Ющенко: Яценюк сможет объединить парламент

Четверг, 29 ноября 2007, 20:55

Арсений Яценюк будет способен объединить парламент и обеспечить его эффективную работу. Такую мысль высказал президент Виктор Ющенко в интервью Би-Би-Си. Ющенко также поддержал создание коалиции между Нашей Украиной - Народной Самообороной и блоком Юлии Тимошенко, сказав, что впервые за три года его президентства появится парламентское большинство, на которое он сможет опереться в реализации своей программы.

Разговаривала Светлана Дорош

- Можно ли считать окончательным и бесповоротным формирование коалиции "Нашей Украины - Народной Самообороны" и блока Юлии Тимошенко?

- Вы знаете, я работаю президентом три года, и у меня ни один день не было парламентского большинства. Я думаю, что такие дни заканчиваются. Будет парламент, на который президент сможет опереться.

Вещи, которые выглядели проблемными в 2005-м году, или когда у нас был другой парламент, другое большинство, и оно, к сожалению, работало больше года, и это привело к потере очень многих инициатив, - теперь я думаю, что сегодня это уже в прошлом.

Я знаю позицию каждого депутата сегодня относительно перспектив будущей коалиции, национальных приоритетов, при помощи которых будет продвигаться коалиция.

Я вдохновлен тем, что уже больше никогда в украинской политике не повторится тот позор, который был год назад, когда из-за политической коррупции просто скупались мандаты депутатов, как в 2004-м году скупались голоса. Я думаю, что это была последняя "пьеса" того режима или детей того режима.

- Коалиции и будущему правительству будет брошен очень серьезный вызов. Вы знаете о новостях из Туркменистана, сегодня добавился еще Узбекистан. Эти страны существенно повышают цену на газ для России, который потом покупает Украина. Как Украине справиться с такой ситуацией, когда цену диктуют одни страны, а объемы газа контролируют другие?

- Я не буду делать пессимистических комментариев. Начну с того, что сегодня у нас есть достаточно серьезно обработанное и согласованное соглашение с ключевыми игроками, которые будут обеспечивать поставки газа в Украину в ближайшие 5-7 лет.

Мы, возможно, впервые сейчас пришли к ситуации, когда мы можем подписать документ, который будет регулировать в перспективе этот вопрос не только по времени, но и по исходным положениям, принципам и, в частности, по формуле определения цены на газ. У этого документа исключительная готовность, я бы сказал, финальная готовность.

- Это имеется в виду соглашение с "Газпромом"  или межправительственное?

- Это имеется в виду "Газпром" и некоторые правительственные позиции, которые регулируются протоколами. Я исхожу из того, что сегодня у Украины есть способы, восприняв обстоятельства, которые складываются на газовом рынке, серьезно их смягчить при помощи соответствующих инициатив.

О них я смогу говорить дней через семь-восемь. Уверен, что в вопросе урегулирования газовых поставок мы сегодня имеем достаточно ясную и четкую перспективу.

- Но это будет проблемой для нового правительства, которое может появиться на следующей недели. Верите ли вы, что премьер-министр Юлия Тимошенко сможет справиться с этими газовыми проблемами и цена на газ будет приемлемой для Украины?

- Я могу четко сегодня сказать одно: Украина провела на самом высоком уровне очень трудный и очень важный для нас переговорный процесс. Мы сегодня находимся на финальной стадии формального подписания этого документа.

Я думаю, что как только в России закончатся парламентские выборы, следующую неделю я отведу правительству для того, чтобы эти все вещи формализировать, поставить подписи. Что касается нашей позиции, то мы изложили те аргументы, которые бы хотели, чтобы их услышали как страны-поставщики газа, так и страны, которые обеспечивают транзит газа, и мне кажется, что этот диалог был достаточно продуктивный.

- Но я уточню все же: вы уверены в эффективности правительства Юлии Тимошенко?

- (после паузы): С одной стороны, я убежден, что любое правительство, которое будет сформировано в будущем, или правительство, о котором мы сейчас говорим - правительство Тимошенко, оно должно быть профессиональным.

Нам надо отказаться от политической, партийной практики назначать людей, которые в темах, вверенных соответствующим министерствам и ведомствам далеки, не имеют опыта. Это то, что происходит сегодня, например, с транспортом, когда мы имеем непрофильного министра, очевидно неглупого человека, но здесь речь идет не об оценке его интеллектуальных способностей, а о профессиональной способности.

Я знаю, что в предыдущем правительстве Юлии Тимошенко было довольно много вещей, которые подтверждают неэффективность управления.

Начиная от темы собственно модели управления, когда одним махом были уничтожены структуры, которые, кстати, должны заниматься государственным контролем, в том числе и в газовой сфере. Или тема так называемых свободных экономических зон. К сожалению, возможно, тогда время такое было, возможно, обстоятельства такие были, что надо было воспринимать и такого рода шаги.

Но в любом случае я хотел бы, чтобы любое будущее украинское правительство, в том числе и Юлии Владимировны, чтобы это было правительство профессиональное, чтобы там не происходили эксперименты одного дня, за которые потом приходится годами расплачиваться.

Ведь мое желание – сделать все, чтобы политическая нестабильность, которая коснулась украинского парламента, наносила минимальный ущерб стабильности государства как таковой, и, прежде всего экономической стабильности.

- Кстати, говоря о стабильности, или лучше, о нестабильности. В "Нашей Украине-Народной Самообороне" происходят процессы, далекие от стабильности. Одни обвиняют других в предательстве, другие требуют отставки лидеров из-за раскола партии. Не станет ли причиной кризиса в парламенте именно партия, в которой вы являетесь почетным председателем?

- "Наша Украина - Народная Самооборона" – это не партия одного человека. Сегодня в блоке НУНС девять партий. Вы можете дать рецепт, как партиям, у которых есть свои уставы, свои программы, методы управления найти модель, которая бы создала монолит в рамках блока?

- Я не могу. Но до выборов была любовь и выглядело все, кажется, довольно оптимистически...

- У меня одно желание: все девять политических партий должны быть в одной партии. Подать друг другу руку. Если нужно, оставить вне дискуссии вещи, которые будут детонировать в любой политической силе. И создать политический проект, который бы привел к единой партии.

Это путь, по которому должна пройти национальная демократия. Ведь я не хочу, чтобы мы в Украине говорили об одной или двух партиях, которые будут соревноваться, а вся демократия будет находиться в отдельных каких-то "гетто".

Вчера до позднего вечера (28 ноября) у меня была встреча с людьми, которые не подписали соглашение о создании коалиции. Мой разговор начался с ними с вопроса – а какой была цель выборов? Получить политическую стабильность. И эта цель остается целью номер один. Ради которой президент не спит, ради которой я веду диалог со всеми, кто может на это влиять.

Миссия "Нашей Украины" должна быть очень чувствительной и важной: создать стабильный парламент. И это моя сверхцель. "Наша Украина", как мне кажется, постоянно также ставила на этом ударение.

Мы эти конюшни должны вычистить, выбросить из них грязь и спекуляции, которые могут возникнуть на том или другом этапе работы парламента. Ведь поверьте, преимущество в два-три голоса большинства над меньшинством – оно важно, когда мы говорим об избрании премьера или спикера, и их можно проголосовать, но когда речь идет о том, как обустроить жизни страны, начиная с бюджета и заканчивая любым законом, - очень часто двух-трех голосов мало.

- Но очень часто оппозиция и коалиция голосовали одинаково по тем или другим вопросам! Выходит так, что сегодня все равно главная борьба за то,  кто сформирует правительство...

- ...Так вот я хотел бы поставить акцент, что главная цель сегодня - национальные приоритеты. Поиск того, что сможет объединить эти две силы (созданную коалицию и Партию регионов) хотя бы до статуса оппонентов.

Хотя, я могу назвать две трети во фракции НУНС или БЮТ, две трети - в других фракциях, возможно, кроме коммунистов, у которых нет отличий в идеологических основах.

Но знаю, что есть определенные круги в БЮТ, в Партии регионов, в других партиях, которые если допустить их к государственной или правительственной политике, могут сменить чувство государственных интересов на частные. Но это характерно, к сожалению, для многих политических сил, которые представлены в парламенте.

Поэтому еще раз повторяю, что главной целью, которая должна нас консолидировать, должны быть не портфели и не должности. А национальные цели. Чтобы потом, через месяц нам не ставили в укор, как в том еврейском анекдоте: колхоз создан, теперь шлите нам колхозников, так как некому работать. Будет создано большинство, но мы не сможем провести через сессионный зал закон!

- Арсений Яценюк, которого НУНС предлагает на должность председателя парламента, может стать объединяющей фигурой в том, о чем вы говорите?

- Безусловно, может! Безусловно. Прежде всего, новое лицо. А я думаю, что для многих национальных институтов появление нового лица само по себе – это шаг вперед.

Во-вторых, это просто мудрый человек, мудрый мужчина, который продемонстрировал свою профессиональность, начиная с минэкономики и нацбанка, заканчивая министерством иностранных дел. Есть ряд таких вот молодых людей, которые, я уверен, могут принести новое качество в украинскую политику.

Это человек, который не зашорен догматом какой-то узкой политической ориентации. Мне кажется, что это сверхважно. Ведь иначе неизбежным было бы формирование лагеря оппонентов в парламенте. Думаю, что это человек, который эффективно может выполнить консолидирующие функции в Верховной Раде.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде