства, премьер-министра является субъектом информационной безопасности страны.

Лидерство в любой важной области, даже победа в конкурсах и спортивных соревнованиях, может быть элементом формирования положительного имиджа страны.

Сейчас 200 стран соревнуются друг с другом в мировой конкурентной среде. Одно государство самое сильное, в другом самое большое количество населения, еще в одном - больше нефти и газа, другое председательствует в ООН, или в Евросоюзе, еще одно прославляется лучшим чаем или кофе, другое самыми надёжными автомобилями или компьютерами, кто-то - готовится к полету на Марс...

Вместе с этим государства обычно поддерживают прорывные идеи своих соотечественников на международном уровне.

Существует определенная разница между тем, что делают в Украине в этой области, и как выстраивается восприятие нашей страны вовне. Основные элементы имиджа Украины, к сожалению, никак на связаны со специальными государственными программами и специализированной активностью в этой сфере.

Например, элементы имиджа Украины это: Чернобыль, "Помаранчевая" революция 2004, фамилии - Шевченко, Кличко, Ющенко, Тимошенко, Руслана, Верка Сердючка, коррупция, проблемы с Россией. Их мы видим в исследованиях о нашей стране.

Положительные элементы имиджа возможно использовать в мировой конкуренции. Ярким примером было решение относительно ЕВРО-2012, благодаря умелой кампании ФФУ и Шевченко, Кличко и Ющенко.

На чем основывается имидж Украины

Для объективной оценки Украины, как субъекта, необходимо сделать ряд системных аналитических исследований. Эти исследования коррелируются и базируются на Стратегическом пакете.

Например, одним из шагов может быть SWOT-анализ Украины (публикуется впервые).

SWOT Украины, сокращенный вариант, исследования Bohush Communications, 2007

Сильные стороны

Слабые стороны

Выгодное территориальное положение

Высокий транспортный потенциал

Древняя история и культура

Высокий уровень образования населения

Космические технологии

30% мировых черноземов

Этнически и культурно однородное население

Нестабильность и непредсказуемость в политике и экономике

Отсутствие четкой стратегии развития страны

Энергетическая зависимость от России

Низкое развитие экономики

Социальная незащищенность населения

Юридическая незащищенность населения

Коррупция во всех органах власти

Значительный износ инфраструктуры

Незащищенность инвесторов

Возможности

Угрозы

Большие аграрные возможности

Региональное лидерство

Культурная столица

Производство и продажа военной техники

Курорт Крым

Участие в мировых проектах по освоению космоса

Равноправный член европейского сообщества

ЕВРО 2012

"Инвестиционный оазис"

Нет гарантий территориальной целостности – не проведена делимитация и демаркация границ с Россией, Белоруссией, Молдовой

Провоцирование сепаратизма в Крыму

Военная база русского морского флота до 2017 года в Севастополе

Высокая смертность населения – демографическая катастрофа

Эпидемия туберкулеза, быстрое распространение ВИЧ

Плохое состояние военных складов – тех. катастрофы

Энергетическая зависимость от России (газ, нефть)

Слабая защищенность транспортных магистралей, трубопроводов от террористических атак

Нет собственного цикла обогащения урана для АЭС, зависимость от России

Изношенность инфраструктуры и коммуникаций – техногенные катастрофы

Эта картина не является исчерпывающей, но объективирует основные направления для дальнейших аналитических исследований и стратегирования.

Для более конкретного анализа имиджа необходимо проанализировать  факторы, которые влияют на его составляющие.


Факторы имиджа страны можно разделить условно на внутренние и внешние.

Внешними можно назвать: внешнюю политику Украины, национальные интересы и приоритеты, членство в международных организациях, развитие отношений со стратегическими партнерами, инвестиционный климат и т. п.

Внутренние факторы, это: благосостояние населения, соблюдение конституционных прав каждого гражданина, уровень коррупции, уровень преступности, уровень теневого сектора экономики, социальное самочувствие и т. п.

Также важными являются психологические аспекты восприятия положительного имиджа Украины, такие как: гордость за страну, желания в ней жить, защищать, счастье, комфорт и проекция своего будущего со страной.


Внешние это проявляется как: любопытство страной, желания приехать в нее, делать в ней бизнес и вкладывать средства, комфорт и безопасность, связанные с Украиной.

Как поддерживается имидж Украины

В Украине на уровне государства в этой сфере была утверждена Государственная программа обеспечения положительного международного имиджа Украины на 2003 - 2006 годы (утв. постановлением КМУ от 15 октября 2003 г. N1609). Координацию и контроль по выполнению программы проводило Министерство иностранных дел, и она была выполнена.

В связи с реализацией предыдущей программы, было принято решение подготовить новую, и правительство Януковича в июне 2007 г. утвердило Концепцию Государственной программы формирования положительного международного имиджа Украины на 2007-2010 годы.

Государственным заказчиком программы и основным финансовым распорядителем средств государственного бюджета, рассчитанных на имидж Украины, назначено Министерство образования и науки (!). По состоянию на начало ноября работа над подготовкой программы не завершена.

Для реализации соответствующих мероприятий в бюджете Министерства образования и науки даже была начата новая бюджетная программа - Финансовая поддержка пропаганды Украины за границей, на реализацию этой программы по Госбюджету выделено 20 млн. гривен.

Исходя из этой логики, наверное, Министерство образования будет готовить имиджевую международную поддержку в подготовке к ЕВРО-2012. Учитывая, что за год работы МОН так и не сумело подготовить Государственную программу формирования положительного имиджа Украины на 2007-2011 года, результаты имиджевой поддержки этим министерством ЕВРО-2012 под большим вопросом.

В МИД в 2007 году на имидж Украины бюджетные средства не выделялись, вопреки тому, что именно это министерство наиболее эффективно может работать в данной области. Очевидно, по этой причине в МИД был ликвидирован структурный подраздел, который специализированно занимался международным имиджем Украины.

Это тем более досадно потому, что МИД в отличие от Министерства образования имеет значительный опыт работы с зарубежными PR-агенствами и мировыми СМИ.

В этом контексте достаточно сослаться на реализацию ряда общих проектов с ведущими специалистами Международной ассоциации паблик рилешнз (IPRA), в частности Тони Миханом (TMA Communications, Великобритания), Томасом Ахелисом (Ahelis & Partners Public Relations, Германия) и др.

Именно при поддержке Министерства иностранных дел Украины состоялся международный форум по формированию положительного имиджа Украины на Днях PR в Украине www.prdays.com.ua в 2006 году, на котором были специалисты PR из восьми стран мира.

Некоторые итоги исследований имиджа Украины будут презентованы 17 ноября 2007 года на втором Международном форуме "Имидж Украины" Томасом Ахелисом и Тони Миханом.

Будущее уже близко

Бесспорно, государство должно направлять усилия на формирование положительного имиджа страны, но это должна быть консолидированная позиция по вопросам политики, экономики, инвестиционных и туристических возможностей. Эта позиция должна отражать стратегию Украины в мире и базироваться на национальных интересах и приоритетах.

Во-первых, в этом направлении должно работать одно учреждение, например, координационный центр на базе МИД или специализированного института - как для исследований в этой области, так и для формирования рекомендаций для разных ветвей власти по освещению тех или иных событий.

Так как в мировом сознании немного другие ритмы, чем в нашей политике с досрочными выборами и разными ссорами политиков, то такое учреждение не должно меняться во время каждых перевыборов власти.

Во-вторых, политики и государственные учреждения должны иметь консолидированную позицию по разным вопросам, которые освещаются вовне. Сейчас украинские политики слишком сосредоточились на внутренней борьбе друг с другом и стараются разделить Украину на Восток и Запад, основываясь на результатах выборов. Но такой искусственный раздел не касается реальной жизни населения регионов. Тем не менее, меседж про "расколотую Украину" - уже в мировых СМИ.

В мире не уделяют так много внимания политике, как в Украине. Например, основываясь на исследованиях ТМА Communications, проведенных для МИД Украины, фокус наших новостей вовне: 44% о политике, 19% новостей – о бизнесе, но новости о политике преимущественно отрицательные.

Еще один важный фактор - источники новостей об Украине преимущественно не украинские (!).

В-третьих, Украина должна проводить активную, даже агрессивную информационную политику. Активно пропагандировать достижения и возможности Украины, поддерживать украинские информационные центры в разных странах, продвигать украинские СМИ в разных сетях в мире, проводить вещание на разных языках.

Необходим и комплекс мероприятий по информационной безопасности государства. Например, ЕВРО-2012, который мы выиграли в сложной борьбе - сейчас это событие пока не очень интересует мировое сообщество, но через пару лет начнется активное освещение подготовки к этому соревнованию.

Маленькая информационная война уже начинается, так как есть конкуренция с более опытными государствами, и необходимо делать много шагов в этом направлении. Не хватает грамотной информационной защиты и качественных международных сообщений о ходе подготовки. Кстати, необходима сама подготовка, которая не должна быть авральной, то есть в последний год все не построишь.

В-четвертых, подобная сфера – формирование положительного международного имиджа Украины - должна иметь финансирование, независимо от того, кто находится в коридорах власти. И от политических ссор не должна страдать такая важная сфера.

Денис Богуш, президент Bohush Communications www.bohush.org.ua, вице-президент Украинской PR Лиги, официальный представитель IPRA в Украине, председатель оргкомитета Дни PR в Украине www.prdays.com.ua