Будущее имиджа Украины
Какое будущее имиджа Украины? Как будут воспринимать Украину через 10-15 лет? Такой анализ должен базироваться на видении будущего государства Украина, возможностях его развития, стратегических задач и национальных приоритетов. Попробуем проанализировать некоторые аспекты для будущего имиджа Украины.
В современном мире основными ценностями государств являются информация и виртуальные факторы - например, имиджи и бренды, качество которых влияет на котировки на биржах, цены, решения правительств, распределение ресурсов и т. п.
Каждое государство в мире в наше время имеет свой имидж и является брендом. При этом имидж главы государства, премьер-министра является субъектом информационной безопасности страны.
Лидерство в любой важной области, даже победа в конкурсах и спортивных соревнованиях, может быть элементом формирования положительного имиджа страны.
Сейчас 200 стран соревнуются друг с другом в мировой конкурентной среде. Одно государство самое сильное, в другом самое большое количество населения, еще в одном - больше нефти и газа, другое председательствует в ООН, или в Евросоюзе, еще одно прославляется лучшим чаем или кофе, другое самыми надёжными автомобилями или компьютерами, кто-то - готовится к полету на Марс...
Вместе с этим государства обычно поддерживают прорывные идеи своих соотечественников на международном уровне.
Существует определенная разница между тем, что делают в Украине в этой области, и как выстраивается восприятие нашей страны вовне. Основные элементы имиджа Украины, к сожалению, никак на связаны со специальными государственными программами и специализированной активностью в этой сфере.
Например, элементы имиджа Украины это: Чернобыль, "Помаранчевая" революция 2004, фамилии - Шевченко, Кличко, Ющенко, Тимошенко, Руслана, Верка Сердючка, коррупция, проблемы с Россией. Их мы видим в исследованиях о нашей стране.
Положительные элементы имиджа возможно использовать в мировой конкуренции. Ярким примером было решение относительно ЕВРО-2012, благодаря умелой кампании ФФУ и Шевченко, Кличко и Ющенко.
На чем основывается имидж Украины
Для объективной оценки Украины, как субъекта, необходимо сделать ряд системных аналитических исследований. Эти исследования коррелируются и базируются на Стратегическом пакете.
Например, одним из шагов может быть SWOT-анализ Украины (публикуется впервые).
SWOT Украины, сокращенный вариант, исследования Bohush Communications, 2007
Сильные стороны | Слабые стороны |
Выгодное территориальное положение Высокий транспортный потенциал Древняя история и культура Высокий уровень образования населения Космические технологии 30% мировых черноземов Этнически и культурно однородное население | Нестабильность и непредсказуемость в политике и экономике Отсутствие четкой стратегии развития страны Энергетическая зависимость от России Низкое развитие экономики Социальная незащищенность населения Юридическая незащищенность населения Коррупция во всех органах власти Значительный износ инфраструктуры Незащищенность инвесторов |
Возможности | Угрозы |
Большие аграрные возможности Региональное лидерство Культурная столица Производство и продажа военной техники Курорт Крым Участие в мировых проектах по освоению космоса Равноправный член европейского сообщества ЕВРО 2012 "Инвестиционный оазис" | Нет гарантий территориальной целостности – не проведена делимитация и демаркация границ с Россией, Белоруссией, Молдовой Провоцирование сепаратизма в Крыму Военная база русского морского флота до 2017 года в Севастополе Высокая смертность населения – демографическая катастрофа Эпидемия туберкулеза, быстрое распространение ВИЧ Плохое состояние военных складов – тех. катастрофы Энергетическая зависимость от России (газ, нефть) Слабая защищенность транспортных магистралей, трубопроводов от террористических атак Нет собственного цикла обогащения урана для АЭС, зависимость от России Изношенность инфраструктуры и коммуникаций – техногенные катастрофы |
Эта картина не является исчерпывающей, но объективирует основные направления для дальнейших аналитических исследований и стратегирования.
Для более конкретного анализа имиджа необходимо проанализировать факторы, которые влияют на его составляющие.
Факторы имиджа страны можно разделить условно на внутренние и внешние.
Внешними можно назвать: внешнюю политику Украины, национальные интересы и приоритеты, членство в международных организациях, развитие отношений со стратегическими партнерами, инвестиционный климат и т. п.
Внутренние факторы, это: благосостояние населения, соблюдение конституционных прав каждого гражданина, уровень коррупции, уровень преступности, уровень теневого сектора экономики, социальное самочувствие и т. п.
Также важными являются психологические аспекты восприятия положительного имиджа Украины, такие как: гордость за страну, желания в ней жить, защищать, счастье, комфорт и проекция своего будущего со страной.
Внешние это проявляется как: любопытство страной, желания приехать в нее, делать в ней бизнес и вкладывать средства, комфорт и безопасность, связанные с Украиной.
Как поддерживается имидж Украины
В Украине на уровне государства в этой сфере была утверждена Государственная программа обеспечения положительного международного имиджа Украины на 2003 - 2006 годы (утв. постановлением КМУ от 15 октября 2003 г. N1609). Координацию и контроль по выполнению программы проводило Министерство иностранных дел, и она была выполнена.
В связи с реализацией предыдущей программы, было принято решение подготовить новую, и правительство Януковича в июне 2007 г. утвердило Концепцию Государственной программы формирования положительного международного имиджа Украины на 2007-2010 годы.
Государственным заказчиком программы и основным финансовым распорядителем средств государственного бюджета, рассчитанных на имидж Украины, назначено Министерство образования и науки (!). По состоянию на начало ноября работа над подготовкой программы не завершена.
Для реализации соответствующих мероприятий в бюджете Министерства образования и науки даже была начата новая бюджетная программа - Финансовая поддержка пропаганды Украины за границей, на реализацию этой программы по Госбюджету выделено 20 млн. гривен.
Исходя из этой логики, наверное, Министерство образования будет готовить имиджевую международную поддержку в подготовке к ЕВРО-2012. Учитывая, что за год работы МОН так и не сумело подготовить Государственную программу формирования положительного имиджа Украины на 2007-2011 года, результаты имиджевой поддержки этим министерством ЕВРО-2012 под большим вопросом.
В МИД в 2007 году на имидж Украины бюджетные средства не выделялись, вопреки тому, что именно это министерство наиболее эффективно может работать в данной области. Очевидно, по этой причине в МИД был ликвидирован структурный подраздел, который специализированно занимался международным имиджем Украины.
Это тем более досадно потому, что МИД в отличие от Министерства образования имеет значительный опыт работы с зарубежными PR-агенствами и мировыми СМИ.
В этом контексте достаточно сослаться на реализацию ряда общих проектов с ведущими специалистами Международной ассоциации паблик рилешнз (IPRA), в частности Тони Миханом (TMA Communications, Великобритания), Томасом Ахелисом (Ahelis & Partners Public Relations, Германия) и др.
Именно при поддержке Министерства иностранных дел Украины состоялся международный форум по формированию положительного имиджа Украины на Днях PR в Украине www.prdays.com.ua в 2006 году, на котором были специалисты PR из восьми стран мира.
Некоторые итоги исследований имиджа Украины будут презентованы 17 ноября 2007 года на втором Международном форуме "Имидж Украины" Томасом Ахелисом и Тони Миханом.
Будущее уже близко
Бесспорно, государство должно направлять усилия на формирование положительного имиджа страны, но это должна быть консолидированная позиция по вопросам политики, экономики, инвестиционных и туристических возможностей. Эта позиция должна отражать стратегию Украины в мире и базироваться на национальных интересах и приоритетах.
Во-первых, в этом направлении должно работать одно учреждение, например, координационный центр на базе МИД или специализированного института - как для исследований в этой области, так и для формирования рекомендаций для разных ветвей власти по освещению тех или иных событий.
Так как в мировом сознании немного другие ритмы, чем в нашей политике с досрочными выборами и разными ссорами политиков, то такое учреждение не должно меняться во время каждых перевыборов власти.
Во-вторых, политики и государственные учреждения должны иметь консолидированную позицию по разным вопросам, которые освещаются вовне. Сейчас украинские политики слишком сосредоточились на внутренней борьбе друг с другом и стараются разделить Украину на Восток и Запад, основываясь на результатах выборов. Но такой искусственный раздел не касается реальной жизни населения регионов. Тем не менее, меседж про "расколотую Украину" - уже в мировых СМИ.
В мире не уделяют так много внимания политике, как в Украине. Например, основываясь на исследованиях ТМА Communications, проведенных для МИД Украины, фокус наших новостей вовне: 44% о политике, 19% новостей – о бизнесе, но новости о политике преимущественно отрицательные.
Еще один важный фактор - источники новостей об Украине преимущественно не украинские (!).
В-третьих, Украина должна проводить активную, даже агрессивную информационную политику. Активно пропагандировать достижения и возможности Украины, поддерживать украинские информационные центры в разных странах, продвигать украинские СМИ в разных сетях в мире, проводить вещание на разных языках.
Необходим и комплекс мероприятий по информационной безопасности государства. Например, ЕВРО-2012, который мы выиграли в сложной борьбе - сейчас это событие пока не очень интересует мировое сообщество, но через пару лет начнется активное освещение подготовки к этому соревнованию.
Маленькая информационная война уже начинается, так как есть конкуренция с более опытными государствами, и необходимо делать много шагов в этом направлении. Не хватает грамотной информационной защиты и качественных международных сообщений о ходе подготовки. Кстати, необходима сама подготовка, которая не должна быть авральной, то есть в последний год все не построишь.
В-четвертых, подобная сфера – формирование положительного международного имиджа Украины - должна иметь финансирование, независимо от того, кто находится в коридорах власти. И от политических ссор не должна страдать такая важная сфера.
Денис Богуш, президент Bohush Communications www.bohush.org.ua, вице-президент Украинской PR Лиги, официальный представитель IPRA в Украине, председатель оргкомитета Дни PR в Украине www.prdays.com.ua